Реорганизация юридического лица
в форме присоединения
С. В. Копылова,
юрисконсульт Правового управления ОАО «ММК»
Реорганизация юридических лиц в форме присоединения представляет собой сложный и длительный процесс, в ходе осуществления которого возникает много вопросов, вызванных несовершенством действующего законодательства в данной сфере правоотношений.
Действующее законодательство, посвященное отдельным организационно-правовым формам юридических лиц, содержит слишком общие положения, не отвечающие фактическим потребностям обществ при реорганизации. Те немногие нормы, которые содержатся в части первой Гражданского кодекса РФ, посвященные реорганизации юридических лиц, не вносят ясности в рассматриваемую проблему.
Именно поэтому большое внимание уделено проблемам, связанным с реорганизацией, в Концепции совершенствования корпоративного законодательства на период до 2008 г ., разработанной Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ РФ). Проект Концепции был одобрен на заседании Правительства РФ 18 мая 2006 г .
В рамках реализации Концепции предусмотрен План мероприятий по развитию корпоративного законодательства, в числе которых предусмотрена разработка Федерального закона «О реорганизации юридических лиц» в целях унификации отношений, возникающих по поводу реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм, а также урегулирования вопросов:
— осуществления смешанных форм реорганизации;
— статуса и содержания документов, оформляющих процедуру реорганизации;
— ограничения права кредиторов реорганизуемого юридического лица требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков.
Указанный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ в IV кв. 2006 г .
Таким образом, основная идея Концепции в области реформирования законодательства по реорганизации состоит в том, что в первую очередь необходимо пересмотреть принципы его построения, уйти от принципа «отдельная организационная форма — отдельный закон». Наиболее сложные вопросы предлагается сгруппировать в несколько блоков, что позволит унифицировать схожие по своему характеру отношения и обеспечит единообразие регулирования.
Рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться акционерным обществам на практике при проведении реорганизации в форме присоединения. На первый взгляд, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» все четко и ясно прописано. Но Федеральным законом «Об акционерных обществах» в данном случае урегулированы общие вопросы, в результате неохваченными остаются частные случаи реорганизации.
Например, планируется реорганизация двух акционерных обществ в форме присоединения (крупными акционерами в которых являются одни и те же лица либо их аффилированные лица). Реорганизация в данном случае будет осуществляться в порядке и условиях, определенных в договоре присоединения. При этом,сделка по реорганизации (договор присоединения) будет признаваться сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, поскольку акционер (акционеры) и/или их аффилированные лица одного общества будут одновременно владеть более 20% процентов акций в другом реорганизуемом обществе. Следовательно, сделка должна быть одобрена каждым из обществ, участвующих в реорганизации, в порядке, предусмотренном ФЗ «Об акционерных обществах». Проблема заключается в том, что решение о реорганизации принимается 3/4 голосов акционеров, участвующих в общем собрании, а решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством акционеров, не заинтересованных в совершении сделки.
В рассматриваемом примере мажоритарные акционеры (либо их аффилированные лица) будут являться заинтересованными в сделке лицами, и их голоса не будут учитываться при голосовании по данному вопросу. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой решение о реорганизации будет принято общим собранием акционеров, но договор присоединения, как сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не будет одобрен в результате блокирования решения миноритариями либо миноритарные акционеры вообще проигнорируют данное собрание и не примут участие в голосовании.
И хотя п. 2 ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрены исключения, на которые не распространяются правила об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, рассмотренный выше случай к ним не относится. Поэтому обществам необходимо заранее проанализировать все возможные риски. Однако наиболее логичным решением данной проблемы могло бы служить урегулирование соответствующего вопроса законодательно, путем внесения изменений в ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах», включив в перечень случаев, на которые не распространяются положения Закона об одобрении сделок с заинтересованностью, реорганизацию, при которой заинтересованные акционеры владеют более 50% акций в каждом из реорганизуемых обществ, либо вообще распространить исключения на все случаи реорганизации.
Существенным недостатком законодательства в сфере реорганизации также является то, что в настоящее время не допускается смешанная реорганизация, то есть реорганизация, в которой участвуют юридические лица различных организационно-правовых форм. Правильнее сказать, что гипотетически такая реорганизация возможна, но только в случаях, предусмотренных законодательством (см. п. 8.3.11 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг), а такие случаи не установлены. Т. е. законодатель предусмотрел отсылочную норму, возможность реализации которой не прописана.
Поэтому целесообразно было бы предусмотреть в законодательстве четкий порядок осуществления таких реорганизаций. В Концепции совершенствования корпоративного законодательства предложен основной принцип, который должен применяться к реорганизации с участием различных организационно-правовых форм. Он должен заключаться в следующем: реорганизация коммерческих организаций, в которой участвуют или в результате которой возникают юридические лица различных организационно-правовых форм, возможна, если законодательство допускает преобразование таких организаций.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться общество при проведении процедуры реорганизации, заключается в отсутствии четкого нормативно урегулированного порядка определения коэффициента конвертации.
Согласно п. 8.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 16.03.2005 г. № 05-4/пз-н, размещение ценных бумаг при присоединении юридических лиц осуществляется путем конвертации. Порядок конвертации должен содержаться в договоре о присоединении, который утверждается решением высшего органа управления каждого юридического лица, участвующего в присоединении.
Порядок конвертации ценных бумаг, размещаемых при реорганизации юридических лиц в форме присоединения, должен определять способ размещения — конвертация, количество ценных бумаг каждой категории (типа, серии) присоединяемого юридического лица, которые конвертируются в одну ценную бумагу юридического лица, к которому осуществляется присоединение (коэффициент конвертации).
Поскольку законодательно не установлено, каким образом и на основании каких показателей должен рассчитываться коэффициент конвертации, общества, участвующие в присоединении, привлекают независимых оценщиков, которые рассчитывают данный коэффициент. Как правило, данный коэффициент рассчитывается как соотношение рыночной стоимости акций обществ, участвующих в реорганизации. При этом независимые оценщики могут выполнять сразу две функции: 1 — определяют рыночную стоимость акций в целях осуществления акционерами права выкупа в порядке ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах»; 2 — определяют коэффициент конвертации.
Законодательством не урегулирован вопрос о «судьбе» акций основного общества (к которому осуществляется присоединение), принадлежащих присоединяемому обществу, после присоединения.
В Законе прописаны случаи, при которых акции общества погашаются, и случаи, когда акции общества поступают в распоряжение общества (с. 3 ст.7, п. 4. ст. 17, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 72 и ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах»). Однако указанный выше случай данными нормами не предусмотрен.
Согласно п. 4 ст. 17 ФЗ «Об акционерных обществах», при присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются. «Судьба» акций основного общества, принадлежащих присоединяемому, после присоединения не прописана. Как же должно в этом случае поступить общество?
Из-за отсутствия четкого законодательного порядка общество может выбрать один из возможных вариантов, по аналогии с предусмотренными в законе процедурами.
Один из них предполагает, что по аналогии с указанными в п. 4 ст. 17 случаями, эти акции должны погашаться. Данная точка зрения нашла отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и признании утратившим силу абзаца десятого п. 57 ст. 1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об акционерных обществах”» № 112345-4 (внесен депутатами Государственной Думы О. И. Ковалевым, Ю. А. Липатовым, Ю. Г. Медведевым, членом Совета Федерации В. Е. Межевичем).
Проектом закона предусмотрено изложение п. 4 ст. 17 ФЗ «Об акционерных обществах» в новой редакции, согласно которому:
«4. При присоединении общества погашаются:
1) собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу;
2) акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;
3) принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении.»
При этом общество должно понимать, что ему придется столкнуться с уменьшением уставного капитала, а, следовательно, с необходимостью уведомления кредиторов и удовлетворения их требований еще раз.
Другой возможный вариант действий общества в такой ситуации основан на том, что при реорганизации в форме присоединения права и обязанности реорганизованного общества переходят к обществу, к которому осуществляется присоединение в соответствии с передаточным актом, в котором отражается состав передаваемого имущества. Вместе с остальным имуществом обществу также будут переданы ценные бумаги, в т. ч. акции, принадлежащие присоединяемому обществу (в т. ч. акции основного общества, к которому осуществляется присоединение). Эти акции поступают в распоряжение общества. По общему правилу, такие акции не предоставляют право голоса и должны быть реализованы в течение года. В противном случае уставный капитал общества должен быть уменьшен путем погашения указанных акций. Таким образом, пока законодательно этот вопрос не будет урегулирован, общество на свой страх и риск будет методом проб и ошибок выбирать, какой путь ему выбрать.
Проблемной для реорганизуемых обществ может стать реализация положений законодательства, предусматривающая право кредиторов в случае реорганизации требовать досрочного исполнения обязательств и возмещения возникающих при этом убытков. Предоставив кредиторам такое право, действующее законодательство в ущерб интересам реорганизуемого бизнеса наделяет кредиторов правом фактического блокирования реорганизации. Возможна ситуация, когда досрочное исполнение обязательств по договорам может нанести непоправимый вред реорганизуемому бизнесу и реорганизация станет бессмысленной или в результате появится практически общество-банкрот либо общество на грани банкротства.
Этой проблеме также уделено внимание в Концепции развития корпоративного законодательства до 2008 г . В Концепции предлагается решить данную проблему следующим образом: «Целесообразно заменить данную норму правом кредиторов реорганизуемого юридического лица требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков в судебном порядке при условии ухудшения их положения в результате реорганизации. Суд должен быть вправе отказать в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательства не возникнет.
В качестве дополнительных гарантий прав кредиторов возможны следующие меры:
— солидарная ответственность всех правопреемников реорганизованных в форме разделения или выделения юридических лиц, если после осуществления реорганизации одно из юридических лиц оказывается не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов (на уровне закона следует отразить детальную процедуру реализации подобной ответственности);
— обязательное предоставление участниками (акционерами, членами) юридического лица, реорганизуемого в форме преобразования, присоединения и слияния, обеспечения исполнения обязательств, которые перейдут к создаваемому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства;
— механизм ответственности менеджеров и членов советов директоров за убытки, причиненные кредиторам, если менеджеры или члены совета директоров участвующих в реорганизации юридических лиц своими действиями или бездействием привели к сокрытию информации, связанной с фактом реорганизации или наиболее существенных условий ее проведения».
Рассмотренные выше проблемы, возникающие в процессе реорганизации, конечно, не являются исчерпывающими и не охватывают весь спектр неразрешенных в настоящее время вопросов. Их остается много, и все они требуют детального изучения и законодательного урегулирования. Безусловно, все возможные случаи и проблемы, которые могут возникнуть, невозможно урегулировать законодательно, но при этом вполне возможно, обобщив уже имеющуюся практику применения тех или иных норм, выявив определенные пробелы в законодательстве, прописать не только возможность совершения определенного действия, но «путь» для его реализации, т. е. последовательность действий, которые позволят обществам воспользоваться этой возможностью на практике без риска признания таких действий незаконными.
|