|
|
Региональное
законодательство
об управлении государственной
собственностью в регионе
С. А. Кудреватых,
зав. кафедрой частного права УрАГС, доцент, к.ю.н., г. Екатеринбург
После проведения в России масштабной приватизации в экономике
наряду с предприятиями государственного сектора появились частные собственники
и образуемые ими юридические лица. И в последнее время управление государственной
собственностью становится частью общей стратегии государственной экономической
политики, выражающейся в государственном регулировании экономикой, поскольку
для управления гос. сектором имеет значение принятие обязательных для
исполнения решений, а в частном секторе государственное воздействие
должно иметь определенные границы воздействия (пределы регулирования).
Термин «управление государственной собственностью» имеет несколько значений.
В широком смысле под управлением государственной собственностью можно
понимать систему определенных способов, форм и методов управления. Так,
в некоторых учебных изданиях к ним относят: организационно-правовые
и экономические основы управления, режим экономического состояния объектов
государственной собственности, функции и структуру органов управления
государственной собственностью, экономические методы управления (планирование
и экономическое программирование), управление преобразованием форм и
отношений собственности, способы управления использованием государственной
собственности и др.
Под «управлением государственной собственностью» в узком смысле понимается
«...порядок принятия решения компетентным государственным органом о
движении, перераспределении и реализации объектов собственности. Например,
в целях надлежащего управления федеральной собственностью, находящейся
за рубежом, и организации более действенного контроля за эффективностью
ее использования и сохранностью в п.1 постановления Правительства РФ
от 05.01.95 № 14 установлено, что решения о продаже, мене, залоге, дарении,
изъятии недвижимого имущества, а также ценных бумаг, долей, паев и акций
принимаются правительством РФ на основе совместного представления Государственного
комитета РФ по управлению государственным имуществом и федерального
органа исполнительной власти, на который в соответствии с законом возложены
координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере
управления).
Целью данной статьи является обозначение некоторых проблемных правовых
вопросов управления государственной собственностью на уровне субъекта
Российской Федерации, а также попытка предложить некоторые варианты
решения указанных проблем. При постановке правовых проблем необходимо
определиться в терминологии управления государственной собственностью
для целей данной статьи.
Базовым законодательным актом по вопросам собственности является Гражданский
кодекс Российской Федерации, который в статье 209 раскрывает право собственности
через триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение, а также
содержит возможность для собственника передать свое имущество в доверительное
управление другому лицу, что не влечет перехода к последнему (доверительному
управляющему) права собственности на данное имущество. Указанный институт
доверительного управления является обязательственно-правовым, а не вещно-правовым,
так как нормативной основой договора доверительного управления является
право собственности.
Поэтому управление имуществом рассматривается только как одна из форм
осуществления права собственности, а доверительное управление является
способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной
из форм реализации правомочия распоряжения, но вовсе не установлением
нового права собственности на имущество. Профессор Е. А. Суханов считает,
что к центральным проблемам управления государственным имуществом следует
отнести: остающуюся еще проблему распределения государственного имущества
по конкретным собственникам с учетом их законных прав и интересов, а
также... эффективную реализацию прав публичного собственника как акционера.
С юридической точки зрения институт права собственности в объективном
смысле представляет собой комплексный (многоотраслевой) институт права,
где наряду с гражданско-правовыми нормами также имеют место предписания
конституционного и административно-правового характера, и даже некоторые
уголовно-правовые правила. Термин «регион» используется в данной статье
как синоним термина «субъект Российской Федерации». Это сделано по одной
причине – показать основы правового регулирования на уровне субъекта
Российской Федерации двух видов государственной собственности – федеральной
собственности (собственности России) и государственной собственности
субъекта Российской Федерации – правовую регламентацию их существования,
взаимодействия и возможности воздействия со стороны государственных
органов.
2. Государственное регулирование процессами управления федеральной и
государственной собственностью субъекта в регионе должно иметь следующие
правовые основы:
а) основы конституционного регулирования отношений в сфере государственной
собственности;
б) организационно-правовой механизм управления государственной собственностью;
в) гражданско-правовые формы организации субъектов права государственной
собственности, осуществление и реализации государственного имущества;
г) правовой ответственности за нарушение права государственной собственности,
ответственности государственных органов и их должностных лиц за вред,
причиненный другим субъектам права.
Последовательное и адекватное рассмотрение данных правовых форм регулирования
должно строиться на понимании вопросов взаимопроникновения элементов
публичного и частного, поскольку государственная собственность — это
публичная собственность, а формы ее реализации подчиняются общему правилу
о совершении гражданско-правовых сделок.
Толчком к практической реализации вопросов о разделении уровней управления
государственной собственностью между Российской Федерацией и ее субъектами
послужило нормативное закрепление в Законе РФ «О собственности» от 24.12.90
г., порядок формирования — в постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.91
№ 3020—1 «О разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную
собственность» и дальнейшее оформление такого разделения в Конституции
РФ, Гражданском кодексе РФ.
В дальнейшем нормативные акты федеральных органов касались общих вопросов
и принципов регулирования государственной собственностью, и поскольку
до сих пор отсутствует специальный Федеральный закон о порядке отнесения
государственного имущества к федеральной собственности и к собственности
субъектов Федерации, поэтому субъекты России в спешном порядке вынуждены
были создавать региональное законодательство по управлению государственной
собственностью.
Конституция РФ в п.1 «г» ст. 72 устанавливает, что разграничение государственной
собственности является предметом совместного ведения Федерации и ее
субъектов. В рамках Конституции данное положение реализуется путем заключения
двусторонних договоров и соглашений между федеральными органами власти
и управления и органами власти и управления субъектов Федерации.
Регулирование отношений собственности в договорной практике Федерации
и ее субъектов в основном реализуется по следующим основным блокам:
– разграничение собственности Федерации и ее субъектов и проблемы управления
двумя видами государственной собственности;
– трактовка и регулирование института общей собственности Федерации
и ее субъектов;
– разграничение полномочий в сфере приватизации «производственного»
и «непроизводительного» (социального) капитала;
– разграничение собственности, «собственнических» прав и ответственности
в сфере природопользования.
Анализ существующих договоров и соглашений свидетельствует о том, что
при принятии таких документов не всегда четко используются формулировки
гражданского законодательства, а также принципов и презумпций, установленных
в ст. 214 Гражданского кодекса РФ, например, все государственное имущество,
за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности,
предполагается федеральным. Некоторые документы пытаются формулировать
свои определения гражданско-правового порядка, что не совсем корректно,
поскольку Гражданское законодательство и правила поведения гражданско-правового
порядка могут быть сформулированы только на федеральном уровне, а предметом
совместного ведения Федерации и ее субъектов могут быть только отношения
в сфере разграничения государственной собственности.
Поэтому стороны такого соглашения должны определить:
— полномочия тех государственных органов, которые правомочны определять
судьбу государственного имущества;
— разграничения полномочий в сфере управления объектами федеральной
собственности, находящейся на территории региона (субъекта);
— правовой режим объектов государственной собственности (на момент подписания
соглашения и на последующее время), в том числе с использованием института
общей собственности;
— иные вопросы управления собственностью субъекта Федерации, если федеральным
законодательством не определен порядок управления такими объектами.
В существующих договорах Федерации и ее субъектах не всегда имеют место
специальные соглашения по разграничению государственной собственности
либо имеются соглашения в области «экономики», «хозяйствования», либо
имеются соглашения только по тем объектам, которые имеют значение для
субъекта на момент подписания договора.
|
|
|