О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Система защиты прав потребителей
в Российской Федерации

А. А. Козлова,
зам. руководителя ЧТУ МАП России, советник РФ 1 класса

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» возлагает реализацию данного направления государственной политики на органы по защите прав потребителей. На сегодняшний день в Челябинской области создана и действует единая система органов, призванных защищать права потребителей: ЧТУ МАП России, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, работ (услуг); десять самостоятельных отделов по защите прав потребителей при органах местного самоуправления и двадцать девять подразделений, на которые возложены функции по защите прав потребителей (комитеты по координации потребительского рынка, экономике и другие); шесть общественных объединений.
Челябинское территориальное управление МАП России осуществляет на территории Челябинской области государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей с помощью полномочий, предоставленных ему ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Так, специалистами антимонопольного управления проводятся регулярные проверки организаций на предмет выявления нарушений законодательства по защите прав потребителей, по результатам которых в пределах своей компетенции выдаются предписания об устранении выявленных нарушений прав потребителей. В случаях, когда антимонопольное управление не полномочно осуществлять действия по устранению выявленных нарушений прав потребителей, соответствующие материалы направляются в полномочные органы. Например, материалы о нарушении прав потребителей могут быть направлены в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании, а также в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
ЧТУ МАП России рассматривается большое количество заявлений и обращений граждан по поводу нарушения их прав потребителей. По поступившим заявлениям, обращениям даются письменные и устные разъяснения, консультации, возбуждаются дела, продавцам (изготовителям, исполнителям) направляются предписания об устранении нарушений прав потребителей неимущественного характера. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, защита имущественных прав потребителей (таких, как возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда) осуществляется только в судебном порядке. В таких случаях специалисты антимонопольного управления могут оказать потребителям помощь в составлении искового заявления, обратиться в суд в защиту прав конкретного потребителя, либо предъявлять иски в суды в защиту неопределенного круга потребителей. Представитель антимонопольного органа может быть привлечен судом к участию в процессе либо вступить в него по собственной инициативе в качестве представителя государственного органа для дачи заключения по делу. Заключение антимонопольного органа рассматривается судом наравне с другими доказательствами по делу.
Действенным звеном в системе органов по защите прав потребителей являются также органы местного самоуправления, которые выполняют весь комплекс задач по защите прав потребителей: рассматривают заявления и обращения (за 1999 — 1 пол. 2000 г. рассмотрено 5378 заявлений и обращений), консультируют потребителей и предпринимателей, проводят проверки хозяйствующих субъектов. В целях досудебного урегулирования споров органы местного самоуправления проводят большую разъяснительную, информационно-просветительную работу с хозяйствующими субъектами, в результате чего добиваются устранения большинства выявленных нарушений в добровольном порядке.
Неотъемлемой частью системы защиты прав потребителей являются общественные объединения потребителей. Общества потребителей создаются гражданами как независимые самоуправляемые общественные организации, которые объединяются на добровольной основе в целях коллективной защиты своих прав как потребителей товаров и услуг на потребительском рынке. Работа общественных объединений потребителей многогранна. В сферу их интересов входят вопросы обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг), просвещение и образование населения. К важнейшим функциям общественных объединений можно отнести представительство интересов потребителей в суде, осуществление юридических консультаций и оказание правовых услуг.
От степени взаимодействия всех ветвей системы защиты прав потребителей зависит эффективность реализации государственной потребительской политики. В этой связи большое значение придается координации деятельности всех органов, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей. На уровне Челябинской области координация деятельности осуществляется в рамках координационного совета по защите прав потребителей при администрации Челябинской области (председатель совета — зам. губернатора области В. И. Буравлев), созданного в 1997 г. в целях объединения усилий органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций в осуществлении потребительской политики в регионе.
Сотрудничество всех ветвей системы защиты прав потребителей наиболее плодотворно и эффективно в тех субъектах Российской Федерации, где разработаны и реализуются региональные программы по защите прав потребителей. В 1998 г. ЧТУ МАП России совместно с Челябинским филиалом академии госслужбы при Президенте России была разработана, а постановлением законодательного собрания области утверждена первая региональная программа по защите прав потребителей. В сентябре 2000 г. Законодательным собранием челябинской области утверждена программа защиты прав потребителей на период 2001—2003 гг. Программа является комплексом мер, направленных на создание единого механизма защиты прав как отдельного потребителя, так и неопределенного круга потребителей. Исполнителями программы являются все участники сложившейся в челябинской области системы защиты потребительских прав населения. Реализация этой программы позволит усилить социальную, правовую и экономическую защищенность населения, в том числе посредством повышения грамотности специалистов, осуществляющих защиту прав потребителей.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY