О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Проблемы формирования правовой основы
деятельности Молодежного Парламента
Челябинской области

Е. С. Четвертакова,
консультант правового управления аппарата
Законодательного собрания Челябинской области
А. А. Грязев,
член рабочей группы

Идея создания собственного Молодежного Парламента в Челябинской области (далее — Парламента) возникла после участия представителей области в учредительной конференции Российского Молодежного Парламента в Москве зимой текущего года. Независимо от того, будет Парламент в области при Законодательном собрании либо это будет самостоятельная организация, общественные отношения, связанные с его формированием и деятельностью, должны быть урегулированы соответствующим нормативным правовым актом. С этой целью по инициативе комитета Законодательного собрания по социальной политике создана рабочая группа, которой и поручено разработать пакет необходимых документов.
Понимая, что с помощью правотворческой деятельности происходит расширение или сужение сферы правового регулирования, формируется нормативная основа государственной и общественной жизни, вводятся в правовую систему определенные способы, средства, методы юридического воздействия, устанавливаются и изменяются нормативно-правовые режимы регулирования общественных отношений, обязательной предпосылкой высокого качества нормативных актов, их полноты, внутренней согласованности становится соблюдение требований юридической техники.
В сферу действия указанных требований включаются основные принципы работы над внешней формой готовящихся проектов, вопросы наиболее совершенной и целесообразной структуры документа, а также способы изложения нормативных предписаний. Эффективность применения названных требований зависит от причин и условий, вызвавших принятие данного акта, специфики сферы его действия и предмета правового регулирования.
Предполагая, что первоначально Парламент будет создаваться как совещательный орган при Законодательном собрании Челябинской области, возможна постановка следующих целей его создания и деятельности:
содействие в формировании и реализации молодежной политики на территории Челябинской области;
привлечение молодежи к участию в политической и общественной жизни Челябинской области и Российской Федерации;
участие в создании действенного механизма поддержки и обучения кадрового резерва для органов государственной власти и органов местного самоуправления;
объединение усилий на областном и федеральном уровнях различных государственных, общественных, профессиональных и других организаций для представления интересов молодежи.
При этом задачами Парламента могут являться:
участие в разработке проектов нормативных правовых актов Челябинской области по вопросам молодежной политики;
организация областных, межрегиональных конференций, семинаров и других мероприятий, связанных с вопросами молодежной политики;
международное и межрегиональное сотрудничество в сфере молодежной политики;
координация деятельности молодежных палат муниципальных образований Челябинской области;
взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, другими организациями, образовательными учреждениями, органами и должностными лицами, занимающимися проблемами молодежи в муниципальных образованиях Челябинской области.
Для реализации поставленных целей и решения перечисленных задач необходимо, чтобы в Парламенте были представители разных слоев молодежи: учащиеся, студенты, рабочая молодежь, слушатели и курсанты военных училищ и т. д. Однако, учитывая, что сегодня единой организации подобно комсомольской, объединяющей молодежь во всех сферах общественной жизни, нет, то на первоначальном этапе становления Парламента разумно начать с объединения учащейся молодежи, то есть первых представителей избирать от образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и школ.
В то же время следует помнить, что достижение наибольшего соответствия между идеей, мыслью создателя нормативного акта и воплощением этой идеей в нормативной формуле —требование, непо-средственно исходящее из специфики права как регулятора общественных отношений. Именно поэтому необходимо добиваться такого изложения мысли, которое было бы очевидным, исключало какие-либо сомнения в контексте правовых предписаний. Так, в процессе обсуждения процедуры возможных выборов в Парламент, перед членами рабочей группы встала дилемма. Ввиду компромиссного характера достаточно сложной получилась схема выборов, поскольку, во-первых, выборы представителей должны проводиться в образовательных учреждениях поэтапно, и, во-вторых, количество этапов и порядок проведения голосования на каждом из них различен в зависимости от вида образовательного учреждения и вида административно-территориальной единицы, в которой проводятся выборы. Несмотря не внешнюю громоздкость получившейся схемы, она доступна для понимания и реализации не только для лиц, имеющих юридическое образование, но и для всех, кому предстоит участвовать в этой процедуре.
Вопросу качества нормативных правовых актов, их правовому содержанию должно придаваться первостепенное значение, поэтому значительные по объему и степени важности акты могут подвергаться не только правовой, лингвистической, но и иной специализированной экспертизе, которая может осуществляться на любой стадии правотворчества. Кроме того, целесообразно обсудить вариант текста с максимально широким кругом специалистов, имеющим определенный опыт в данной деятельности, что позволит выявить различные мнения по требующему правовой регламентации вопросу. Именно на этой стадии находится в настоящее время проект положения о Молодежном Парламенте Челябинской области.
Бесспорно одно — применение специальных норм и принципов на любой стадии правотворческого процесса, будь то разработка, экспертиза, обсуждение, принятие — позволит создать акт, реализация которого будет максимально эффективна.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY