О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Правовой статус арбитражного управляющего

В. А. Слепышев ,
главный специалист отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Главного управления ФРС по Челябинской области

Особое внимание действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (далее — Закон) уделяет фигуре арбитражного управляющего, который присутствует при осуществлении как новых, так и сохранившихся от прежнего закона процедур. Сам термин «арбитражный управляющий», в соответствии со ст. 2 Закона, включает в себя несколько понятий: внешний управляющий, временный управляющий, административный управляющий и конкурсный управляющий. Закон предъявил повышенные требования к кандидатам на занятие должности арбитражного управляющего, закрепленные в ст. 20 Закона: государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствие судимости в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, высшее образование, двухлетний стаж руководящей работы, сдача экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих, стажировка в течение 6 месяцев в должности помощника арбитражного управляющего и членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Кроме того, более детально о данных требованиях говорится в Постановлении Правительства РФ «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» 1 . Все это позволяет говорить о том, что во главу угла ставится прежде всего профессионализм. От мастерства арбитражного управляющего в огромной степени зависит конечный результат всей процедуры банкротства в каждом конкретном случае.

Таким образом, осуществление процедуры банкротства возлагается на арбитражного управляющего, кандидатура которого, в силу ст. 45 Закона, предлагается суду саморегулируемой организацией арбитражных управляющих или регулирующим органом.

Хотелось бы отметить, что на территории Челябинской области работают порядка 300 арбитражных управляющих. Каждый из них соответствует предъявляемым Законом требованиям, многие имеют два высших образования и значительный опыт руководящей работы. Причем в этом числе как арбитражные управляющие, которые работают более десяти лет, так и начинающие свою деятельность в этой профессии.

Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением процедуры банкротства или после введения процедуры. Об утверждении управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение может быть обжаловано, однако это не влечет за собой приостановление его исполнения.

После утверждения арбитражный управляющий приступает к осуществлению процедуры банкротства, при этом зачастую испытывая некую зависимость от различных факторов (арбитражный суд, рассматривающий дело; саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий; кредиторы). Практика применения законодательства о несостоятельности настоятельно требовала внесений в него изменений, направленных на укрепление независимости арбитражных управляющих, вовлечение в эту профессию компетентных, опытных специалистов, усиление контроля арбитражного суда за их деятельностью.

Вместо этого новый Закон содержит нормы, превращающие арбитражного управляющего в один из элементов огромного и непонятного механизма, который способен вовсе погубить эту зарождающуюся профессию 2 . Теперь каждый арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций, которая представляет суду и собранию кредиторов список, состоящий из трех кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) наделены правом отвести по одной кандидатуре из числа представленных саморегулируемой организацией, а на арбитражный суд возлагается обязанность утвердить в качестве арбитражного управляющего оставшуюся кандидатуру.

Вместе с тем как положительную тенденцию хотелось бы отметить, что в Закон уже внесены некоторые изменения, упрощающие эту процедуру. Собранию кредиторов достаточно принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об утверждении исполнявшего обязанности арбитражного управляющего предшествующей процедуры на ту или иную вводимую процедуру, и арбитражный суд утверждает данную кандидатуру. Видится, что это не последние изменения в Законе. Необходимо более детально и точно сформулировать положения по взаимоотношениям арбитражного управляющего и собрания кредиторов, в практике возникают случаи явного превышения прав со стороны кредиторов. В этом случае необходимо путем внесения соответствующих изменений в Закон защитить арбитражного управляющего от произвола кредиторов. Например, кредиторы могут бесконечно обращаться как в суд, так и другие государственные органы с жалобами на действия арбитражного управляющего, причем как обоснованными, так и нет. На процедуру рассмотрения жалобы и принятия по ней решения тратится много времени и сил, затягивается процедура банкротства, возникают лишние расходы и т. п. И это лишь маленький пример тех положений Закона, которые надо пересматривать и дорабатывать.

Так, арбитражный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей: на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица арбитражным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица в качестве арбитражного управляющего.

Также ходатайствовать об отстранении может саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий.

Кроме того, арбитражный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей арбитражного управляющего по заявлению арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего или в иных случаях.

Определение арбитражного суда об освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. В течение трех дней арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному арбитражному управляющему.

Осуществляя свои функции, арбитражный управляющий обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации, соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является.

Как у любого субъекта, у арбитражного управляющего есть права и обязанности, которые он должен соблюдать.

Итак, арбитражный управляющий имеет право:

— созывать собрание кредиторов;

— созывать комитет кредиторов;

— обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законодательством;

— получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Законом;

— привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

— подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Права и обязанности арбитражного управляющего можно разделить на общие и специальные. Общие возлагаются на любого арбитражного управляющего, специальные определяются стадией дела о банкротстве и порядком ее введения.

Обязанностями арбитражного управляющего являются:

— принятие мер по защите имущества должника;

— анализ финансового состояния должника;

анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;

— ведение реестра требований кредиторов;

— предоставление реестра требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования;

— возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

— выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, а также обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена
п. 3 и 4 ст. 10 Закона;

— осуществление иных предусмотренных Законом полномочий.

Для исполнения своих обязанностей и реализации прав арбитражный управляющий, осуществляющий функции исполнительного органа юридического лица, должен получить право пользоваться банковскими счетами должника.

Таким образом, мы видим, что фигуре арбитражного управляющего в этом Законе уделено особое внимание, которое, в свою очередь, трудно назвать лишним. Ведь действительно, от уровня профессионализма арбитражного управляющего зависит очень много, это и судьба самого предприятия, и судьба кредиторов, и многое другое. Но, с другой стороны, его действия ограничиваются контролем саморегулируемых организаций, в число членов которых он обязан входить. Данные положения являются новыми в Законе, поэтому, скорее всего, с учетом практики в действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) будут вноситься изменения и дополнения. Но главная цель, все-таки, достигнута — создана новая фигура арбитражного управляющего, более опытного, профессионального, квалифицированного. Кроме того, созданы профессиональные объединения арбитражных управляющих, теперь можно работать сообща, а ведь это гораздо легче, можно учиться у более опытного. Иначе говоря, что касается фигуры арбитражного управляющего, то в новом Законе она вышла на иной, более высокий уровень, и это нельзя не отметить.

***

1 Постановление Правительства РФ «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» от 30.06.2003 г. № 402 // СЗ РФ.— 2003.— № 8.— Ст. 142.

2 Витрянский В. В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Антикризисное управление.— 2002.— № 3.— С. 26.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY