О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Совершенствование процедуры государственной регистрации прав на недвижимость

М. С. Игнатова ,
аспирант кафедры конституционного
и административного права ЮУрГУ

В современных условиях в России особую актуальность приобрели вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Смысл регистрации заключается в том, что она является средством защиты права собственности со стороны государства, необходимой гарантией осуществления такого права. Однако почти каждый, столкнувшийся с необходимостью зарегистрировать свои права на недвижимость, крайне недоволен существующим порядком регистрации. Граждане характеризуют процедуру регистрации как неудобную, хлопотную, дорогостоящую, отнимающую много времени.

Государство пытается устранить или хотя бы смягчить эту проблему. Принимаются меры по совершенствованию действующего законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимость. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), иные федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации 1 . В последнее время в действующий Закон о регистрации вносились многочисленные изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования в данной сфере. Кроме того, принят так называемый «Закон о дачной амнистии» 2 , упрощающий процесс подготовки документов для государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества.

Для того чтобы сделать более простой и доступной для населения саму процедуру государственной регистрации прав на недвижимость, Министерство юстиции Российской Федерации утвердило Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3 .

Государственная регистрация рассматривается в Регламенте как определенная совокупность административных процедур, последовательность действий, совершаемых сотрудниками органов, осуществляющих регистрацию. Такими органами являются Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) и ее территориальные органы 4 .

В теории административного права административная процедура определяется как нормативно установленный порядок последовательного осуществления уполномоченными субъектами права согласованных действий по реализации их компетенции и законодательных и иных правовых актов. Назначение административной процедуры — ограничивать произвольное административное усмотрение и вводить легальные критерии действий служащих, должностных лиц, государственных структур, граждан и юридических лиц 5 .

Таким образом, Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Регламент) — это нормативный правовой акт, закрепляющий административные процедуры в сфере государственной регистрации прав на недвижимость. В п. 1 Регламента указано, что он разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регламент состоит из трех разделов: I. Общие положения; II. Требования к порядку исполнения государственной функции. Порядок информирования об исполнении государственной функции; III. Административные процедуры.

В первом разделе Регламента даны определение и правовая основа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указано, что государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной регистрационной службы, ее территориальных органов и их обособленных подразделений. Там же перечислены государственные органы, с которыми Федеральная регистрационная служба взаимодействует в процессе осуществления государственной регистрации. В первом разделе Регламента также определены размеры государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию прав на различные объекты недвижимости, за предоставление информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и названы случаи, когда государственная пошлина не уплачивается.

Второй раздел Регламента содержит нормы, позволяющие сделать процедуру государственной регистрации прав на недвижимость максимально прозрачной, понятной и удобной для населения. Установлено, что гражданам должна предоставляться вся необходимая информация о деятельности Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. Информацию можно получить на информационных стендах и интернет-сайтах органов, осуществляющих регистрацию, а также по телефону. Текст Регламента должен быть размещен на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема документов на государственную регистрацию прав, и на интернет-сайтах органов Росрегистрации. Установлена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию, информировать лиц, подавших документы на регистрацию, о ходе исполнения государственной функции (т. е. о приостановлении регистрации, об отказе в регистрации, о завершении регистрации и возможности получения документов) специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием средств сети Интернет, почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты.

В Регламенте определен порядок консультирования граждан по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Консультации предоставляются по вопросам (п. 19 Регламента):

— перечня документов, необходимых для государственной регистрации прав, комплектности (достаточности) представленных документов;

— размера государственной пошлины (платы за выдачу информации о зарегистрированных правах);

— источника получения документов, необходимых для государственной регистрации прав (орган, организация и их местонахождение);

— времени приема и выдачи документов;

— сроков государственной регистрации прав;

— порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе исполнения государственной функции.

Такие консультации предоставляются как при личном обращении, так и посредством интернет-сайта, телефона или электронной почты.

В Регламенте установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для регистрации прав, а также требования к таким документам. Указано, что по своему желанию заявитель дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для государственной регистрации прав (п. 29 Регламента).

Разработан новый рекомендуемый график работы Росрегистрации и ее территориальных органов. Рабочим днем теперь будет суббота, а выходными — среда и воскресенье. Во вторник и четверг органы, осуществляющие регистрацию, будут работать до 19 часов. Регламентированы вопросы ожидания граждан в очереди для подачи документов на государственную регистрацию прав. Максимальный срок ожидания составляет 45 минут. При подаче документов по предварительной записи, подаче дополнительных документов, получении документов срок ожидания не должен превышать 15 минут. Время ожидания в очереди на прием к должностному лицу или для получения консультации не должно превышать 30 минут.

Общий срок государственной регистрации прав составляет один месяц со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав. По решению руководителей территориальных органов Росрегистрации этот срок может быть сокращен для государственной регистрации отдельных видов прав и сделок или государственной регистрации в целом (п. 42 Регламента).

Установлены особые требования к размещению и оформлению помещений территориальных органов Росрегистрации. К таковым относятся: близость здания от остановок общественного транспорта (не более 10 минут пешком), наличие мест для парковки автомобилей, информационные таблички при входе в здание и помещения, на дверях кабинетов Росрегистрации, оборудование системами кондиционирования воздуха, противопожарной системой и средствами пожаротушения, системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, системой охраны (в том числе системой видеонаблюдения) и другие. Предусмотрена возможность предварительной записи заявителей.

Раздел III Регламента посвящен детальному регламентированию административных процедур при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К административным процедурам отнесены (п. 76 Регламента):

— прием документов на государственную регистрацию прав, регистрация документов в книге учета входящих документов;

— правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— приостановление государственной регистрации прав;

— внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— заполнение свидетельств о государственной регистрации прав;

— совершение регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделок;

— возврат документов, выдачу свидетельств о государственной регистрации прав;

— отказ в государственной регистрации прав;

— выдачу информации из ЕГРП, копий договоров и документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме;

— исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.

В Регламенте четко определено, какие действия, в каком порядке и за какое время должен совершить специалист или государственный регистратор в рамках каждой процедуры. Установлено, что специалисты и государственные регистраторы несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка совершения действий, закрепленных в Регламенте. Текущий контроль за соблюдением положений Регламента осуществляется должностными лицами Росрегистрации, ее территориальных органов, ответственных за организацию работы по исполнению государственной функции (п. 148 Регламента). Предусмотрено проведение проверок специальной комиссией, в состав которой включаются государственные гражданские служащие Федеральной регистрационной службы. Контроль деятельности территориальных органов Росрегистрации осуществляет Росрегистрация, контроль деятельности Росрегистрации осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (п. 155 Регламента).

Обжалование действий или бездействия должностных лиц Росрегистрации, ее территориальных органов возможно в досудебном и судебном порядке. В Регламенте указано, что заявители могут обжаловать действия или бездействие должностных лиц (п. 155 Регламента):

— обособленных подразделений территориальных органов Росрегистрации — в территориальные органы Росрегистрации, Федеральную регистрационную службу;

— территориальных органов Росрегистрации — в Федеральную регистрационную службу;

— Федеральной регистрационной службы — руководителю Федеральной регистрационной службы, в Министерство юстиции Российской Федерации;

— руководителя Федеральной регистрационной службы, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц Росрегистрации и ее территориальных органов,— в Министерство юстиции Российской Федерации.

Определен порядок рассмотрения обращений граждан. Кроме того, установлено, что заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц Росрегистрации (территориальных органов Росрегистрации, их обособленных подразделений), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащихся в приложении 1 к Административному регламенту, и на интернет-сайт и по электронной почте органов, исполняющих государственную функцию (п. 163 Регламента).

Таким образом, Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним призван создать комфортные условия для граждан при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимость. Детальное урегулирование процедуры государственной регистрации прав на недвижимость в нормативном акте позволит дать объективную оценку правильности действий государственных регистраторов и иных сотрудников Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. Хотелось бы надеяться, что с принятием Регламента посещение регистрирующих органов будет отнимать минимум времени; места, где располагаются соответствующие органы, будут удобны для посещения и технически хорошо оснащены, а консультирование по интересующим вопросам и корректное отношение к посетителям помогут не только гражданам, но и повысят престиж Федеральной регистрационной службы и государственных органов в целом.

***

1 См .: п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г . № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 30.— Ст. 3594.

2 Федеральный закон от 30 июня 2006 г . № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации.— 2006.— № 27.— Ст. 2881.

3 Утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 г . № 293. «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета.— 2006.— 22 сент.

4 См .: Положение о Федеральной регистрационной службе // утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г . № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации.— 2004.— № 42.— Ст. 4110.

5 Административное право и процесс: Полный курс. Изд. 2, доп. и перераб. / Ю. А. Тихомиров.— М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2005.— С. 611.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY