О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Роль органов прокуратуры в организации выявления и противодействия организованной преступности и коррупции

А. М. Багмет ,
заместитель прокурора Челябинской области,
старший советник юстиции, к. ю. н., доцент

Сегодня проблема борьбы с коррупцией обсуждается практически ежедневно на телевидении и радио. Проводится множество различных научно-практических конференций, посвященных этой злободневной проблеме. В государственных органах установлены различные отчеты о выявленных преступлениях, аналогично обсуждаются эти же проблемы и принимаются решения.

Безусловно, проблема коррупции и борьбы с ней стала одной из приоритетных общенациональных задач государства. Многие считают, что коррупция стала одним из основных препятствий по выполнению общенациональных проектов страны. Значительная часть федеральных экономических программ претерпевала крах в результате так называемой коррупционной блокады. Приходится констатировать, что гражданское общество пока не смогло в полной мере найти в себе силы для преодоления инерции коррупционного разложения.

Высказываний видных государственных деятелей, ученых-правоведов и практических работников о необходимости борьбы с коррупцией и организованной преступностью можно привести очень много. Однако до сих пор ни ученые, ни практики, ни законодатели не дали системно полной и исчерпывающей информации, что необходимо предпринять в обществе для того, чтобы снизить уровень этих преступлений.

Например, в настоящее время высказывается и обсуждается ряд предложений по профилактике и пресечению преступлений коррупционной направленности. В частности, ведется речь о том, что судьей не может быть гражданин, близкие родственники которого работают адвокатами. Мотивом является то, что адвокаты принимают участие в процессах в том суде, где работает судьей родственник. В семье, как правило, один семейный бюджет. Наверное, есть доля истины в этих рассуждениях, но кардинального изменения в борьбе с коррупцией эта мера не даст.

В предложениях по усилению борьбы с коррупцией отдельные должностные лица, стремящиеся подчеркнуть свое участие в борьбе с коррупцией, стали предлагать и высказывать мнение, что и работник прокуратуры не может быть близким родственником судьи.

Если адвокат получает вознаграждение за труд от своего подзащитного, доверителя, то определенные подозрения участия близкого родственника в судебных процессах суда, где работает родственник судьей, могут иметь место.

Но какие иные интересы могут быть у работника прокуратуры, за исключением защиты конституционных прав граждан и интересов государства и органов местного самоуправления? Работник прокуратуры получает заработную плату за счет средств федерального бюджета. Она четко определена нормативными документами.

На мой взгляд, указанные меры, кроме внесения в личную жизнь судей и наших сограждан серьезных семейных проблем и неурядиц, реальных мер в борьбе с коррупцией не принесут.

Полагаю, что есть рациональное зерно в том, что близкие родственники судьи, работающие адвокатом, не вправе принимать участие в гражданских, уголовных и арбитражных судах, где работают их родственники. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации, в закон «О статусе судей» и закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Несомненно, внесение изменений в указанные законы будет способствовать исключению общественного мнения, наводящего подозрение и вызывающего сомнения в беспристрастности судьи при рассмотрении дел.

У меня, как у практического работника, нет сомнений в том, что исключительно подавляющая часть судейского корпуса высокопрофессиональные и честные судьи, которые беспристрастно отправляют правосудие, принимая законные и обоснованные решения, основанные на доказательствах в соответствии с внутренним убеждением и совестью. На них не влияют родственники, работающие адвокатами либо прокурорами.

Различные домыслы о том, что судьи, прокуроры либо следователи получают взятки, иногда исходили, к сожалению, на мой взгляд, от адвокатов. Характерным примером является уголовное дело по обвинению адвоката М., который при рассмотрении уголовного дела областным судом от подсудимого и его родственников требовал передать ему определенную часть денежных средствы в размере 300 тысяч рублей, для передачи якобы судье с целью назначения более мягкого наказания. Указанный адвокат был изобличен. Если бы родственники подсудимого поверили адвокату и передали требуемую сумму денег, у них сложилось бы мнение, что судья получил взятку, при этом домыслы стали достоянием неопределенного круга лиц. Не вызывает сомнения, что прокурор, следователь и судья должны нести ответственность за принятие неправосудных решений, волокиту и другие действия, которые ограничивают граждан на доступ к правосудию. Недостатки в этой работе имеют место. Должна проводиться работа по их устранению, что позволит в некоторой степени изменить общественное мнение.

В настоящей работе хочется высказать ряд предложений по усовершенствованию организации работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

На мой взгляд, сегодня одним из органов, менее всего подвергнутых коррупционному влиянию и воздействию со стороны организованной преступности, является Прокуратура Российской Федерации. В настоящее время первым шагом по борьбе с коррупцией и организованными преступлениями должно стать внесение дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в которых необходимо возложить эту работу на прокурора.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 закона о прокуратуре. Он включает в себя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля их должностными лицами, органами военного управления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Анализ содержания названной статьи позволяет сделать вывод о том, что полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяется на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности. Эти полномочия практически универсальны.

Касаясь вопросов расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных организованной группой с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, в соответствии со ст. 151 УПК РФ они подследственны следователям органов прокуратуры.

Согласно отчетным данным прокуроров городов и районов, за 9 месяцев 2006 г . в Челябинской области зарегистрировано 875 преступлений коррупционной направленности. По ним возбуждено 423 уголовных дела. В настоящее время из них более 300 направлено в суд для рассмотрения по существу.

За указанный период судами рассмотрено свыше 150 уголовных дел о взяточничестве, должностном подлоге, злоупотреблении и превышении должностных полномочий и ряду других категорий преступлений о коррупции.

Исключительно подавляющее число преступлений коррупционной направленности выявляется работниками оперативных служб органов внутренних дел и федеральной службы безопасности.

Анализ свидетельствует о том, что подавляющее число возбужденных уголовных дел в отношении должностных лиц, совершающих преступления при исполнении служебных обязанностей, приходится на долю федеральной службы безопасности. Основная часть возбужденных и расследованных уголовных дел в отношении работников органов внутренних дел принадлежит оперативным сотрудникам ФСБ. Служба собственной безопасности по преступлениям, совершенным работниками внутренних дел, практически никакого участия в раскрытии преступлений не принимала.

Можно привести в пример не один десяток дел, возбужденных в отношении должностных лиц органов МВД, где преступления были выявлены работниками ФСБ, а не службой собственной безопасности.

Примером может служить уголовное дело по обвинению начальника Орджоникидзевского РУВД г. Магнитогорска, который неоднократно совершал злоупотребления своими должностными полномочиями в интересах преступной группы Б. В фирму, возглавляемую Б., незаконно по указанию начальника РУВД передавался изымаемый металлолом работниками Орджоникидзевского РУВД у частных лиц, не имеющих лицензии на деятельность, связанную с заготовкой лома черного и цветного металлов. Как установило следствие, всего по указанию начальника в фирму было передано лома металла на общую сумму более 1,5 млн рублей. Указанный металлолом был реализован, а часть вырученной суммы в размере 265 тыс. рублей передана в виде взятки начальнику РУВД. Кроме того, начальник РУВД получил в виде взятки снегоход «Ямаха» стоимостью 250 тыс. рублей и ряд других вещей.

Вторым ярким примером из множества других преступлений, выявленных оперативниками ФСБ, а не службой собственной безопасности, является уголовное дело по обвинению бывшего начальника паспортно-визовой службы ОВД г. Коркино Ревякина А. М. Он, злоупотребляя должностными полномочиями, вопреки интересам службы незаконно оформил 271 паспорт гражданина Российской Федерации гражданам стран СНГ.

Через организованную группу посредников Ревякин получил взяток на общую сумму 181300 долларов США — в рублевом эквиваленте органы следствия вменили ему в вину 5702221 рубль. Ревякин приобрел в г. Челябинске трехкомнатную квартиру, в которой произвел евроремонт на сумму, равную 300 тыс. рублей.

Все эти приобретения, не соответствующие заработной плате Ревякина, оставались вне поля зрения руководства ГОВД и службы безопасности ГУВД области. Ревякин был изобличен оперативными службами УФСБ России по Челябинской области.

Приведенные примеры, их анализ показывают, что подавляющая часть преступлений коррупционной направленности расследованы органами прокуратуры во взаимодействии с оперативными службами ФСБ.

Практически все дела о преступлениях, совершенных должностными лицами, успешно рассмотрены в судах, когда по ним на высоком уровне проводилась оперативная работа с участием следователей прокуратуры.

Не вызывает сомнений, что оперативными службами должно проводиться оперативное сопровождение и на стадии судебного рассмотрения дела судом.

Для усиления борьбы с коррупцией в прокуратурах субъектов Российской Федерации должны быть созданы управления, в которые вошел бы отдел по расследованию дел указанной категории. В это же управление должны входить надзирающие прокуроры за расследованием преступлений как в отделе, так и по надзору за организацией расследования этих преступлений в прокуратурах городов и районов.

В настоящее время генеральным прокурором РФ Чайкой Ю. Я. создан отдел по борьбе с коррупцией в Генеральной прокуратуре РФ. По-видимому, аналогичные отделы будут созданы и в прокуратурах субъектов Федерации. Не вызывает сомнения правильность этой работы. Однако одними силами прокуратуры без серьезной поддержки работников ФСБ и МВД справиться с поставленной задачей будет очень трудно.

В подразделениях УФСБ необходимо создать специальные управления, на которые должна быть возложена одна задача по выявлению только преступлений коррупционной направленности, взаимодействию с другими службами по выявлению этих преступлений.

В органах МВД службу собственной безопасности субъектов Федерации следует вывести из подчинения начальников и переподчинить непосредственно министерству. Требуется пересмотреть подходы к организации работы по выявлению преступлений коррупционной направленности отделами по борьбе с экономическими преступлениями.

Управление по борьбе с коррупцией прокуратуры, управление ФСБ, служба собственной безопасности, подразделения ОБЭП должны постоянно взаимодействовать на основании подробно разработанного приказа генерального прокурора РФ, министра внутренних дел и директора ФСБ. Создание таких подразделений может быть проведено за счет частичной реорганизации и не потребует дополнительных затрат.

Принятие указанных мер будет первым шагом по организации борьбы с преступлениями коррупционной направленности. В дальнейшем, безусловно, в ближайший год должен быть принят закон по борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Необходимо внести в Уголовный кодекс РФ специальную главу о коррупционных преступлениях. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ необходимы дополнения по определению подследственности расследования этих преступлений. Потребуются серьезные дополнения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряд других организационных мер. На мой взгляд, эти меры смогут способствовать усилению борьбы с коррупцией.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY