|
|
Правотворчество
субъектов
Российской Федерации в сфере
охраны окружающей природной среды
Г. В. Хашимов,
директор Института права и государственного управления ЧелГУ
Переходные процессы в развитии российской государственности
постепенно обретают внутреннюю логику и свою собственную политико-правовую
структуру. В настоящее время законодательство Российской Федерации об
охране окружающей природной среды и рациональном использовании природных
ресурсов сформировалось и развивается как самостоятельная отрасль, состоящая
из двух так называемых подсистем: природоресурсного и природоохранительного
законо-дательства.
Если природоресурсное законодательство регулирует отношения по обеспечению
рационального использования и охране природных ресурсов: земель, вод,
недр, лесов, животного мира и атмосферного воздуха, то природоохранительное
— обеспечивает комплексный подход к правовому регулированию общественных
отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой.
Сегодня сфера законодательного регулирования в области природопользования
и охраны
окружающей природной среды определена статьями 71, 72, 76 Конституции
Российской Федерации. Тем самым предопределено, что важная роль в правовом
регулировании указанных вопросов принадлежит субъектам Российской Федерации.
Разработка законов — сложная и кропотливая работа, при которой очень
важно обеспечить условия для внимательной и скрупулезной подготовки
каждого законодательного решения, для сбора необходимых подготовительных
материалов, проведения социологических и иных исследований, анализа
прогнозируемой эффективности будущего закона. Необходимо дать разработчикам
законопроекта время и для того, чтобы найти и проанализировать зарубежное
законодательство, действующие акты по соответствующему вопросу, отшлифовать
формулировки будущих норм, провести их широкое и квалифицированное обсуждение.
Однако, как показала практика, многие недостатки нынешней законотворческой
деятельности Российской Федерации зачастую обусловлены неоправданной
поспешностью подготовки и принятия законодательных решений.
Между возникновением идеи закона и ее воплощением в конкретном акте
осуществляется целый комплекс мероприятий. Но главное, на что должно
быть направлено организующее и регулирующее воздействие нормативного
правового акта, — это правильное определение цели. Так, например, при
разработке Закона Челябинской области «Об обращении с отходами производства
и потребления» разработчики стремились не только урегулировать вопросы,
подлежащие обязательной регламентации в соответствии с аналогичным Федеральным
законом, но и пытались учесть специфику области в данной сфере правового
регулирования.
Следует заметить, что при рассмотрении механизма выявления потребностей
следует исходить из уровней общественного сознания, в котором отражается
соотношение объективного и субъективного в право- и законотворчестве.
Механизм выявления потребностей в правовом регулировании является главным
содержанием «предпроектной» стадии законотворчества, состоящей в том,
что предварительно на основании прогнозов выявляются необходимость в
правовом регулировании определенных областей, основные проблемы каждого
круга общественных отношений, особенности и тенденции социально-экономического
и научно-технического развития.
На примере рассматриваемого круга вопросов следует заметить, что Челябинская
область является одной из самых неблагополучных по уровню загрязнения
окружающей природной среды. Из-за большого количества промышленных предприятий,
сосредоточенных на территории области, она занимает одно из ведущих
мест по объему и масштабам территорий размещения отходов производства
и потребления. В этой связи разработка названного выше Закона Челябинской
области, безусловно, своевременна и актуальна.
Поскольку субъектам Российской Федерации рекомендуется больше внимания
обращать на регулирование вопросов, находящихся в пределах совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов, с учетом объективной потребности
заполнения на региональном уровне пробелов, то следует иметь в виду,
что, как правило, закон, который предлагается разработать, не является
первым в регулировании данной сферы общественных отношений. Определенные
нормативные правовые акты уже принимались и действовали до него. Следовательно,
большое значение на начальном этапе подготовки имеет информация о действующем
законодательстве по данному вопросу, анализ его состояния, практики
применения, а также о том, как предполагаемый закон впишется в действующее
правовое регулирование и будет взаимодействовать с сопряженными ему
актами. Очень важно на этом этапе отобрать и проанализировать по возможности
все предыдущие акты по данному вопросу субъектами Российской Федерации.
Именно поэтому, начав разработку законопроекта об отходах, членами рабочей
группы были рассмотрены законы Свердловской, Пермской, Ульяновской и
других областей.
Наряду с подготовкой законопроекта необходимо продумать, какие акты
потребуются для его реализации, а также определить необходимые финансовые
затраты.
В заключение, важно отметить, что, принимая соответствующий закон, законодатель
всегда стремится получить те или иные социально значимые результаты.
Поэтому заранее должны быть определены возможные последствия действия
будущего закона: экономические, политические, социальные, правовые,
экологические, демографические и другие, а также просчитаны затраты
материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации
его положений, и оценена целесообразность таких затрат с точки зрения
ожидаемых результатов.
|
|
|