О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Депутатская поддержка:
социально-правовая защита детства

Л. А. Попова,
заместитель председателя Законодательного собрания
Челябинской области

Символично, что накануне Дня учителя депутаты Законодательного собрания на своем заседании, проходившем 30 сентября, рассматривали законопроекты, направленные на защиту прав детства.
В первом чтении приняты два проекта закона области — «Об организации опеки и попечительства в Челябинской области» и «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье».
Инициаторами внесения этих законопроектов были губернатор Челябинской области, депутат Законодательного собрания В. П. Чернобровин и депутаты Челябинской городской Думы.
Необходимость принятия этих законопроектов диктуется тем, что социально-экономическая ситуация в стране и ее неблагоприятные последствия ведут к росту числа детей, нуждающихся в государственной защите.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводились проверки работы органов опеки и попечительства, иных учреждений, занимающихся организацией усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которых выявлены серьезные нарушения законности. В стране появилось огромное число беспризорников (по некоторым оценкам, их несколько миллионов), юных бомжей (сотни тысяч), чье содержание и даже выживание стало сугубо их личной заботой. Между тем, согласно статистике, количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, из года в год снижается, что свидетельствует о бездействии многих учреждений, органов опеки и попечительства. К тому же сокращается число специалистов по охране прав детей — сейчас 949 муниципальных образований вовсе не имеют таких специалистов.
В Челябинской области в 1998 году выявлено и учтено 3180 таких детей. Увеличивается количество учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время их 44. Растет число детей выявленных, но неустроенных, большая часть которых помещается в приюты и больницы.
Состояние социально-правовой защиты детства в настоящее время не может быть признано достаточным. Несмотря на меры, принимаемые органами власти по созданию условий выживания, защиты и развития детей, реализация их законных прав и интересов обеспечивается не в полной мере. Требуется кардинальная активизация государственной политики в интересах детей.
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, наряду с Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ, определяются в соответствии с законами субъектов Россий-ской Федерации. Подобные законы приняты в Тюменской, Пензенской, Пермской, Свердловской областях и в Алтайском крае.
Учитывая, что утратило силу Положение об органах опеки и попечительства РСФСР и существенно возрос объем работы по охране прав граждан, нуждающихся в заботе государства, особенно несовершеннолетних, возникла необходимость принятия закона области об организации опеки и попечительства, который будет способствовать усилению кадровой службы по опеке и попечительству, укреплению правовых гарантий государства в объединении всех способов охраны и защиты прав детей, развитию инициативы органов власти по реализации социальных гарантий и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также позволит восполнить имеющиеся проблемы в реализации государственных гарантий по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В целях создания и развития института приемной семьи в Челябинской области был внесен законопроект об оплате труда приемных родителей.
В связи с введением в действие с марта 1996 года Семейного кодекса РФ, законодательно закрепившего статус приемной семьи как одной из приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Российской Федерации принято постановление, утвердившее Положение о приемной семье. В соответствии с названными актами «размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации». Такие законы приняты в Московской, Пермской, Калужской, Мурманской, Ленинградской, Пензенской областях.
Наш проект закона определяет порядок оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, проживающей в Челябинской области.
В настоящее время в области создано 6 приемных семей, в которых воспитывается 28 детей. Небольшое количество приемных семей в Челябинской области объясняется, в том числе, нерешенностью вопроса об оплате труда приемных родителей.
Законопроект основывается на том, что труд приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, которая лишь в определенной части компенсируется государством.
Полагаем, что принятие законопроекта позволит реализовать гражданам их право на принятие ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, а детям, лишенным родительского попечения, реализовать их право на приобретение новой семьи.
Комитету Законодательного собрания по социальной политике, который я возглавляю, предстоит учесть все замечания и предложения по доработке законопроектов и внести их на рассмотрение Законодательного собрания во втором чтении.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY