О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Контроль получения прав, позволяющих
определять условия ведения хозяйствующим
субъектом его предпринимательской
деятельности либо выполнять функции его
исполнительного органа

В. А. Ливончик,
ведущий специалист отдела АТРиРК,
советник государственной службы 3 класса

Закон «О конкуренции...» в редакции от 25 мая 1995 г. предусмотрел принципиально новое положение ст. 18, согласно которому антимонопольные органы получили право осуществлять контроль за приобретением лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа. Введение контроля за получением лицом (группой лиц) названных прав объясняется тем, что их реализация может приводить к установлению контроля лицом (группой лиц) над хозяйствующими субъектами и, следовательно, к негативным последствиям для конкуренции.
Возможность определять условия ведения предпринимательской деятельности выражается в возможности одного лица давать обязательные для исполнения хозяйствующим субъектом указания, касающиеся его предпринимательской деятельности. Приобретение таких прав может достигаться различными способами. Одним из этих способов является преобладающее участие в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Закон не определяет размер доли уставного капитала общества, при обладании которой акционер получает права по определению условий ведения предпринимательской деятельности этого общества. Антимонопольный орган в каждом конкретном случае устанавливает пределы взаимного участия хозяйствующих субъектов, которые не представляют угрозы для конкуренции. Существует мнение, что на установление размера преобладающего участия в уставном капитале дочернего общества, так же как и в рассматриваемой ситуации, оказывают влияние разные факторы, прежде всего многочисленность и раздробленность акционеров дочернего общества, что позволяет оказывать решающее влияние на его дела, обладая 10—15 процентов акций. С другой стороны, в некоторых случаях даже владение хозяйствующим субъектом более 51 процентом акций общества не является основанием для признания такого общества потерявшим хозяйственную самостоятельность. Другим основанием установления контроля одного хозяйствующего субъекта над другим является заключение между ними различных гражданско-правовых договоров. Закон не содержит перечня таких договоров. Объектом государственного контроля, предусмотренного ст. 18, является любой договор, предоставляющий возможность давать одним хозяйствующим субъектом другому обязательные для него указания. Кроме этого, получение лицом права определять деятельность другого хозяйствующего субъекта может достигаться путем установления косвенного контроля, например предоставлением займа этому хозяйствующему субъекту.
Один из признаков установления контроля одного хозяйствующего субъекта над другим определен в ст. 18 Закона: приобретение лицом прав, позволяющих исполнять функции исполнительного органа хозяйствующего субъекта. Приобретение таких прав возможно в соответствии с договором. Так, на основании п. 3 ст. 103 ГК РФ по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю. Возможность передачи прав, позволяющих выполнять функции исполнительного органа хозяйственного общества, указывается также в ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» и ст. 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Договоры, по которым лица приобретают права, позволяющие определять функции исполнительного органа хозяйствующего субъекта, являются объектами государственного контроля, предусмотренного ст. 18. Однако получение прав контроля над предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта может осуществляться не только на основании договоров, но, как показывает практика, неформальным путем, на основании косвенного контроля, например, при получении хозяйствующим субъектом кредита путем изменения доли участия в результате уменьшения уставного капитала, конвертации акций, внесения лицом в виде вклада крупного пакета акций (долей) какого-либо хозяйственного общества в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица. Поэтому одним из основных направлений государственного контроля экономической концентрации является установление реальной взаимосвязи между юридическими и (или) физическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность, установление групп лиц в соответствии с требованиями Закона и проведение анализа последствий для конкуренции деятельности таких групп.
Экономические последствия концентрации, осуществляемой путем получения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, оценивается антимонопольными органами так же, как в случаях приобретения имущества, в том числе акций (долей).

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY