О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Ждем закон об адвокатуре

А. Г. Шакуров,
председатель Президиума Челябинской областной коллегии адвокатов

В этом году российские, уральские и челябинские адвокаты отмечают знаменательные даты: 135 лет назад при правлении Александра II в рамках правовых реформ 1864 года в России впервые был создан институт адвокатуры. В 1874 году в г. Екатеринбурге была образована первая на Урале юридическая консультация, поэтому уральские адвокаты с полным основанием могут отмечать 125-летие со дня рождения; и, наконец, 65 лет назад, в 1934 году, с образованием Челябинской области была создана Челябинская областная коллегия адвокатов.
Все трудности, выпавшие на долю нашего общества за прошедший период, пережила и российская адвокатура, отношение к которой как со стороны государственных и партийных органов, так и общества в целом было неоднозначным.
Обыватели нередко критиковали адвокатов за рекламные кампании, пустые выступления и за стремление принимать только те дела, которые давали возможность получить высокий гонорар. Необходимо отметить, что по аналогичным мотивам критиковались адвокаты и в некоторых странах Запада.
Между дореволюционной адвокатурой и адвокатурой советского периода было много общего: обе адвокатуры были организованы на местном уровне, у них не было центрального аппарата и идейной платформы, благодаря которым можно было бы бросить вызов политике царизма или Советской власти более эффективно. И та, и другая адвокатуры должны были мириться с контролем Министерства юстиции за своими действиями, с недостаточным уважением со стороны судей, со снижением их роли в досудебной стадии. Обе адвокатуры в конечном счёте зависели от государства в определении своих прав и обязанностей. В обоих случаях государство так же испытывало недовольство положением этого института в обществе. Кроме того, у обеих адвокатур не было единства мнения в их собственных рядах по вопросу об этических стандартах профессии, им не хватало также единства вследствие структурной разобщённости.
За прошедшие 135 лет в России неоднократно проводились судебно-правовые реформы; к сожалению, все они меньше всего затрагивали адвокатуру. Не повезло адвокатам и с последней правовой реформой, объявленной и начавшейся с начала 90-х годов. Провозглашена необходимость существенного обновления судебной системы, всего массива законодательства, приняты новые Гражданский и Уголовный кодексы, в девяти регионах страны появились первые суды присяжных, открылись частные нотариальные конторы, существенно изменилось лицо арбитражного суда, мы узнали, кто такие судебные приставы.
Однако, если не считать того, что коллегии адвокатов перестали подчиняться соответствующим обкомам и горкомам КПСС (а это имело место фактически, хотя никогда не было закреплено нормативно), то ничего другого — существенного — не изменилось. А о каких изменениях может идти речь, если до сегодняшнего дня коллегии адвокатов руководствуются Положением об адвокатуре 1980 года, хотя в начале 90-х годов как для адвокатов, так и для Министерства юстиции была понятна необходимость принятия нового Закона в оперативном порядке. Федеральный Союз адвокатов России разработал проект Закона, однако нас втянули в многолетнее обсуждение ряда других проектов, за это время появилось множество различных адвокатских объединений, в основном в Москве и С.-Петербурге, которые в свою очередь образовали во многих регионах России филиалы.
Не явилась исключением и Челябинская область, за последние годы у нас, кроме действующей на законном основании Второй областной коллегии адвокатов (председатель коллегии М. Ф. Савкунов), в нарушение действующего «Положения об адвокатуре», без согласия администрации области и Управления юстиции появились многочисленные юридические консультации — филиалы коллегий с самыми различными названиями: и региональной, и альтернативной, и даже международной.
Мы, безусловно, за расширение рынка юридической помощи, за увеличение армии адвокатов, за создание условий для конкурентной борьбы за клиентов, но всё это должно происходить в рамках закона и в пределах разумного, а главное, не во вред юридическим и физическим лицам, интересы которых обязаны защищать адвокаты на самом высоком профессиональном уровне.
Для устранения существующей в настоящее время неразберихи с многочисленными коллегиями и их филиалами необходимо принятие нового Закона об адвокатуре, проект которого находится в Государственной Думе, однако обсуждение его во втором чтении непростительно затянулось. В ст. 8 проекта совершенно определенно регулируется количество коллегий в регионе: «На территории субъекта Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая создаёт на данной территории юридические консультации и адвокатские кабинеты, а также даёт согласие на учреждение адвокатских бюро. Коллегия адвокатов не может образовывать свои структурные подразделения на территориях других субъектов Российской Федерации».
В представленном в Думу проекте значительно расширены права адвоката, приближающие его деятельность к международным нормам. Адвокат, выступая в качестве защитника, будет иметь право опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат выступает в качестве защитника, собирать и представлять предметы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации; фиксировать информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат выступает в качестве защитника или представителя, с помощью технических средств, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну.
Новый проект расширяет и гарантии адвоката, например запрещается прослушивать телефонные и иные переговоры адвоката, обследовать помещения, в которых он оказывает юридическую помощь, проводить иные оперативно-розыскные мероприятия, нарушающие адвокатскую тайну, материалы и документы, составляющие досье адвоката по делу, не подлежат досмотру, осмотру, выемке и изъятию, за исключением случаев возбуждения уголовного дела в отношении адвоката.
Лица, допустившие незаконное вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов либо воспрепятствовавшие такой деятельности, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Впервые вводится понятие помощника адвоката и законодательно регулируется его деятельность. Все новации трудно перечислить, но ещё раз повторяю: это проект Закона об адвокатуре, которого адвокаты ждут с нетерпением. Жаль, что этого не понимают депутаты Государственной Думы.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY