О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

По ту сторону «колючки»
(из жизни учреждений
уголовно-исправительной системы области)

Э. Григорьева,
пресс-служба ГУИН области

Мораль и этика:
международный ракурс

Международный семинар на тему «Морально-этические аспекты в работе руководителей пенитенциарных учреждений» состоялся в первой декаде августа в Новосибирске. Его инициаторами и организаторами выступили Управление воспитательной работы с осужденными ГУИН Минюста России и представители Ассоциации тюремного служения из США, Швейцарии и Англии. Уголовно-исполнительную систему Челябинской области на семинаре представляла делегация во главе с заместителем начальника ГУИН, начальником Управления кадров и воспитательной работы М. Н. Литвиновым.
В рамках семинара состоялся обмен опытом по многим значимым дня УИС проблемам: восстановление традиций общественного попечения пенитенциарных учреждений, психологические основы работы в местах лишения свободы, новые формы укрепления социально-полезных связей осужденных и их адаптации в обществе. Были затронуты и другие важные темы. Зарубежные коллеги в своих выступлениях говорили о принципах успешного руководства; о качествах, необходимых лидеру; о взаимосвязи между характером начальника, этикой и эффективностью его действий.
Несмотря на существенную разницу пенитенциарных заведений, «у них» и «у нас», как выяснилось в ходе семинара, имеется немало общего. Так, вице-президент Ассоциации тюремного служения Швейцарии рассказал, что в тюрьме, где он когда-то был начальником, на 120 заключенных — 70 сотрудников, камеры одноместные, в каждой — телефон и видеомагнитофон. Но и у швейцарцев не все благополучно. Имеется рецидив, много преступлений совершается повторно. А президент Института по повышению квалификации США Роберт Вэрнон привел пример из жизни Калифорнии: построили там учреждение на десять тысяч осужденных — и за полтора года оно оказалось полностью «заселено». Перелимит, значит, не только у нас, но и у американцев тоже. Зарубежные коллеги, в свою очередь, побывав на территории одной из новосибирских исправительных колоний, удивлялись отсутствию агрессии у российских осужденных.

«Временно освобожденные» вернулись в срок

Дверь к счастью открывается наружу. В колониях и тюрьмах — однозначно, что не вовнутрь. В первом полугодии 207 осужденных, отбывающих наказание в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы области, заслужили очередной отпуск с выездом за пределы пенитенциарного заведения. Самое большое количество таких «отпускников» — 52 человека — в исправительной колонии № 1 (и. о. начальника — Р. Ф. Вебер). За ней следует отряд «временно освобожденных» ИК-11 (начальник — В. В. Кик) и двадцать обитателей златоустовской тюрьмы № 2 (начальник — В. М. Борисов). Двенадцать дней жили «по ту сторону забора» девятнадцать осужденных из ИК-8, четырнадцать — из ИК-2 и тринадцать человек из следственного изолятора № 3. Были свои счастливцы-отпускники и в других пенитенциарных учреждениях области. К чести «отпускников», ни с кем из них «воздух свободы» не сыграл злой шутки, все вернулись назад вовремя.

Мера поощрения:
участок — поселение

За всю историю областной уголовно-исполнительной системы только один поселенец, выведенный «за колючку», не оправдал доверия и совершил побег. Итогом этого преступления стало возбуждение уголовного дела и новый срок.
Сегодня на участках-поселениях при пенитенциарных учреждениях Южно-Уральской губернии трудятся около 120 осужденных. Впервые такая мера поощрения была применена пять лет назад в колонии № 21, расположенной на окраине города Касли. Сравнительно недавно она появилась и при копейской ИК-1, одном их самых крупных исправительных учреждений области. Поселенцы задействованы, как правило, на различного рода вспомогательных работах (заготовка леса, работа на животноводческом комплексе).

Мультяшки—невольники

Диснеевские Дональд Дак, Том и Джери, Эсмеральды с козлятами, слонята, мышата, волчата и котята — вот далеко не полный перечень чудо-рисунков, представленных атлянской и челябинской колониями для несовершеннолетних на конкурс, организованный отделом по воспитательной работе ГУИН области в рамках фестиваля детского творчества, проводимого Гильдией кинорежиссеров России.
Лучшие из акварельных экспонатов «поехали» в Москву для участия в общероссийском детском конкурсе. Его финалом станет выпуск специализированного сборника, посвященного фестивалю. На конкурс будут представлены также детские стихи и рассказы.

Сидеть — так за партой

Счастливо миновала пора летних учительских отпусков и безмятежных каникул. Осеннее солнце уже не заглядывает, а по-хозяйски строго смотрит в окна. Еще бы, пора настраиваться на серьезный, кропотливый, а иногда, чего скрывать, малоприятный труд. Запомнится же только хорошее, и наступивший День знаний — тоже чье-то будущее воспоминание. Пролетят чудесные школьные годы, оставив в сердце благодарность учителям и воспитателям. Общеобразовательные школы действуют в семи пенитенциарных учреждениях области: в атглянской и челябинской воспитательных колониях, в ИК-8, 9, 18, 21 и 24. В трех исправительных колониях функционируют учебные консультативные пункты: в ИК-2, 15 и 25.
По итогам прошлого учебного года в общеобразовательных школах прошли обучение порядка тысячи трехсот осужденных, около трехсот из которых окончили 9-й и 11-й классы.

Телик — теликом,
а ведь освободили!

Газете, как и человеку, свойственно заблуждаться. Российские «Известия» в одном из своих июльских выпусков объявили суд с использованием средств телекоммуникации в одном из московских следственных изоляторов первым в истории отечественной судебной практики. В то время как в Челябинске подобное действо проходит в первом следственном изоляторе каждые понедельник и четверг, начиная с 18 ноября прошлого года. Причем ни сотрудники СИЗО, ни «кассационники» уже не рассматривают это как какое-то новшество, хотя еще совсем недавно каждому кандидату на участие в телемосте «суд — СИЗО» приходилось объяснять его специфику. Сегодня надобность в предварительных беседах отпала, и виртуальное общение осужденных с членами коллегии стало явлением привычным. С прошлого года более трехсот человек прошли через телезаседание кассационной коллегии. По мнению сотрудников СИЗО-1, судебный механизм с видеотерминалом заработал вдвое быстрее. Сказалось и выступление председателя областного суда Ф. Вяткина на совещании, состоявшемся 17 июля сего года, где он призвал коллег не затягивать с предоставлением необходимых документов по кассационным жалобам в следственные изоляторы. Позади выборы в территориальных судах, а значит, к радости обитателей СИЗО, нет объективных причин для промедления с решениями по жалобам «кассационников», разве что — пора отпусков... Однако лето не слишком сказывается на заседаниях судебной коллегии, поэтому каждые понедельник и четверг в программе телепередач СИЗО № 1 — суд. Отпали сложности с этапированием граждан по кассационным жалобам в суд, уменьшились расходы на транспорт, так что 25 тысяч долларов, которые заплатил челябинский «Связьинформ» за реализацию телепроекта областного суда, стремительно окупаются.
Впрочем, сотрудники СИЗО тоже в стороне не остались. Условия для проведения телемоста с судом в следственном изоляторе с ноября значительно улучшились. Для телесвязи выделено новое, вдвое просторнее прежнего, помещение, а маленький телевизор уступил место большому.
Решение суда по кассационной жалобе — последняя надежда осужденного. На памяти работников изолятора есть случаи, когда «кассационникам» срок наказания пересматривали и... увеличивали. Так, одному летчику, преступившему закон и получившему два года общего режима, суд по кассационной жалобе дело переквалифицировал, добавив автору еще три года. А другому, осужденному по 159 статье, наоборот, заявили, что, мол, он свободен по амнистии. Тот, бедный, конечно, надеялся на смягчение приговора, но не до такой же степени! А потому — не выдержал, разрыдался. Такая вот трогательная история. Вообще, по мнению очевидцев, осужденные на видеосуде держат себя спокойно, уверенно. Несовершеннолетние по простоте душевной даже улыбаются. Бывает, на одном стуле перед видеокамерой до пяти взрослых мужиков усаживаются, «подельники» потому что. И ничего, особых сбоев из-за волнения или серьезности рассматриваемого преступления не наблюдается. Как правило, по обе стороны экрана находятся люди, прекрасно осведомленные в тонкостях российского законодательства. Судьи — по долгу службы, а осужденные — поневоле.
Далеко не все осужденные ожидают судебного заседания кассационной коллегии в камерах следственного изолятора. Многие просят администрацию СИЗО перевести их в колонию и получают ответ на кассационную жалобу там (особенно — те, которые судимы не однажды). Злостные нарушители отечественного законодательства знают, что «кассационка» вряд ли сократит им срок наказания, но и рецидивисты, и впервые попавшие в изолятор искренне верят, что судья их выслушает, поймет и освободит, как того мошенника, который плакал.

Р. s. На 8 августа из следственных изоляторов области ушли по амнистии 814 человек.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY