О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Железнодорожная перевозка:
«О применении ставок Тарифной политики»

О. В. Русяева, юрисконсульт

Основная масса грузов в РФ перевозится железнодорожным транспортом, поскольку данный вид транспорта является наиболее удобным и доступным. Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом играют важную роль в экономике страны.
Закон «О естественных монополиях» от 17.08.95 г. № 147-ФЗ относит железнодорожные перевозки к объектам естественных монополий, а деятельность железнодорожного транспорта подлежит государственному регулированию, в т. ч. и установление тарифов на перевозки. Органом, непосредственно осуществляющим в настоящее время ценовое регулирование путем определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, является Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства (МАП РФ). Это означает, что выбор пределов регулирования (тариф или его предельный уровень) осуществляется непосредственно органом регулирования.
Процесс политического распада социалистического лагеря и СССР повлиял на экономику этих государств, в том числе и на железнодорожный транспорт.
В целях рационализации и координации транспортной политики республик бывшего СССР национальными железнодорожными администрациями в 1992 г. образован Совет по железнодорожному транспорту.
Для обеспечения скоординированной тарифной политики 17.02.93 г. заключено Тарифное соглашение железнодорожных администраций государств — участников СНГ, упорядочивающее взаимоотношения с грузовладельцами, что позволяет сохранить единое транспортное пространство. В качестве постоянно действующего органа создана Тарифная конференция, на заседаниях которой согласуется Тарифная политика на перевозку грузов в международном сообщении.
Для обеспечения стабильности уровня тарифных ставок и выполнения долгосрочных внешнеэкономических контрактов 18 октября 1996 г. в г. Москве Решением Совета Глав Правительств СНГ была принята Концепция установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств — участников СНГ, определяющая основные принципы формирования согласованной тарифной политики администраций государств — участников СНГ на перевозку грузов железнодорожным транспортом в межгосударственном и международном сообщениях, которая действует в рамках Тарифного соглашения железнодорожных перевозчиков государств—участников СНГ от 17.02.93 г. Валютой тарифа при расчетах за перевозки, согласно данной Концепции, является швейцарский франк.
Для стимулирования применяемыми тарифами роста экономики государств—участников СНГ и для обеспечения общего экономического пространства 17 января 1997 г. в г. Москве государства—участники СНГ заключили «Соглашение о проведении согласованной тарифной политики в области определения транспортных тарифов».
В соответствии со ст. 7 указанного Соглашения координационным органом согласованной тарифной политики в области железнодорожных грузовых перевозок является Тарифная конференция железнодорожных перевозчиков государств — участников Содружества.
Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу (ст. 11 Соглашения). Для сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позже, оно вступает в силу со дня сдачи депозитарию уведомления об этом.
По данным Исполнительного комитета СНГ, Соглашение от 17.01.97 г. на 01.01.2000 г. для России не вступило в силу.
9 октября 1997 г. в г. Бишкеке Правительства государств — участников СНГ для эффективного обеспечения общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, подписали «Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств — участников СНГ в области транспортной политики».
Стороны договорились принять меры по проведению согласованной политики в области определения транспортных тарифов в международном сообщении между государствами — участниками Соглашения.
В соответствии со ст. 12 данного Соглашения оно вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, оно вступает в силу со дня сдачи уведомления об этом депозитарию.
По данным Исполнительного комитета СНГ, Соглашение от 09.10.97 г. на 01.01.2000 г. для России также не вступило в силу.
До 5 сентября 1998 г. положения и ставки тарифной политики на перевозки в международном и межгосударственном сообщении применялись только к организациям, заключившим договоры с оплатой за перевозку грузов в свободно конвертируемой валюте с каждой железнодорожной администрацией — участницей Тарифного соглашения или с некоторыми из них при наличии договора между экспедиторами, организующими соответствующие перевозки, и объявленными железными дорогами — участницами Тарифного соглашения на рынке международных перевозок, с указанием адреса и срока действия договора с железнодорожной администрацией.
Из этого следует, что для расчетов с железными дорогами установлено право пользователей, но не обязанность использовать тарифы, предусмотренные тарифной политикой, т. е. тарифная политика носит факультативный, а не обязательный, характер и может распространяться лишь на договоры перевозки с теми клиентами, которые выразили свое согласие производить оплату за перевозку грузов в свободно конвертируемой валюте.
До 5 сентября 1998 г. тарифная политика не применялась к клиентам, производящим оплату в российских рублях. При отсутствии согласия клиентов на оплату по договорам перевозки в свободно конвертируемой валюте использовался Прейскурант 10-01 (раздел «Определение платы за перевозку грузов в прямом международном железнодорожном сообщении») и ст. 13, 15 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС).
Прейскурант 10-01 утвержден Приказом Государственного комитета СССР № 328 от 31.03.89 г. и введен в действие с 1 января 1990 г., по настоящее время является действующим, его применение обязательно как для перевозчиков, так и для грузоотправителей (грузополучателей), применение Прейскуранта не противоречит действующим федеральным законам, в т. ч. ГК РФ, ТУЖД РФ, законам «О железнодорожном транспорте» и «О действии актов органов СССР на территории РСФСР».
5 сентября 1998 г. МПС РФ телеграфным указанием № 722 перевело тарифную политику из разряда необязательных актов в разряд обязательных для всех грузоотправителей, грузополучателей российских железных дорог, объясняя это стремлением упорядочить расчеты и стабилизировать уровень тарифов на перевозки в международном сообщении.
При этом таксировка тарифа должна производиться в валюте в пересчете на рубли по курсу на день приема груза (или на день его выдачи) с пересчетом за переборы и недоборы также на день производства осуществления пересчетов.
Таким образом, МПС самостоятельно изменило порядок расчетов за перевозку экспортно-импортных грузов. Эти изменения являются скрытой формой увеличения тарифов в одностороннем порядке без участия федеральных органов исполнительной власти, создающей опасный прецедент одностороннего пересмотра тарифов естественными монополиями, поскольку фактически МПС первым среди монополистов федерального значения пошло на увеличение цен на услуги.
Однако в настоящее время МПС РФ не предоставлено никаких полномочий проводить ценовую политику в области формирования тарифов и устанавливать тарифы на грузовые и пассажирские перевозки.
В соответствии со ст. 7 ТУЖД РФ тарифы на перевозки грузов устанавливаются органами исполнительной власти, на которые законодательством РФ возложены данные функции. Таким органом является МАП РФ.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» от 25.08.95 г. № 153-ФЗ тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами.
Между тем, тарифная политика не является международным договором, вопрос о ее легитимности до настоящего времени не решен. Применение ставок тарифной политики противоречит также п. 1 ст. 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г. № 948-1, поскольку МПС РФ, являясь субъектом естественной монополии, понуждает пользователей услугами железнодорожного транспорта заключать договоры перевозки на невыгодных для них условиях.
В настоящее время действуют два вида тарифа на перевозку грузов в международном сообщении: ставки тарифной политики и ставки Прейскуранта 10-01, которые ниже ставок тарифной политики в 3—5 раз, а это повлекло за собой увеличение стоимости продукции, поскольку удорожание платы за перевозку груза не могло не отразиться на его цене.
Необходимо либо отменить действие Прейскуранта 10-01, либо решить вопрос о легитимности тарифной политики, а также осуществить внутригосударственные процедуры по Соглашениям государств — участников СНГ от 17.01.97 г. и от 09.10.97 г.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY