О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Контроль за приобретением (получением в
пользование) основных производственных
средств и нематериальных активов
хозяйственных обществ

В. А. Ливончик,
ведущий специалист отдела АТРиРК,
советник государственной службы 3 класса

В качестве объекта государственного контроля экономической концентрации ст. 18 Закона определяет сделки по приобретению хозяйствующими субъектами в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов других хозяйствующих субъектов. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, к основным производственным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, прочие основные средства. К нематериальным активам относятся компьютерное программное обеспечение, базы данных, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или искусства, наукоемкие промышленные технологии, прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения.
Государственный контроль осуществляется за сделками, в результате которых хозяйствующий субъект получает в собственность или пользование более 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств или нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество. Следовательно, объектом контроля являются различные гражданско-правовые договоры с переходом имущества в собственность или пользование. К таким договорам относятся договоры купли-продажи, мены, аренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования имуществом и др. Государственный антимонопольный контроль осуществляется и в тех случаях, когда они заключаются по итогам проведения торгов (на аукционе или конкурсе).
Статья 18 Закона «О конкуренции...» устанавливает критерии, при наличии которых сделки по приобретению хозяйствующими субъектами имущества подлежат предварительному либо последующему государственному контролю. Сделки подпадают под действие предварительного контроля в следующих случаях: 1) если сумма стоимости активов по балансу приобретателя основных производственных средств или нематериальных активов, по балансам всех юридических лиц, входящих в группу лиц вместе с приобретателем, и стоимости активов по балансу юридического лица, основные производственные средства или нематериальные активы которого приобретаются, превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда; 2) приобретателем (лицом, входящим в группу лиц с приобретателем) основных производственных средств или нематериальных активов или лицом, отчуждающим имущество, является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Последующему контролю подлежат сделки по приобретению в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов хозяйствующего субъекта, если сумма балансовой стоимости активов приобретателя имущества, всех юридических лиц, входящих в группу лиц вместе с приобретателем, и стоимости активов по балансу юридического лица, основные производственные средства или нематериальные активы которого приобретаются, превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, т. е. если суммарная стоимость находится в границах от 50 до 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда. При превышении этой суммы сделки подлежат не последующему, а предварительному контролю.
Введение Законом «О конкуренции...» контроля приобретения хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов обусловлено тем, что в определенных случаях это может приводить к установлению его контроля над другими хозяйствующими субъектами, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции на соответствующем рынке. Кроме этого, в настоящее время зачастую хозяйствующие субъекты приобретают имущество хозяйствующих субъектов в счет погашения их долговых обязательств либо в целях реструктуризации хозяйствующих субъектов путем передачи ликвидного имущества его дочерним обществам. Если такие операции удовлетворяют требованиям ст. 18, они подлежат предварительному или последующему контролю антимонопольных органов.
Согласие антимонопольных органов требуется и на совершение сделки по приобретению менее 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств или нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, если приобретаемое имущество в совокупности с уже имеющимся у приобретателя имуществом превышает 10 процентов основных производственных средств или нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество.
Процесс приобретения основных производственных средств или нематериальных активов хозяйствующих субъектов активизировался в связи с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В зависимости от субъекта контроля можно выделить следующие особенности государственного контроля за сделками по приобретению имущества. Если имущество приобретается юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем у другого юридического лица, то такая сделка подпадает под действие ст. 18 Закона. Если же имущество приобретается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем у индивидуального предпринимателя, то такая сделка не подпадает под действие ст. 18 (абз. 3 п. 1).
Согласие антимонопольного органа на внесение учредителем при создании коммерческой организации в порядке оплаты своей доли в уставном капитале собственных основных производственных средств, составляющих более 10 процентов балансовой стоимости его основных производственных средств и нематериальных активов, необходимо. Однако внесение основных производственных средств хозяйствующим субъектом в уставный капитал вновь создаваемой коммерческой организации может осуществляться при создании дочернего общества путем реорганизации в виде выделения либо путем оплаты своей доли в уставном капитале. Если коммерческая организация создается путем выделения из состава юридического лица, то права и обязанности к ней переходят в соответствии с разделительным балансом и п. 1 ст. 18 не применяется. Статья 18 не применяется также и в случаях реорганизации юридического лица в виде разделения.
В соответствии со ст. 18 разрешение на совершение сделки должно быть получено приобретателем до момента приобретения хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта. Для надлежащего исполнения требований Закона необходимо правильно определить момент возникновения у приобретателя прав собственности на основные производственные средства или нематериальные активы хозяйствующих субъектов. Правила определения момента возникновения прав собственности у приобретателя определены ст. 223 ГК РФ, в соответствии с которой право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента ее передачи, а при приобретении имущества, подлежащего государственной регистрации,— с момента такой регистрации имущества.
Процедура рассмотрения ходатайств и уведомлений, оценка последствий для конкуренции от сделок по приобретению основных производственных средств или нематериальных активов хозяйствующего субъекта реализуются в том же порядке, что и при осуществлении антимонопольными органами контроля за приобретением акций, паев, долей хозяйственных обществ.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY