О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Правотворчество субъектов
Российской Федерации в сфере
охраны окружающей природной среды

Г. В. Хашимов,
директор Института права и государственного управления ЧелГУ

Переходные процессы в развитии российской государственности постепенно обретают внутреннюю логику и свою собственную политико-правовую структуру. В настоящее время законодательство Российской Федерации об охране окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов сформировалось и развивается как самостоятельная отрасль, состоящая из двух так называемых подсистем: природоресурсного и природоохранительного законо-дательства.
Если природоресурсное законодательство регулирует отношения по обеспечению рационального использования и охране природных ресурсов: земель, вод, недр, лесов, животного мира и атмосферного воздуха, то природоохранительное — обеспечивает комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой.
Сегодня сфера законодательного регулирования в области природопользования и охраны
окружающей природной среды определена статьями 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации. Тем самым предопределено, что важная роль в правовом регулировании указанных вопросов принадлежит субъектам Российской Федерации.
Разработка законов — сложная и кропотливая работа, при которой очень важно обеспечить условия для внимательной и скрупулезной подготовки каждого законодательного решения, для сбора необходимых подготовительных материалов, проведения социологических и иных исследований, анализа прогнозируемой эффективности будущего закона. Необходимо дать разработчикам законопроекта время и для того, чтобы найти и проанализировать зарубежное законодательство, действующие акты по соответствующему вопросу, отшлифовать формулировки будущих норм, провести их широкое и квалифицированное обсуждение. Однако, как показала практика, многие недостатки нынешней законотворческой деятельности Российской Федерации зачастую обусловлены неоправданной поспешностью подготовки и принятия законодательных решений.
Между возникновением идеи закона и ее воплощением в конкретном акте осуществляется целый комплекс мероприятий. Но главное, на что должно быть направлено организующее и регулирующее воздействие нормативного правового акта, — это правильное определение цели. Так, например, при разработке Закона Челябинской области «Об обращении с отходами производства и потребления» разработчики стремились не только урегулировать вопросы, подлежащие обязательной регламентации в соответствии с аналогичным Федеральным законом, но и пытались учесть специфику области в данной сфере правового регулирования.
Следует заметить, что при рассмотрении механизма выявления потребностей следует исходить из уровней общественного сознания, в котором отражается соотношение объективного и субъективного в право- и законотворчестве. Механизм выявления потребностей в правовом регулировании является главным содержанием «предпроектной» стадии законотворчества, состоящей в том, что предварительно на основании прогнозов выявляются необходимость в правовом регулировании определенных областей, основные проблемы каждого круга общественных отношений, особенности и тенденции социально-экономического и научно-технического развития.
На примере рассматриваемого круга вопросов следует заметить, что Челябинская область является одной из самых неблагополучных по уровню загрязнения окружающей природной среды. Из-за большого количества промышленных предприятий, сосредоточенных на территории области, она занимает одно из ведущих мест по объему и масштабам территорий размещения отходов производства и потребления. В этой связи разработка названного выше Закона Челябинской области, безусловно, своевременна и актуальна.
Поскольку субъектам Российской Федерации рекомендуется больше внимания обращать на регулирование вопросов, находящихся в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, с учетом объективной потребности заполнения на региональном уровне пробелов, то следует иметь в виду, что, как правило, закон, который предлагается разработать, не является первым в регулировании данной сферы общественных отношений. Определенные нормативные правовые акты уже принимались и действовали до него. Следовательно, большое значение на начальном этапе подготовки имеет информация о действующем законодательстве по данному вопросу, анализ его состояния, практики применения, а также о том, как предполагаемый закон впишется в действующее правовое регулирование и будет взаимодействовать с сопряженными ему актами. Очень важно на этом этапе отобрать и проанализировать по возможности все предыдущие акты по данному вопросу субъектами Российской Федерации. Именно поэтому, начав разработку законопроекта об отходах, членами рабочей группы были рассмотрены законы Свердловской, Пермской, Ульяновской и других областей.
Наряду с подготовкой законопроекта необходимо продумать, какие акты потребуются для его реализации, а также определить необходимые финансовые затраты.
В заключение, важно отметить, что, принимая соответствующий закон, законодатель всегда стремится получить те или иные социально значимые результаты. Поэтому заранее должны быть определены возможные последствия действия будущего закона: экономические, политические, социальные, правовые, экологические, демографические и другие, а также просчитаны затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации его положений, и оценена целесообразность таких затрат с точки зрения ожидаемых результатов.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY