О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Контроль создания, слияния, присоединения,
преобразования, ликвидации хозяйствующих
субъектов и объединений (союзов,
ассоциаций) коммерческих организаций

Т. А. Ветрова,
специалист 1 категории отдела анализа товарных рынков
и развития конкуренции, референт государственной службы 1 класса

Одной из причин возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке, в результате чего может
устраняться или существенно ограничиваться конкуренция, является создание, слияние, присоединение коммерческих организаций (объединений коммерческих организаций), либо их преобразование и ликвидация. Такие сделки ведут к усилению экономической концентрации и подлежат контролю со стороны антимонопольных органов.
Закон «О конкуренции…» устанавливает довольно широкий спектр объектов государственного контроля. Статья 17 Закона предусматривает осуществление предварительного контроля следующих видов экономической концентрации:
• создание, слияние, присоединение объединений коммерческих организаций, если в число участников объединений входит не менее двух коммерческих организаций;
• слияние и присоединение коммерческих организаций, если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
• ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых по балансу превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если в результате этого появляется хозяйствующий субъект, доля которого на соответствующем товарном рынке превышает 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

1. Контроль создания объединений юридических лиц

Статья 17 Закона «О конкуренции…» осуществляет государственный контроль за сделками в отношении объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций), которые, в свою очередь, являются коммерческими организациями. Следовательно, контроль антимонопольных органов не распространяется на объединения, членами которых являются некоммерческие организации в соответствии с ГК РФ.
В уставе объединения коммерческих организаций определяется перечень вопросов, по которым оно вправе принимать решения, обязательные для всех ее членов. Поэтому, несмотря на то, что члены объединений сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, в рамках объединений коммерческих организаций возможность заключения антиконкурентных соглашений между коммерческими организациями — членами объединения и вероятность взаимодействия между ними значительно возрастает. В связи с этим ст. 17 устанавливает наиболее строгий контроль за созданием, слиянием, присоединением объединений коммерческих организаций. Это выражается в том, что, во-первых, только в отношении объединений предусматривается осуществление предварительного контроля их создания, во-вторых, предварительный контроль создания, слияния, присоединения объединений осуществляется во всех случаях независимо от размера стоимости активов.
Для получения согласия антимонопольного органа на создание, слияние, присоединение объединений коммерческих организаций ходатайство о даче согласия с приложением документов, перечисленных в приложении 1 к Положению, подается совместно коммерческими организациями или объединениями, которые приняли соответствующее решение. В ходатайстве указывается лицо, уполномоченное лицами, принявшими решение, для ведения дел в антимонопольном органе.
Ходатайство может быть отклонено, если создание или проведение реорганизации объединений в форме слияния или присоединения объединений коммерческих организаций может привести к ограничению конкуренции.
Для принятия решений по рассматриваемым ходатайствам антимонопольный орган оценивает структуру соответствующего рынка, т. е. может ли создание, присоединение, слияние объединений привести к заключению их членами соглашений, противоречащих Закону «О конкуренции…».
Если антимонопольный орган приходит к выводу, что создание, слияние, присоединение объединений может повлечь ограничение конкуренции, то он вправе до вынесения окончательного решения по рассматриваемому ходатайству в предварительном решении предложить заявителям исключить спорные положения из учредительных документов, либо изложить требования, направленные на обеспечение конкуренции, при условии выполнения которых ходатайство может быть удовлетворено. Окончательное решение принимается с учетом полученной от заявителей дополнительной информации. Если ходатайство удовлетворяется при условии выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции, антимонопольный орган излагает их в окончательном решении (заключении). При непредставлении заявителями дополнительной информации либо их несогласии с предложениями антимонопольного органа может быть принято окончательное решение об отклонении ходатайства. Заявители, не согласные с решением антимонопольного органа, вправе обжаловать его в судебном порядке.
В соответствии с п. 8 ст. 17 Закона «О конкуренции...» по иску антимонопольного органа государственная регистрация объединений, созданных или реорганизованных без его предварительного согласия, может быть признана в судебном порядке недействительной. Однако вместо этого антимонопольный орган может выставить определенные требования, направленные на обеспечение конкуренции, которые подлежат исполнению объединением, его участниками в сроки и в порядке, указанные в предписании. Если деятельность объединения не имеет отрицательных последствий для конкуренции, то антимонопольным органом выносится определение о прекращении дела. Кроме того, независимо от характера последствий для конкуренции антимонопольный орган вправе применить к хозяйствующим субъектам административную ответственность в виде штрафа за нарушение порядка, предусмотренного ст. 17 Закона.
Статья 17 не предусматривает осуществления последующего контроля в отношении объединений коммерческих организаций, поэтому важным условием обеспечения конкуренции является контроль антимонопольных органов за поведением объединений на рынке.

2. Контроль слияния и присоединения коммерческих организаций

Статья 17 Закона устанавливает предварительный государственный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций при условии, что сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Следовательно, контроль осуществляется в отношении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Закон предусматривает государственный контроль слияния и присоединения коммерческих организаций, так как результатом этого вида концентрации является увеличение рыночной доли вновь возникающих хозяйствующих субъектов.
Ходатайство о реорганизации в форме слияния или присоединения подается органами коммерческих организаций, принявших соответствующее решение о реорганизации. В случае реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий соответствующие ходатайства могут направляться Правительством РФ, Мингосимушеством России, другими государственными органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия, а также органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Вместе с ходатайством в антимонопольный орган направляются документы, представляемые для государственной регистрации слияния или присоединения коммерческих организаций (утвержденный устав вновь возникающей организации, учредительный договор, подписанный учредителями), сведения по каждой из участвующих в слиянии или присоединении коммерческих организаций об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг), а также документы и сведения, указанные в разделе 1 приложения 1 к Положению. В соответствии с п. 3 ст. 17 в удовлетворении ходатайства может быть отказано, если слияние или присоединение коммерческих организаций может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующего хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции.
Несмотря на то, что в результате слияния или присоединения коммерческих организаций количество конкурентов на рынке сокращается и образуется хозяйствующий субъект с рыночной долей, большей, чем была у каждого из участников сделки, можно сделать вывод, что слияние или присоединение не во всех случаях ведет к ограничению конкуренции. Антимонопольный орган отказывает в удовлетворении ходатайств только в тех случаях, когда устанавливается, что в результате слияния или присоединения хозяйствующий субъект, возникший в результате реорганизации, приобретает доминирующее положение, которое предоставляет ему возможность действовать на рынке независимо от своих конкурентов и потребителей, ограничивая тем самым конкуренцию.
Антимонопольный орган для принятия решения по заявленному ходатайству проводит экономический анализ. По результатам анализа, во-первых, определяется доля вновь возникающего в результате слияния или присоединения хозяйствующего субъекта. Если рыночная доля после слияния (присоединения) хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке превышает 65 процентов, то заявленная реорганизация бесспорно создает либо усиливает доминирующее положение. Если будет установлено, что рыночная доля после слияния (присоединения) хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке находится в пределах от 35 до 65 процентов, то вывод антимонопольного органа зависит от результатов анализа структуры рынка. Если рыночная доля вновь образованного хозяйствующего субъекта не превышает 35 процентов, делается вывод, что рассматриваемая сделка не создает и не усиливает доминирующего положения. Во-вторых, оценивается конкурентная среда после реорганизации, т. е. будет ли хозяйствующий субъект, образованный в результате слияния (присоединения), действовать независимо по отношению к своим конкурентам, потребителям и поставщикам.
Если антимонопольный орган приходит к выводу, что слияние или присоединение коммерческих организаций приведет к возникновению или усилению доминирующего положения возникающего хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции, он вправе удовлетворить ходатайство при условии внесения изменений в план реорганизации, выставив определенные структурные требования.
Ходатайство о даче согласия на слияние или присоединение коммерческих организаций, которое может привести к ограничению конкуренции, может быть удовлетворено и без выставления определенных требований при условии, если заявителями будет доказано превышение положительного эффекта от заявленной реорганизации, в том числе в социально-экономической сфере, над негативными последствиями для товарного рынка.
При неисполнении требований в порядке и сроки, указанные в предписании, антимонопольный орган вправе направлять иск в суд о признании государственной регистрации хозяйствующего субъекта, проведенной без предварительного согласия антимонопольного органа, недействительной. В случае неисполнения требований, выставленных при нарушении последующего государственного контроля, можно полагать, что речь может идти только о применении структурных мер, предусмотренных ст. 19.

3. Контроль ликвидации и разделения (выделения) государственных
и муниципальных унитарных предприятий

Закон «О конкуренции…» предусматривает осуществление антимонопольными органами государственного контроля реорганизации в виде разделения (выделения) и ликвидации в отношении государственных и муниципальных предприятий, размер активов которых по балансу превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, при условии, что это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке превышает 35 процентов.
В отношении разделения, выделения и ликвидации государственных и муниципальных предприятий антимонопольные органы в соответствии со ст. 17 проводят предварительный государственный контроль. Исключения из этой нормы предусмотрены для случаев, когда ликвидация государственных и муниципальных предприятий осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
В результате разделения или выделения государственного или муниципального предприятия его права и обязанности переходят к вновь образуемым юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В этом случае контроль антимонопольных органов преследует цель предотвратить возникновение в результате проведения реорганизации хозяйствующего субъекта, обладающего доминирующим положением на рынке, или ограничение конкуренции. В результате ликвидации предприятия происходит прекращение его существования как субъекта права без передачи прав и обязанностей иным лицам, поэтому уменьшается число хозяйствующих субъектов и увеличивается рыночная доля оставшихся на соответствующем рынке хозяйствующих субъектов.

4. Последующий контроль за созданием, слиянием, присоединением коммерческих организаций
Важным инструментом контроля экономической концентрации является последующий государственный контроль за созданием, слиянием или присоединением коммерческих организаций, осуществляемый в процессе рассмотрения соответствующих уведомлений.
Последующий контроль за слиянием, присоединением в отношении коммерческих организаций осуществляется только при условии, если сумма их активов по балансу превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Следовательно, последующий контроль предусматривается только в тех случаях, когда сумма активов по балансу участвующих в слиянии или присоединении коммерческих организаций находится в пределах от 50 до 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, так как в отношении организаций, сумма активов которых превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, Законом предусмотрен предварительный контроль за слиянием или присоединением.
Контроль создания коммерческих организаций осуществляется антимонопольными органами только как последующий. Под действие Закона подпадает создание коммерческих организаций при условии, что суммарная стоимость активов учредителей (учредителя) превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Последующий контроль распространяется на все случаи создания коммерческих организаций независимо от порядка их создания и количества учредителей при наличии условий, установленных п. 4 ст. 17. Однако Закон не применяется к случаям преобразования коммерческих организаций путем изменения организационно-правовой формы, несмотря на то, что при преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование и на его базе возникает новое. Закон не требует уведомления антимонопольных органов о регистрации внесенных изменений и дополнений в учредительные документы. Создание коммерческой организации на территории другого государства также не требует уведомления антимонопольных органов.
Уведомление о создании, слиянии коммерческой организации должно быть направлено антимонопольному органу в 15-дневный срок со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а уведомление о присоединении в 15-дневный срок со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. К уведомлению прилагаются документы и сведения, перечисленные в разд. 1 приложения 1 к Положению.
Вместо уведомительного порядка, предусмотренного Законом, заявители вправе в соответствии с п. 7 ст. 17 до создания, слияния, присоединения коммерческих организаций запросить согласие антимонопольного органа на их осуществление. В этом случае ходатайство рассматривается антимонопольными органами в порядке, предусмотренном для предварительного контроля экономической концентрации.
В процессе рассмотрения уведомлений о создании коммерческих организаций антимонопольный орган особое значение уделяет анализу состава учредителей, первоначального распределения акций (долей) и формы оплаты уставного капитала (имущественная, денежная) вновь созданного хозяйственного общества среди учредителей, основных видов деятельности. Например, если учредители коммерческой организации, являясь конкурентами на соответствующем товарном рынке и в совокупности обладая большой рыночной силой, создают коммерческую организацию для организации сбыта своей продукции, то это может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке и вряд ли будет одобрено антимонопольными органами.
Если в результате рассмотрения уведомлений антимонопольным органом будет установлено, что создание, слияние, присоединение коммерческих организаций может привести к ограничению конкуренции, то на учредителей коммерческих организаций, лиц или органов, принявших решение о создании, антимонопольным органом может быть возложена обязанность принять меры по восстановлению конкуренции.
Нарушение порядка последующего контроля, в отличие от нарушения порядка предварительного контроля, в общем случае не должно повлечь существенного ограничения конкуренции. Однако определенный ущерб для конкуренции может быть и при нарушении последующего контроля. Например, когда учредители коммерческой организации, являясь конкурентами на соответствующем товарном рынке и в совокупности обладая большой рыночной силой, создают торговую организацию для сбыта своей продукции. Создание такой организации может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке и скорее всего повлечет выставление антимонопольным органом требований, направленных на восстановление конкуренции.
Последствиями нарушения хозяйствующими субъектами последующего контроля в случае, если создание, слияние, присоединение коммерческих организаций повлекло или может повлечь негативные последствия для конкуренции, является также выполнение требований антимонопольного органа по восстановлению необходимых условий конкуренции. Кроме этого, за каждый случай нарушения хозяйствующими субъектами последующего контроля антимонопольный орган применяет ответственность в виде штрафа.
Пункт 9 ст. 17 предоставляет в качестве последствия за нарушение последующего контроля создания, слияния, присоединения коммерческих организаций, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, а также за неисполнение требований антимонопольного органа, направленных на восстановление конкуренции антимонопольным органам, право направлять иск в суд о признании государственной регистрации коммерческих организаций недействительной. Однако вряд ли в таких случаях можно ставить вопрос о ликвидации коммерческих организаций, так как основным средством последующего контроля уже созданных коммерческих организаций, деятельность которых приводит к ограничению конкуренции, является ст. 19 Закона «О конкуренции…»

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY