О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Роль антимонопольных органов
в регулировании Российской
рыночной экономики

А. В. Кондрашов,
руководитель Челябинского территориального управления МАП России

Россия строит цивилизованный рынок, и без участия государства невозможно сформировать нормальную конкурентную среду — залог экономического процветания. Конституцией Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается. Чтобы обеспечить реализацию прав и свобод граждан в области предпринимательства, создать единые условия деятельности для всех участников рыночных отношений, был учрежден контролирующий орган – Государственный антимонопольный комитет, а позже — Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) и ряд его территориальных подразделений. Образованное в соответствии с Указом Президента от 22 сентября 1998 г., министерство соединило в себе функции Государственного антимонопольного комитета, Государственного комитета по поддержке и развитию предпринимательства, федеральных служб по регулированию естественных монополий на транспорте и в области связи. Антимонопольным органам отводится определяющая роль в процессе формирования здоровой конкурентной среды на российских товарных рынках.
Если попытаться в нескольких словах определить задачи антимонопольных органов, их можно сформулировать так: выравнивание правил «игры» для всех участников рынка, в соблюдении которых в конечном счете заинтересованы потребители. Конкретизируя же основные направления деятельности антимонопольных органов, можно и нужно выделить предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; поддержку предпринимательства; развитие конкуренции на товарных рынках; контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе; регулирование деятельности естественных монополий в области связи и транспорта. Кроме того, ведение хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы цивилизованными методами во многом зависит от органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, от их налоговой политики, финансовых вложений в развитие предпринимательства. Вопросы контроля за неправомерными действиями местных властей, которые могут влиять на положение хозяйствующих субъектов на товарных рынках, ограничивать конкуренцию и предоставлять преимущества, также входят в компетенцию антимонопольных органов. В перечисленных направлениях деятельности и заключена государственная антимонопольная политика.
Эффективность работы антимонопольных органов напрямую связана с законодательным обеспечением.
С принятием в июне прошлого года Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» российское конкурентное право приобрело относительную завершенность. Теперь антимонопольные функции министерства распространены и на деятельность участников финансового рынка, а также на фьючерсные и опционные контракты на фондовом рынке. До принятия этого закона антимонопольным органам не удавалось осуществлять системное антимонопольное регулирование финансовых рынков. Во многом оно носило индикативный (уведомительный) характер, оставлявший без последствий очевидные нарушения финансовых организаций, злоупотребляющих излишней концентрацией капитала.
Блок законов, регулирующих конкурентные отношения в реальном и финансовом секторах экономики, а также защиту прав потребителей товарных и финансовых услуг, включает, помимо названного, еще четыре: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О защите прав потребителей», «О рекламе».
Взаимосвязь этих нормативных актов логична и очевидна. Законодательство о защите прав потребителей не просто устанавливает правовые гарантии физических лиц при приобретении ими товаров (работ, услуг) для личных, бытовых нужд, но и конкретизирует положения закона «О конкуренции…» применительно к развитию конкуренции и предпринимательства на потребительском рынке. Законодательство о рекламе, направленное на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы, призвано правовыми методами ограничивать предпринимателей от нечестных форм конкурентной борьбы. Федеральный закон «О естественных монополиях» в целях защиты прав потребителей — физических и юридических лиц — вводит специальные правила регулирования тех отраслей народного хозяйства, которые в силу технологических особенностей производственного цикла занимают монопольное положение на соответствующем товарном рынке. Такая связь перечисленных законодательных актов обусловлена близостью целей и задач, форм и методов правового регулирования общественных отношений.
Государственную антимонопольную политику в Челябинской области реализует Челябинское территориальное управление МАП России. Отделы управления создавались с учетом приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов.
В компетенцию отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства входит осуществление контроля за деятельностью монополий, естественных монополий, предотвращение заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами, осуществление контроля за действиями органов власти Челябинской области и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции, а также поддержка предпринимательства.
Отдел анализа товарных рынков и развития конкуренции анализирует и прогнозирует ситуацию и состояние конкурентной среды на рынках отдельных видов товаров; разрабатывает предложения по развитию конкуренции на товарных рынках; ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов; контролирует процессы создания, реорганизации (слияния, присоединения), ликвидации хозяйствующих субъектов и их объединений, осуществляет надзор за приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций или получением основных производственных средств. То есть, основная задача этого подразделения — контроль за экономической концентрацией на товарных рынках.
Отдел по надзору за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и контролю за рекламой регулирует проблемы, возникающие между изготовителями (исполнителями, продавцами) и потребителями в процессе реализации товаров (работ, услуг). В его ведении находится также надзор за соблюдением рекламного законодательства при производстве, размещении, распространении хозяйствующими субъектами рекламной информации и конкурентное законодательство в части ведения хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы незаконными методами — недобросовестной конкуренции. Причем это направление деятельности антимонопольных органов имеет отличительную особенность от двух предыдущих. Вопросы, затрагивающие защиту прав потребителей, контроль за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов, недобросовестную конкуренцию, рассматриваются, что называется, невзирая на лица – вне зависимости от положения предприятия на товарном рынке, поскольку причинить вред потребителям и конкурентам одинаково могут как монополисты, так и хозяйствующие субъекты, владеющие наименьшей долей рынка.
В эти дни российские антимонопольные органы отмечают 10-летие своего создания. Практика этого десятилетия показала, что антимонопольное регулирование отношений, складывающихся на товарных рынках, конкурентное право реально востребованы, и необходимость его возрастает с каждым годом пропорционально темпам развития рыночных отношений. За годы реформ сформировалась благодатная среда для развития малого, среднего и крупного бизнеса. Гарантированная государством свобода предпринимательства, особые экономические условия страны способствуют созданию множества фирм, увеличению количества индивидуальных предпринимателей. Таким образом, участников рыночных отношений становится все больше с каждым днем, следовательно, конкуренция развивается. Антимонопольное законодательство поощряет развитие соперничества, потому что оно заставляет производителей удовлетворять потребности потребителей в товарах высокого качества по самым низким ценам и при использовании минимального количества ресурсов. Стремясь создать благоприятные условия для конкуренции, антимонопольные органы рассчитывают на то, что рыночная система решит, что именно будет производиться, как будут распределяться ресурсы в процессе производства и кому будут проданы товары.
Однако в реализации государственной антимонопольной политики есть и слабые моменты, например, необходимость совершенствования нормативно-правовой базы или гармонизация конкурентного права России с аналогичным правом других стран. Кроме того, вместе с ростом субъектов предпринимательства увеличивается и количество нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и рекламе. И это можно объяснить малым количеством подготовленных специалистов в области конкурентного права. Время диктует необходимость вносить изменения в подходы к реализации в государстве антимонопольного законодательства, приступать к подготовке в учебных заведениях специалистов в области конкурентного права, обучать основам антимонопольного законодательства будущих и действующих предпринимателей, создать для обучения соответствующую учебную базу. И в этом смысле нельзя не отметить положительный опыт сотрудничества Челябинского антимонопольного управления и Челябинского государственного университета. Руководители и специалисты антимонопольного управления читают конкурентное право студентам юридического и экономического факультетов, знакомят с правоприменительной практикой антимонопольных органов. Ежегодно несколько молодых специалистов проходят практику в антимонопольном управлении, а после практики лучшие из них становятся штатными сотрудниками. В планах — работа по внедрению систематического изучения конкурентного законодательства уже на трех специальностях университета.
Профессиональный рост кадров антимонопольных органов, компетентность в области конкурентного права субъектов товарных рынков, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования отношений на товарных рынках ускорит формирование цивилизованных рыночных отношений в России, облегчит развитие отечественной экономики и обеспечит для граждан основное право – право свободного выбора.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY