О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Реорганизация юридического лица
в форме присоединения

С. В. Копылова,
юрисконсульт Правового управления ОАО «ММК»

Реорганизация юридических лиц в форме присоединения представляет собой сложный и длительный процесс, в ходе осуществления которого возникает много вопросов, вызванных несовершенством действующего законодательства в данной сфере правоотношений.

Действующее законодательство, посвященное отдельным организационно-правовым формам юридических лиц, содержит слишком общие положения, не отвечающие фактическим потребностям обществ при реорганизации. Те немногие нормы, которые содержатся в части первой Гражданского кодекса РФ, посвященные реорганизации юридических лиц, не вносят ясности в рассматриваемую проблему.

Именно поэтому большое внимание уделено проблемам, связанным с реорганизацией, в Концепции совершенствования корпоративного законодательства на период до 2008 г ., разработанной Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ РФ). Проект Концепции был одобрен на заседании Правительства РФ 18 мая 2006 г .

В рамках реализации Концепции предусмотрен План мероприятий по развитию корпоративного законодательства, в числе которых предусмотрена разработка Федерального закона «О реорганизации юридических лиц» в целях унификации отношений, возникающих по поводу реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм, а также урегулирования вопросов:

— осуществления смешанных форм реорганизации;

— статуса и содержания документов, оформляющих процедуру реорганизации;

— ограничения права кредиторов реорганизуемого юридического лица требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков.

Указанный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ в IV кв. 2006 г .

Таким образом, основная идея Концепции в области реформирования законодательства по реорганизации состоит в том, что в первую очередь необходимо пересмотреть принципы его построения, уйти от принципа «отдельная организационная форма — отдельный закон». Наиболее сложные вопросы предлагается сгруппировать в несколько блоков, что позволит унифицировать схожие по своему характеру отношения и обеспечит единообразие регулирования.

Рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться акционерным обществам на практике при проведении реорганизации в форме присоединения. На первый взгляд, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» все четко и ясно прописано. Но Федеральным законом «Об акционерных обществах» в данном случае урегулированы общие вопросы, в результате неохваченными остаются частные случаи реорганизации.

Например, планируется реорганизация двух акционерных обществ в форме присоединения (крупными акционерами в которых являются одни и те же лица либо их аффилированные лица). Реорганизация в данном случае будет осуществляться в порядке и условиях, определенных в договоре присоединения. При этом,сделка по реорганизации (договор присоединения) будет признаваться сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, поскольку акционер (акционеры) и/или их аффилированные лица одного общества будут одновременно владеть более 20% процентов акций в другом реорганизуемом обществе. Следовательно, сделка должна быть одобрена каждым из обществ, участвующих в реорганизации, в порядке, предусмотренном ФЗ «Об акционерных обществах». Проблема заключается в том, что решение о реорганизации принимается 3/4 голосов акционеров, участвующих в общем собрании, а решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством акционеров, не заинтересованных в совершении сделки.

В рассматриваемом примере мажоритарные акционеры (либо их аффилированные лица) будут являться заинтересованными в сделке лицами, и их голоса не будут учитываться при голосовании по данному вопросу. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой решение о реорганизации будет принято общим собранием акционеров, но договор присоединения, как сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не будет одобрен в результате блокирования решения миноритариями либо миноритарные акционеры вообще проигнорируют данное собрание и не примут участие в голосовании.

И хотя п. 2 ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрены исключения, на которые не распространяются правила об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, рассмотренный выше случай к ним не относится. Поэтому обществам необходимо заранее проанализировать все возможные риски. Однако наиболее логичным решением данной проблемы могло бы служить урегулирование соответствующего вопроса законодательно, путем внесения изменений в ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах», включив в перечень случаев, на которые не распространяются положения Закона об одобрении сделок с заинтересованностью, реорганизацию, при которой заинтересованные акционеры владеют более 50% акций в каждом из реорганизуемых обществ, либо вообще распространить исключения на все случаи реорганизации.

Существенным недостатком законодательства в сфере реорганизации также является то, что в настоящее время не допускается смешанная реорганизация, то есть реорганизация, в которой участвуют юридические лица различных организационно-правовых форм. Правильнее сказать, что гипотетически такая реорганизация возможна, но только в случаях, предусмотренных законодательством (см. п. 8.3.11 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг), а такие случаи не установлены. Т. е. законодатель предусмотрел отсылочную норму, возможность реализации которой не прописана.

Поэтому целесообразно было бы предусмотреть в законодательстве четкий порядок осуществления таких реорганизаций. В Концепции совершенствования корпоративного законодательства предложен основной принцип, который должен применяться к реорганизации с участием различных организационно-правовых форм. Он должен заключаться в следующем: реорганизация коммерческих организаций, в которой участвуют или в результате которой возникают юридические лица различных организационно-правовых форм, возможна, если законодательство допускает преобразование таких организаций.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться общество при проведении процедуры реорганизации, заключается в отсутствии четкого нормативно урегулированного порядка определения коэффициента конвертации.

Согласно п. 8.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 16.03.2005 г. № 05-4/пз-н, размещение ценных бумаг при присоединении юридических лиц осуществляется путем конвертации. Порядок конвертации должен содержаться в договоре о присоединении, который утверждается решением высшего органа управления каждого юридического лица, участвующего в присоединении.

Порядок конвертации ценных бумаг, размещаемых при реорганизации юридических лиц в форме присоединения, должен определять способ размещения — конвертация, количество ценных бумаг каждой категории (типа, серии) присоединяемого юридического лица, которые конвертируются в одну ценную бумагу юридического лица, к которому осуществляется присоединение (коэффициент конвертации).

Поскольку законодательно не установлено, каким образом и на основании каких показателей должен рассчитываться коэффициент конвертации, общества, участвующие в присоединении, привлекают независимых оценщиков, которые рассчитывают данный коэффициент. Как правило, данный коэффициент рассчитывается как соотношение рыночной стоимости акций обществ, участвующих в реорганизации. При этом независимые оценщики могут выполнять сразу две функции: 1 — определяют рыночную стоимость акций в целях осуществления акционерами права выкупа в порядке ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах»; 2 — определяют коэффициент конвертации.

Законодательством не урегулирован вопрос о «судьбе» акций основного общества (к которому осуществляется присоединение), принадлежащих присоединяемому обществу, после присоединения.

В Законе прописаны случаи, при которых акции общества погашаются, и случаи, когда акции общества поступают в распоряжение общества (с. 3 ст.7, п. 4. ст. 17, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 72 и ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах»). Однако указанный выше случай данными нормами не предусмотрен.

Согласно п. 4 ст. 17 ФЗ «Об акционерных обществах», при присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются. «Судьба» акций основного общества, принадлежащих присоединяемому, после присоединения не прописана. Как же должно в этом случае поступить общество?

Из-за отсутствия четкого законодательного порядка общество может выбрать один из возможных вариантов, по аналогии с предусмотренными в законе процедурами.

Один из них предполагает, что по аналогии с указанными в п. 4 ст. 17 случаями, эти акции должны погашаться. Данная точка зрения нашла отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и признании утратившим силу абзаца десятого п. 57 ст. 1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об акционерных обществах”» № 112345-4 (внесен депутатами Государственной Думы О. И. Ковалевым, Ю. А. Липатовым, Ю. Г. Медведевым, членом Совета Федерации В. Е. Межевичем).

Проектом закона предусмотрено изложение п. 4 ст. 17 ФЗ «Об акционерных обществах» в новой редакции, согласно которому:

«4. При присоединении общества погашаются:

1) собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу;

2) акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;

3) принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении.»

При этом общество должно понимать, что ему придется столкнуться с уменьшением уставного капитала, а, следовательно, с необходимостью уведомления кредиторов и удовлетворения их требований еще раз.

Другой возможный вариант действий общества в такой ситуации основан на том, что при реорганизации в форме присоединения права и обязанности реорганизованного общества переходят к обществу, к которому осуществляется присоединение в соответствии с передаточным актом, в котором отражается состав передаваемого имущества. Вместе с остальным имуществом обществу также будут переданы ценные бумаги, в т. ч. акции, принадлежащие присоединяемому обществу (в т. ч. акции основного общества, к которому осуществляется присоединение). Эти акции поступают в распоряжение общества. По общему правилу, такие акции не предоставляют право голоса и должны быть реализованы в течение года. В противном случае уставный капитал общества должен быть уменьшен путем погашения указанных акций. Таким образом, пока законодательно этот вопрос не будет урегулирован, общество на свой страх и риск будет методом проб и ошибок выбирать, какой путь ему выбрать.

Проблемной для реорганизуемых обществ может стать реализация положений законодательства, предусматривающая право кредиторов в случае реорганизации требовать досрочного исполнения обязательств и возмещения возникающих при этом убытков. Предоставив кредиторам такое право, действующее законодательство в ущерб интересам реорганизуемого бизнеса наделяет кредиторов правом фактического блокирования реорганизации. Возможна ситуация, когда досрочное исполнение обязательств по договорам может нанести непоправимый вред реорганизуемому бизнесу и реорганизация станет бессмысленной или в результате появится практически общество-банкрот либо общество на грани банкротства.

Этой проблеме также уделено внимание в Концепции развития корпоративного законодательства до 2008 г . В Концепции предлагается решить данную проблему следующим образом: «Целесообразно заменить данную норму правом кредиторов реорганизуемого юридического лица требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков в судебном порядке при условии ухудшения их положения в результате реорганизации. Суд должен быть вправе отказать в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательства не возникнет.

В качестве дополнительных гарантий прав кредиторов возможны следующие меры:

— солидарная ответственность всех правопреемников реорганизованных в форме разделения или выделения юридических лиц, если после осуществления реорганизации одно из юридических лиц оказывается не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов (на уровне закона следует отразить детальную процедуру реализации подобной ответственности);

— обязательное предоставление участниками (акционерами, членами) юридического лица, реорганизуемого в форме преобразования, присоединения и слияния, обеспечения исполнения обязательств, которые перейдут к создаваемому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства;

— механизм ответственности менеджеров и членов советов директоров за убытки, причиненные кредиторам, если менеджеры или члены совета директоров участвующих в реорганизации юридических лиц своими действиями или бездействием привели к сокрытию информации, связанной с фактом реорганизации или наиболее существенных условий ее проведения».

Рассмотренные выше проблемы, возникающие в процессе реорганизации, конечно, не являются исчерпывающими и не охватывают весь спектр неразрешенных в настоящее время вопросов. Их остается много, и все они требуют детального изучения и законодательного урегулирования. Безусловно, все возможные случаи и проблемы, которые могут возникнуть, невозможно урегулировать законодательно, но при этом вполне возможно, обобщив уже имеющуюся практику применения тех или иных норм, выявив определенные пробелы в законодательстве, прописать не только возможность совершения определенного действия, но «путь» для его реализации, т. е. последовательность действий, которые позволят обществам воспользоваться этой возможностью на практике без риска признания таких действий незаконными.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY