О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Контроль приобретения акций (долей)
с правом голоса в уставном капитале
хозяйственных обществ

В. А. Ливончик,
ведущий специалист отдела АТРиРК,
советник государственной службы 3 класса

К возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта может приводить не только реорганизация хозяйствующих субъектов, но и приобретение акций (долей) хозяйственных обществ. В результате массовой приватизации в Российской Федерации, которая явилась причиной активизации вторичного рынка ценных бумаг, происходит перераспределение собственности, которое приводит к установлению контроля хозяйствующих субъектов над хозяйственными обществами. В настоящее время сделки по приобретению акций (долей) хозяйственных обществ являются наиболее распространенным способом установления контроля над ними.
Статья 18 устанавливает случаи, когда для совершения сделок с ценными бумагами необходимо не только волеизъявление их владельцев и приобретателей, но и наличие согласия антимонопольного органа.
Статья 18 предусматривает осуществление антимонопольными органами предварительного контроля за приобретением лицом (группой лиц) более 20 процентов акций, долей участия с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества в следующих случаях: 1) если сумма стоимости активов по балансу приобретателя акций (долей), балансам всех юридических лиц, входящих в группу лиц вместе с приобретателем, и стоимости активов по балансу юридического лица, голосующие акции (доли) которого приобретаются, превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда; 2) если приобретателем (лицом, входящим в группу лиц с приобретателем) акций (долей) или эмитентом является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов; 3) если приобретатель (группа приобретателей) является лицом, контролирующим деятельность второго участника сделки, при условии, что последний внесен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов. Указанные требования не распространяются на учредителей хозяйственного общества при его образовании.
В соответствии со ст. 18 последующий контроль за совершением сделок по приобретению акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов осуществляется при условии, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделке, превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Субъектами государственного контроля по ст. 18 являются юридические, физические лица, группа юридических и (или) физических лиц. В соответствии с п. 4. ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом. Такое ограничение объясняется тем, что эти органы имеют возможность использовать преимущества своего публичного правового положения; и тем, что государственный орган, внося вклад в уставный капитал, отчуждает имущество, которое не принадлежит этому органу, а зачастую собран за счет средств налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных законом, государственные и муниципальные образования вправе приобретать акции хозяйственных обществ (например, такие права предоставлены муниципальным образованиям Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления»). На практике государственные органы, органы местного самоуправления чаще всего выступают участниками хозяйственных обществ не от своего имени, а от лица субъекта Федерации, муниципальных образований, которые в соответствии со ст. 124, 125 ГК РФ могут быть представлены соответствующими органами государственной власти. В таких случаях государственные органы вправе быть стороной договора по приобретению акций хозяйственных обществ. При этом на основании п. 1 ст. 124 ГК они выступают в гражданском обороте на равных началах с иными субъектами гражданско-правовых отношений. При наличии условий, предусмотренных ст. 18, на государственные органы распространяются требования, установленные названной статьей, т. е. приобретение ими акций хозяйственных обществ должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Государственный контроль, предусмотренный ст. 18, распространяется на различные виды гражданско-правовых сделок. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Учитывая, что приобретение акций может осуществляться посредством разнообразных гражданско-правовых договоров, ст. 4 Закона «О конкуренции» устанавливает, что под приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ понимается не только покупка, но и получение иной возможности осуществления самостоятельно (или через представителей) воплощенных в акциях (долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения, а также на основании иных сделок. Так, приобретение лицом акций по договору мены или дарения (при наличии требований, приведенных в ст. 18) также требует получения предварительного согласия антимонопольного органа. При этом виды сделок, на основании которых могут приобретаться акции, не ограничены сделками, указанными в ГК РФ и других законах, так как в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ возможно совершение сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также сочетающих элементы различных сделок.
Предварительное согласие на приобретение акций (долей) необходимо в случаях, когда приобретатель получит в совокупности с уже имеющимися в его распоряжении акциями право распоряжаться более чем 20 процентами акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества. Иными словами, согласование требуется при каждом приобретении более 20 процентов акций (долей) эмитента, в том числе в совокупности с уже имеющимися.
Такое толкование Закона подтверждено в п. 22 Информационного письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30 марта 1998 г. № 32 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства», в котором указывается, что предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций хозяйственного общества с правом голоса необходимо и в тех случаях, когда приобретатель уже имел в своем распоряжении более 20 процентов указанных акций. Согласие необходимо на каждую сделку по приращению, если результат превышает квоту, ранее согласованную данным приобретателем с антимонопольным органом. Это требование закона соответствует целям деятельности антимонопольных органов в обеспечении контроля экономической концентрации, так как, например, для решения антимонопольного органа о даче согласия на приобретение акций является существенным, будет ли приобретаться 25 или 90 процентов акций.
Учитывая, что лицо, однажды получившее согласие антимонопольного органа на приобретение более 20 процентов акций определенного акционерного общества, в дальнейшем обязано каждый раз снова получать согласие антимонопольного органа на приобретение даже незначительного количества голосующих акций этого же эмитента, МАП России в одном из разъяснений указал, что приобретатель вправе запросить согласие антимонопольного органа на любой пакет акций и приобретать акции не все сразу, а поэтапно, т. е. если лицом приобретено меньшее число акций, чем указано в разрешении антимонопольного органа, то оставшееся количество может быть приобретено позже. При этом согласование каждой сделки с антимонопольным органом не требуется до тех пор, пока не будут приобретены акции в количестве, указанном в решении антимонопольного органа. Однако следует учитывать, что в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 18 Закона решение антимонопольного органа прекращает свое действие, если сделки, согласованные с антимонопольным органом этим решением, не совершены в течение одного года со дня вынесения указанного решения.
Важное значение для проведения эффективного антимонопольного контроля за приобретением акций (долей) имеет введенное в Закон «О конкуренции» понятие «группа лиц». Федеральный закон от 25 мая 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”» содержит определение понятия группы лиц, взаимосвязанные действия которых могут привести к ограничению конкуренции. В связи с этим антимонопольные органы при рассмотрении заявленных ходатайств и уведомлений не только рассматривают участников сделки, но и устанавливают взаимосвязанных с ними лиц и в случае выявления группы взаимосвязанных лиц квалифицируют ее как один хозяйствующий субъект. Следовательно, антимонопольные органы для эффективного проведения государственного контроля экономической концентрации получили возможность рассматривать группу лиц в качестве самостоятельного участника товарного рынка, оказывающего влияние на конкуренцию и свободу экономической деятельности других субъектов рынка. Применение понятия «группа лиц» позволило ЧТУ МАП России выявить группу лиц, оказывающую существенное влияние на рынок розничной реализации нефтепродуктов, и возбудить дело за нарушение антимонопольного законодательства. А чаще всего это понятие используют сами заявители при подготовке ходатайств и уведомлений, т. к. согласовав сделки по приобретению группой лиц определенного пакета акций, возможно манипулирование этим пакетом между участниками группы.
При оценке возможности возникновения или усиления доминирующего положения благодаря приобретению акций используются те же подходы, что и при анализе последствий слияний (присоединений). Если сделка не приводит к контролю над хозяйствующим субъектом-эмитентом, то структура рынка остается неизменной. Поэтому возникновение или усиление доминирующего положения в результате совершения такой сделки маловероятно. Сделки по приобретению акций (долей) оцениваются с позиций п. 4 ст. 18 даже тогда, когда эти сделки не приводят к возникновению или усилению доминирующего положения, если их возможным результатом будет ограничение конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Если сделка приводит к ограничению конкуренции, то антимонопольным органом могут быть выставлены структурные требования, либо хозяйствующий субъект должен доказать, что положительный эффект от такой сделки превысит негативные последствия. Так, в качестве структурного требования антимонопольного органа может быть требование о частичном отчуждении собственности приобретателем акций. Такое требование применяется при горизонтальных слияниях двух или более непосредственных конкурентов, так как возможность монополизации зачастую может быть сокращена благодаря частичному отчуждению имущества (активов) или продаже акций участниками концентрации.
Кроме требования о частичном отчуждении собственности приобретателем акций, заявителям могут быть выставлены следующие структурные требования:
• о заключении соглашений на поставку и иных договоров;
• об уничтожении барьеров для входа на рынок путем расторжения соглашений об исключительном (эксклюзивном) распространении;
• об отмене или сокращении финансовых и личных связей (в частности, наличие общих управляющих) с третьими сторонами;
• об отмене соглашений с конкурентами о рационализации, распространении или совместном предприятии;
• о предоставлении дистрибьюторам гарантированного доступа к собственной сети продаж;
• о предоставлении лицензий (технологий) конкурирующим предприятиям;
• об ограничении представительства в регионе;
• о предоставлении лицензий (технологий) хозяйствующим субъектам-конкурентам;
• о продаже имеющихся акций (долей) хозяйствующего субъекта-конкурента и т. д.
В качестве поведенческих требований антимонопольный орган может выставить требование о строгом соблюдении приобретателем акций положений ст. 5 Закона. При невыполнении этого условия антимонопольный орган обращается в суд с иском о признании соответствующего договора недействительным. Как было уже указано ранее, необходимо иметь в виду, что обязанность исполнять нормы Закона «О конкуренции» установлены самим Законом, и последствия за их нарушение наступают в соответствии с Законом.
Для предотвращения сокращения или прекращения производства (добычи), необоснованного роста (снижения) цен на определенный товар (работы, услуги), поставляемый на соответствующий товарный рынок, антимонопольный орган в отношении приобретателя акций вправе установить следующие требования:
• в предварительном режиме информировать антимонопольный орган об объемах производства и реализации товара (работ, услуг) хозяйствующего субъекта, акции (доли) которого приобретаются с обоснованием изменения этих объемов;
• ежеквартально в течение 5 лет информировать антимонопольный орган о ценах на поставляемый хозяйствующим субъектом, акции (доли) которого приобретаются, товар (работы, услуги), а также предоставлять обоснование их изменения.
Для предотвращения ограничения конкуренции антимонопольный орган вправе выставить приобретателю акций требование предварительно информировать его о намерениях, связанных с изменениями снабженческой, сбытовой политики хозяйствующего субъекта, акции (доли) которого приобретаются.
Еще одним требованием может быть требование об уведомлении антимонопольного органа о любых изменениях в собственности и структуре капитала или о наличии управляющих.
Контроль за исполнением поведенческих требований осуществляют антимонопольные органы.
Приведенные примеры структурных и поведенческих требований не являются исчерпывающими.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY