О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ГЛАВНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО
ПРОСТРАНСТВА РФ

М. Н. Зацепин,
начальник ГУ МЮ РФ по Свердловской обл.,
доктор юридических наук, профессор

Поиск создания приемлемой модели единства правового пространства — главный вопрос российской государственности, и от этого во многом будут зависеть перспективы развития демократической России. Единство правового пространства, на наш взгляд, единственно возможная форма ее сохранения, ее территориальной целостности и единства. Сегодня на федеральном и региональном уровне ведется выработка процедуры осуществления, обозначения главного о том, каково понимание сути этого единства, как достичь его.
Территориальные органы юстиции в соответствии с Указом президента РФ № Пр-1347 от 27.06.2000 г. и № 1486 от 10.08.2000 г. стали уполномоченными органами, отвечающими за приведение местного законодательства в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Во исполнение Указа президента на территориальные органы Министерства юстиции приказом № 176 от 10.06.2000 г. была возложена новая функция – участия в нормотворческой работе органов государственной власти.
Реализация этой функции заключается в проведении исчерпывающей юридической экспертизы — в какой степени законодательство Свердловской области соответствует или противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству. Учитывая, что структура и состав законодательства определяется в Уставе Свердловской области, где согласно ст. 61 Устава областное законодательство составляют: Устав, являющийся основным законом области, областные законы, принимаемые Законодательным собранием области или областным референдумом; указы губернатора, постановления правительства.
Через оптимизацию накопленного кадрового, интеллектуального потенциала в управлении процессами, связанными с экспертизой законов и нормативно-правовых актов, организовали нормальное функционирование рабочего процесса и получили следующую картину. С 1994 г. в Свердловской области принято 446 областных законов, 277 из которых действуют по настоящее время. Из основополагающих законов по вопросам разделения компетенции между Российской Федерацией и Свердловской областью — 157. Число принятых за этот период указов губернатора равнялось 328, действующих оказалось 270. За аналогичный период Правительство области приняло 3711 постановлений, 3285 из которых действуют в настоящее время.
В соответствии с областным законом от 26.01.96 г. «О порядке государственной регистрации Уставов муниципальных образований в Свердловской области» управление юстиции проводит государственную регистрацию уставов (изменений и дополнений к ним) муниципальных образований. На 30.10.2000 г. зарегистрировано 73 устава и 194 изменения, дополнения к ним. Вынесен 41 отказ в регистрации изменений и дополнений в уставы по причине содержащихся в нормах 180 нарушений действующего законодательства. Главным управлением направлялись письма в представительные органы местного самоуправления, содержащие перечень нарушений действующего законодательства, с просьбами о внесении изменений в уставы муниципальных образований. На 13.11.2000 г. — только 12 уставов муниципальных образований приведены в соответствие с Конституцией и действующим федеральным законодательством Российской Федерации. В 24 уставах содержатся грубые нарушения действующего законодательства. К 36 уставам не внесены изменения, связанные с изменением действующего федерального законодательства.
Аргументы многих глав муниципальных образований о том, что выявлены противоречия законов на территориях с федеральным законодательством из-за того, что необходимо первоначально совершенствовать федеральное законодательство, а затем в субъектах Федерации – мягко говоря, слабо аргументированы. И мы считаем, что необходимо разобраться и навести порядок в нормативно-правовой базе субъекта федерации, и только потом выступать с предложениями по внесению изменений в федеральный закон и не пытаться перекроить его под потребности региона.
Кроме того, необходимо было проводить текущую работу по экспертизе вновь выносимых на законодательное собрание Свердловской области законов, указов и постановлений правительства. Например, только за период с 1.01.2000 г. по 1.11.2000 г. проведены экспертизы 165 законов. По 106 проектам законов нами были высказаны замечания, касающиеся несоответствия отдельных положений законопроектов действующему федеральному законодательству.
Но законодательные акты — это только верхняя часть айсберга. На основании принятого закона издаются десятки, сотни ведомственных актов, приказов, решений органов исполнительной власти местного самоуправления. И для того чтобы удержать творцов местных законов от ошибок, в соответствии с Указом Президента РФ от 10.08.2000 г. за № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» 11 сентября текущего года в Управлении создан отдел кодификации и ведения федерального регистра нормативно-правовых актов Свердловской области. Основная задача, стоящая перед вновь созданным отделом,— юридическая обработка нормативных правовых актов через процесс определения нормативности правового акта, классификации по отраслям законодательства, приведения нормативных правовых актов в актуальное (контрольное) состояние, регистрации актов и включения их в федеральный регистр, а также проведения юридической экспертизы.
Осуществляя эту работу, мы сотрудничаем и выстраиваем отношения с другими участниками законодательного процесса, имея свою собственную позицию и руководствуясь базовыми принципами Конституции и федеральными законами.
Во исполнение приказа министра юстиции от 10.06.2000 г. за № 176 в ГУ МЮ РФ по Свердловской области проведена определенная работа: создан на новых принципах и задачах отдел правовых экспертиз ведущий реестр нормативных актов органов государственной власти, разработаны его формы в 2-х видах. Заведены журнал учета прохождения проектов законов и принятых законов и журнал учета в заседаниях областной Думы. Ведение названной документации позволяет отслеживать судьбу каждого законопроекта от первоначальной реакции до принятия в третьем чтении, а также учитывать реакцию областных законодателей на замечания Главного управления юстиции.
Наиболее распространенные недостатки законотворческой деятельности областных органов власти нами обобщаются и доводятся до руководства областной Думы и администрации в аналитических письмах. Соответствующие заключения на акты, которые требуют немедленного вмешательства из-за нарушения федерального законодательства, направляются в прокуратуру Свердловской области для вынесения протеста или обращения в суд за отменой.
Приоритетными направлениями деятельности Главного управления МЮ РФ по Свердловской области являются:
1) координация и взаимодействие с органами прокуратуры, государственно-правовым управлением аппарата Законодательного собрания и комитетами областной Думы, Уральским институтом регионального законодательства, органами исполнительной власти и местного самоуправления по приведению областного законодательства в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством;
2) разработка и утверждение правил проведения юридической экспертизы актов и методические рекомендации к ним;
3) проводимая работа по обеспечению надлежащего качества законов Свердловской области требует от нас четкого, конкретного и ясного определения некоторых аспектов качества работы в законопроектной деятельности — таких, как конституционность и законность, предметное и содержательное соответствие закона Свердловской области другим источникам федерального законодательства.
4) требования, перечисленные в п. 3, целесообразно было бы зафиксировать в законодательстве о нормативно-правовых актах, устанавливающем своего рода стандарты каждой из разновидности. Такое законодательство должно формироваться как законодательство по предмету совместного ведения РФ и Свердловской области и состоять из кодифицированного федерального, а также изданных на его основе местных законов, юридически гарантировать единство системы действующих в стране законодательных и иных нормативных актов.
Мы идем в двух направлениях построения правовых отношений Федерации и входящей в нее Свердловской области:
1) направление связано с принятием законов по совместной компетенции в полном объеме, где будет расписано, за что отвечает федеральный центр, за что — Свердловская область;
2) направление связано с совершенствованием конституционного процесса. Мы полагаем, что надо вообще свести к минимуму саму статью, связанную с совместной компетенцией.
Всего в органы власти и прокуратуру направлено 150 заключений на нормативно-правовые акты области, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству.
Наша основная задача на начальном этапе — изменить сохраняющуюся атмосферу и те механизмы, которые сделали возможным принятие законов, противоречащих федеральным. Для этого требуется не сохранение в «свердловском законотворчестве» качественных характеристик уже существующих законов, а значительное совершенствование их качества. При этом мы должны определять признаки надлежащего качества, формулировать соответствующие требования к законопроектам и законам, разрабатывать механизм и правила проведения юридической экспертизы и методические рекомендации к ним.
В дальнейшем принимаемые законы должны быть направлены на обеспечение жизнедеятельности Свердловской области и участие в обеспечении законодательного процесса, направленного на защиту интересов граждан.
Юридическая экспертная нормотворческая деятельность требует, чтобы лица, ею занимающиеся, обладали высокой квалификацией, опытом и профессиональными навыками.
Коллективная же работа над редакцией законопроектов поможет сделать нормативные акты в Свердловской области непротиворечащими действующему законодательству, более понятными и юридически корректными. Такие рабочие группы будут создаваться с определением персонального состава участников по каждому законопроекту. Также будет исключена необходимость траты времени на их согласование, результатом которого бывают формальные рекомендации типа «проект требует доработки».
Эксперты органов юстиции должны быть на голову выше, чем специалисты, которые законопроекты готовят. И мы в настоящее время имеем фильтр-способ для удержания творцов местных законов от ошибок. Все правовые акты, прежде чем вступят в силу, должны будут проходить обязательную регистрацию у нас, в юстиции.
Главой государства принятое решение о приведении всей законодательной базы и нормативно-правовой базы субъектов Федерации в соответствие с федеральными законами, Конституцией России — в Свердловской области будет выполнено планомерно и поэтапно.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY