О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Вопросы административной ответственности
за нарушение правил благоустройства
в г. Челябинске и Челябинской области

А. Б. Ваганов ,
заместитель прокурора Челябинской области,
старший советник юстиции

Рассматривая проблемы жизнеобеспечения любого мегаполиса с точки зрения практической организации его существования, следует отметить решающее значение нормативного регулирования вопросов быта, благоустройства. Законодательная база правового регулирования благоустройства городов и других населенных пунктов в Челябинской области и административной ответственности за их нарушение в последнее время претерпела определенные изменения и продолжает развиваться.

До недавнего прошлого эти вопросы регулировались Законом области от 8 октября 1996 г . № 34-ОЗ «О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение» (с изменениями от 30 августа 2001 г ., 19 декабря 2002 г .).

Уже по названию Закона можно сказать, что в нем предусмотрена административная ответственность за нарушение норм и правил благоустройства. В первой редакции закона выделялись отдельные разделы по административной ответственности за нарушение правил благоустройства. В данный раздел входили такие статьи, как «Нарушение порядка проведения работ по строительству, ремонту и реконструкции подземных инженерных коммуникаций», «Неудаление наледей на дорогах, тротуарах, площадях», «Наличие открытых и проваленных канализационных люков», «Снос деревьев и кустарников без соответствующего разрешения»1 и другие. За каждое нарушение предполагался штраф.

В 2001 г . Законом Челябинской области № 32-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области “О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение”» данные разделы из закона полностью исключены.

Впоследствии вопросы административных правонарушений за нарушение благоустройства регулировались Законом Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области» от 19 декабря 2001 г . № 766. В соответствии с этим законом была предусмотрена административная ответственность за нарушение благоустройства. Однако если сравнивать два закона («О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов» — в старой редакции и «об административных правонарушениях»), то можно отметить следующее.

В первом ответственность за нарушение благоустройства была отражена в 26 статьях. В нем подробно расписаны все нарушения, за которые предусмотрен административный штраф, а также размер штрафа. В законе «Об административных правонарушениях» вопросам ответственности за нарушение правил благоустройства посвящены четыре статьи. Причем из широкого перечня нарушений конкретно определены следующие:

1. Несвоевременная и (или) некачественная уборка улиц и несвоевременное и (или) некачественное устранение снега и сосулек с крыш в осенне-зимний период (ст. 3);

2. Сброс мусора в специально для этого не предназначенных местах (ст. 4);

3. Оставление открытых люков колодцев коммуникаций либо неустановление ограждений на месте производства работ (ст. 5);

4. Нарушение правил содержания и охраны зеленых насаждений (ст. 6)2.

Таким образом, перечень нарушений существенно сузился, что, безусловно, привело к повсеместному нарушению правил благоустройства города как должностными, так и юридическими лицами, обязанными осуществлять эти функции.

Далее необходимо рассмотреть конкретно размер штрафа, который налагается на должностных лиц и юридических лиц. Например, за несвоевременное и некачественное устранение снега и сосулек с крыш. В первом рассматриваемом законе была предусмотрена административная ответственность в размере 5—10 МРОТ. В Законе Челябинской области «Об административных правонарушениях» ответственность за данное нарушение существенно выше. Кроме того, в этом законе размер штрафа различен для граждан, должностных лиц и юридических лиц. Так, нарушение влечет наложение штрафа на граждан в размере от четырех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от восьми до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридические лица — от шестидесяти пяти до семидесяти минимальных размеров оплаты труда3.

Ответ на вопрос о том, почему штраф, налагаемый на должностных и юридических лиц, столь существенно различается, весьма прост, представляется, что он находится отнюдь не в правовой сфере. Неужели должностные лица выполняют правила благоустройства, а юридические лица нет? На мой взгляд, законодатель в этом случае преследовал в первую очередь компенсационные, коммерческие цели (юридическое лицо может заплатить такую сумму и средства пойдут в доходы области).

Органы местного самоуправления города Челябинска в вопросах благоустройства руководствовались названными законами Челябинской области. Кроме того, постановлением главы города функции по контролю за соблюдением требований закона «О правилах благоустройства» возложены на Городскую техническую инспекцию администрации города. Она осуществляет контроль за соблюдением требований и выдает предписания об административных правонарушениях4.

Таким образом, даже беглая оценка ситуации позволяет, на мой взгляд, сделать вывод, что вопросы административной ответственности за нарушение правил благоустройства в Челябинской области на сегодняшний день недостаточно урегулированы.

Необходимо, чтобы законодательно был расширен список нарушений (как в первоначальной редакции Закона о правилах благоустройства). Кроме того, необходимо, чтобы административный штраф за нарушение у должностных и юридических лиц был равным. Это даст возможность улучшить внешний облик города и безопасность граждан на улицах.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон 131-ФЗ от 06.10 2003 г .) вопросы установления правил благоустройства, в том числе ответственности за их невыполнение, переданы в ведение законодательных и исполнительных органов местного самоуправления. Законодательным собранием Челябинской области во исполнение данного Федерального закона 26 октября 2006 г . отменен Закон «О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение».

Последующая за этим стадия местного законотворчества и практика правоприменения представляется весьма важным этапом совершенствования вопросов благоустройства.

***

1 Закон Челябинской области от 8 октября 1996 г . № 34-ОЗ «О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение».

2 Закон Челябинской области от 30 августа 2001 г . № 32-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области “О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение”».

3 Закон Челябинской области от 19 декабря 2002 г . № 129-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

4 Постановление главы города Челябинска от 7 февраля 2003 г . № 186-п «О поручении ГТИ функций контроля за соблюдением требований Закона Челябинской области “О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение”».

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY