О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Исчисление размера пенсии
в условиях пенсионной реформы

Н. И. Сапожникова,
руководитель учебно-методической группы отделения Пенсионного фонда РФ по Челябинской области, к. ю. н.

Проводимая в Российской Федерации с 1 января 2002 г . пенсионная реформа была обусловлена объективными процессами в российской экономике и политике, сопровождающими переход к рыночным отношениям. Последствия ее проведения неодинаковы для разных категорий граждан. В основном она касается граждан, которым до реализации пенсионных прав осталось не менее 20 лет. Таким образом, принятая пенсионная система стала логичнее и больше привязана к конкретному вкладу граждан в собственное пенсионное обеспечение. Будущий пенсионер более активно может участвовать в формировании собственной пенсии, выборе инвестиционного портфеля для ее накопительной части. Такая позиция требует и иного уровня знания пенсионного законодательства, причем знание это требуется не только в момент достижения пенсионного возраста, а значительно раньше, при формировании накопительной и страховой части пенсии. Идеология инвестирования накопительной части трудовой пенсии в экономику связывает пенсионную систему с экономическим состоянием страны и создает предпосылки для повышения жизненного уровня будущих поколений пенсионеров.

В большинстве стран мира преобладает распределительный тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности поколений. Особенность этой системы заключается в том, что пенсия нынешним пенсионерам формируется за счет работающих граждан.

В мировой практике в зависимости от способа финансирования пенсионные системы классифицируются на «накопительные» и «распределительные». В свою очередь, накопительные положены в основу негосударственного, иными словами, добровольного страхования, а распределительные — в основу государственного (обязательного) страхования. В соответствии с Конвенцией № 35 от 1933 г . «Об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги» 1 управление финансовыми средствами ведется в негосударственной системе пенсионного обеспечения страховыми компаниями, а в государственной системе пенсионного обеспечения — государственными пенсионными фондами. При этом страховые компании открывают именные пенсионные накопительные счета, а государственные пенсионные фонды осуществляют учет перечисленных страховых взносов. Поэтому в страховых компаниях размеры пенсий зависят от размера перечисленных страховых взносов, а в государственных фондах — от продолжительности трудового стажа и заработка, которые подтверждаются уплатой страховых взносов работниками и их работодателями. Альтернативой распределительной пенсионной системы служит накопительная модель, которая считается более приемлемой в ситуации старения населения, когда размер пенсионных выплат напрямую определяется стажем работы, величиной заработной платы и страховыми взносами, уплаченными с этой заработной платы. Мировой опыт свидетельствует, что чисто распределительной либо накопительной пенсионной системы нет ни в одном государстве. Как правило, имеют место объединенные пенсионные системы, т. е. распределительная пенсионная система сочетается с накопительной.

Получает распространение и социальное обеспечение за счет предприятий. Многие организации выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный отдых пенсии от предприятий дополнительно к выплатам, установленным законом. В Германии, например, почти все работающие имеют договоры с предприятиями о негосударственном пенсионном обеспечении в старости. Такой опыт находит применение и у нас в Российской Федерации. В Челябинской области такие предприятия, как ОАО «Южно-Уральская железная дорога», ОАО «Связьинформ» и ряд других производят своим работникам выплату дополнительной пенсии в соответствии с заключенными договорами о дополнительном пенсионном обеспечении.

В связи с проводимой пенсионной реформой особое место в системе пенсионного обеспечения в старости отводится обязательному пенсионному страхованию. По мнению А. Иванова, отличительная особенность обязательного пенсионного страхования заключается в том, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни в старости. Он считает, что это, прежде всего, относится к лицам, имеющим большой трудовой стаж, в течение которого выплачивались страховые взносы. В отдельных случаях в стаж засчитываются и иные периоды времени (например, периоды обучения в школе и университете, периоды безработицы и т. д.) 2 .

На наш взгляд, подобное утверждать нельзя в связи с тем, перечисленные периоды деятельности в страховой стаж в соответствии с действующим пенсионным законодательством не засчитываются. Исключение составляют периоды безработицы, и то при выполнении условий, оговоренных законодательством.

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих пенсионеров и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Такую пенсионную систему правильнее будет назвать пенсионной системой «обмена между поколениями». Очевидно, она предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий в установленные сроки и в установленных размерах. Все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, основываются на накопительном принципе. Одна из основных целей пенсионной реформы — улучшение материального положения пенсионеров и членов их семей. Наиболее низкие пенсии, как правило, у «старых» пенсионеров, значительная часть их — женщины.

Устанавливаемая пенсионная система у нас в Российской Федерации близка распределительной (государственной) пенсионной системе США и перекликается с ней в том, что страховые взносы, перечисляемые с заработной платы ныне работающих, предназначаются для финансирования выплаты страховой части пенсии буквально «с колес», т. е. сразу направляются на выплату пенсий нынешним получателям пенсий.

Определение размера пенсии состоит из нескольких этапов и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 3 . Следует отметить, что пенсия, назначаемая после 1 января 2002 г ., состоит из 3-х частей — базовой, страховой и накопительной, и определяется по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ

При этом, базовая часть (БЧ) пенсии — это часть пенсии, гарантированная государством и выплачиваемая в твердой норме. Таким образом, базовая часть трудовой пенсии по старости для всех является одинаковой (исключение составляют получатели пенсии по старости старше 80-летнего возраста, лица, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени, которым базовая часть пенсии устанавливается и выплачивается в повышенном размере) и составляет 1035 руб. 09 коп. (по состоянию на 1 апреля 2006 г .).

Страховая часть пенсии напрямую зависит от количества уплаченных к моменту обращения за назначением пенсии страховых взносов.

Статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена конвертация пенсионных прав застрахованных лиц, которая представляет собой преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал по состоянию на момент проведения пенсионной реформы, т. е. на 1 января 2002 г . При этом расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц при расчете пенсии учитывается как начальная база, к которой добавляются уплаченные к моменту обращения за назначением пенсии страховые взносы и из полученной суммы определяется размер пенсии. Таким образом, исчисление размера пенсии состоит из нескольких этапов, и именно на первом этапе (определении расчетного размера пенсии), по нашему мнению, происходит искусственное занижение размера пенсии.

Определяется расчетная пенсия по следующей формуле:

Рп = Ск х СМЗ пенсионера / СМЗ в стране х 1671 руб., при этом:

Рп — расчетная пенсия;

Ск — стажевый коэффициент;

СМЗ — среднемесячный заработок пенсионера может быть учтен в 2-х вариантах (2000—2001 гг. по данным персонифицированного учета либо любые 60 месяцев подряд из периода всей трудовой деятельности). Отметим, что соотношение заработков не может превышать величину, равную 1,2;

1671 руб. — величина постоянная и определяет размер средней заработной платы в стране за 3 квартал 2001 г ., согласно статистическим данным.

Практически получается, что расчетная пенсия определяется с применением индивидуального коэффициента пенсионера, т. е. с применением норм Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г . № 113-ФЗ 4 . В связи с принятием указанного Федерального закона — с 1 февраля 1998 г . пенсионерам предоставляли право выбора — исчислять пенсию по Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г . со всеми льготами, в том числе и применяемым при исчислении общего трудового стажа, но в пределах указанного в законе максимального размера пенсии, или по новому с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) с более жесткими требованиями к стажу, но без прямого ограничения верхнего предела пенсии. На практике новый порядок исчисления пенсии косвенно предусматривал максимальный размер пенсии, т. е. вводил ее ограничение. ИКП определялся путем умножения размера пенсии в процентах (стажевый коэффициент), полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на соотношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчислялась пенсия, к среднемесячному заработку в стране за тот же период. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливалось путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячный заработок в стране за тот же период. При определении стажевого коэффициента учитывается продолжительность страхового стажа.

Размер пенсии определяется Конвенцией № 102 5 как 40% от прошлого заработка человека. Рекомендация № 131 6 повышает этот процент до 55. В нашей стране коэффициент замещения составляет около 30%.

В связи с индексацией размеров пенсий с 1 апреля 2006 г . средний размер пенсии по старости составил в Челябинской области, например, около 2600 руб. Не подлежит сомнению тот факт, что прожить на такую пенсию весьма сложно.

Возможным вариантом решения этой проблемы может стать снятие ограничения при определении отношения среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период в том случае, когда при определении расчетного размера пенсии учитывается заработная плата по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за 2000—2001 гг.

Указанное отвечало бы принципам социальной справедливости, поскольку система индивидуального (персонифицированного) учета введена в Российской Федерации с 1 января 1997 г ., и именно с этой даты работодатели представляют на своих работников сведения, необходимые для назначения пенсии (о стаже, заработке и об уплаченных страховых взносах) в системе обязательного пенсионного страхования. В свою очередь, представленные работодателями индивидуальные сведения разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и учитываются при назначении пенсии как достоверные. Очевидно, в таких случаях нет необходимости вводить ограничения по заработной плате, с которой в полном объеме уплачены страховые взносы.

***

1 МОТ: Конвенции и Рекомендации. Женева, 1991.— Т. 1.— С. 262—263.

2 Иванов А. Пенсионные системы мира // Кадровое дело.— 2004.— № 4.— С. 6.

3 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г . № 173-ФЗ // СЗ РФ.— 2002.— № 52 (ч. 1).— Ст. 4920.

4 СЗ РФ.— 1997.— № 30.— Ст. 3585.

5 Конвенция МОТ № 102 «О минимальных размерах социального обеспечения» 1952 г . // МОТ: Конвенции и Рекомендации.— Женева, 1991.— Т. 1—2.— С. 1055—1086.

6 Рекомендация МОТ № 131 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» 1967 г . // МОТ: Конвенции и Рекомендации.— Женева, 1991.— Т. 1—2.— С. 1553—1557.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY