О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ТОВАРНЫЙ РЫНОК

Л. П. Ковалева,
ведущий специалист отдела анализа товарных рынков
и развития конкуренции, советник государственной службы 3-го класса

Применение конкурентного законодательства невозможно без строгой привязки к определенному товарному рынку. Ни одно дело по признакам нарушения конкурентного законодательства не может быть рассмотрено без точной идентификации товарного рынка, на котором были ущемлены интересы конкурентов или права потребителей.
В Законе «О конкуренции» понятие «товарный рынок» определяется как «сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами». Иными словами, товарный рынок — часть воспроизводственного цикла, которая отличается как от производства, так и от потребления и охватывает отношения обмена товаров (работ, услуг) на деньги, в которые вступают продавец (исполнитель) и покупатель. Для установления факта товарообмена важно определить, кто является собственником товара и в какой момент происходит переход прав собственности от одного участника сделки к другому (от продавца, исполнителя к покупателю).
Это определение дает значительный простор для установления географических границ товарного рынка: на территории Российской Федерации или ее части. Любая часть территории Российской Федерации может быть признана товарным рынком с точки зрения его географических границ. Не следует считать это чрезмерным допущением, дающим право сводить географические границы рынка к сколь угодно малым размерам. Например, при оказании жилищно-коммунальных услуг существует множество предприятий, которые подключены к жилым домам и являются единственно возможными поставщиками тепла, т. е. занимают доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в географических границах одной улицы. Злоупотребления таких локальных монополий в общественном масштабе не менее значимы, чем доминирующих на федеральном рынке предприятий. Следовательно, определение товарного рынка позволяет в соответствующих ситуациях устанавливать для разных рынков различные географические границы.
Географические границы товарного рынка обусловлены географическими (природными), экономическими, технологическими, административными условиями, ограничивающими возможность покупателей приобрести товар в рамках определенной территории. Выход за пределы этой территории существенно повышает издержки покупателей, связанные с приобретением товара. Географические границы рынка определяются по принципу признания покупателями доступности товаров.
Для понимания границ того или иного рынка важно уяснить пределы взаимозаменяемости товаров — продуктовых границ товарного рынка.
Продуктовые границы рынка обусловлены мнением покупателей о взаимозаменяемости или заменимости товаров по своим характеристикам, ценам и назначению (например, сливочное масло и маргарин, кирпич и стеновые панели для строительства домов). Другими словами, в один товарный рынок следует включать те товары, которые большинство покупателей признает взаимозаменяемыми по функциональному назначению и стоимости вне зависимости от индивидуальных предпочтений, моды, сиюминутных пристрастий. Мнение покупателей является исходным, главенствующим в определении товарных границ рынка.
Например, несмотря на то, что шины разных типоразмеров для разных моделей автомобилей производятся на одном оборудовании, они относятся к разным рынкам, поскольку для покупателя этот товар дополняет уже имеющийся основной предмет — автомобиль. Для владельцев «Жигулей» рынок автомобильных шин будет один, а для владельцев «Волги» — другой, и замены быть не может. В то же время производимые на одном оборудовании разные модели холодильников, обуви или верхней одежды вряд ли попадут в разные рынки независимо от их моделей или размерно-ростовочной шкалы.
Рассмотренные характеристики товарного рынка (его географические и продуктовые границы) представляют рынок в статическом состоянии. Чтобы выполнить его описание, требуется собрать и проанализировать значительный объем информации. Для полной оценки границ рынка, устойчивости положения на нем отдельных хозяйствующих субъектов необходим также анализ рыночной ситуации в динамике.
После оценки продуктовых и географических границ рынка, состава оперирующих на нем продавцов и покупателей, их положения на этом рынке можно судить о степени развитости конкуренции, формулировать рекомендации о методах ее поддержания и развития.
Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий, является наличие и высота барьеров входа.
Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Барьеры входа на рынок подразделяются на структурные и поведенческие. Структурные
барьеры обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технологией производства, стартовыми и текущими затратами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции).
Поведенческие барьеры связаны с действиями субъектов рынка, к которым относятся соглашения и согласованное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребления доминирующим положением и недобросовестная конкуренция, криминальное воздействие на рынок.
С точки зрения последствий для развития предпринимательства и состояния конкуренции на рынках наиболее негативны административные барьеры. Они основаны на различных действиях органов государственной власти всех уровней по регулированию экономики, включая налоговую, тарифно-таможенную политику, лицензирование отдельных видов деятельности, государственную помощь субъектам рынка, распределение бюджетных средств на закупки для государственных нужд.
Рассмотрим структурные барьеры и способы их выявления подробнее.
Экономические и организационные ограничения. При их выявлении анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов:
• государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;
• среднеотраслевая норма прибыли;
• сроки окупаемости капитальных вложений;
• неплатежи;
• наличие (отсутствие) эффективной поддержки предпринимательства: доступность финансово-кредитных ресурсов для субъектов предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и офисные помещения.
Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например: неэффективно предприятие, рассчитанное на выпуск ста грузовых автомобилей в год, а экономически оправдано производство десятков тысяч их), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь значительно большие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными. Сроки и затраты, необходимые для преодоления этого барьера, оцениваются путем опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, а также отраслевых специалистов.
Неразвитость рыночной инфраструктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т. п. Особенно важно определить условия транспортной доступности данного рынка для потенциальных конкурентов. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотносится со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок — с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими (не позволяющими) эту транспортировку осуществлять.
Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам; технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок
Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный капитал, необходимый для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может служить одним из барьеров входа на рынок.
К поведенческим барьерам относятся:
Административные ограничения. Для продавцов на данном товарном рынке выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности, создаваемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и офисных помещений и т. п.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY