О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к закону Челябинской области
«О порядке назначения и деятельности
мировых судей Челябинской области»

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в субъектах РФ учреждаются должности мировых судей.
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую систему Российской Федерации.
Основные положения правового статуса мировых судей и порядка их деятельности установлены упомянутым Федеральным законом, конкретизация же этих основных положений (согласно этому же закону) должна определяться законодательством субъектов Российской Федерации.
Предлагаемый областной закон «О порядке назначения и деятельности мировых судей Челябинской области» подготовлен на основе Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
1. Основные положения закона полностью соответствуют Федеральному закону «О мировых судьях в Российской Федерации» и эти положения либо полностью воспроизведены в Законе, либо в нем имеются ссылки на данный Федеральный закон.
2. Относительно порядка наделения полномочиями мировых судей Федеральный закон (ст. 6) определяет, что этот порядок должен быть установлен законом субъектов Российской Федерации, исходя из альтернативы: либо мировые судьи назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, либо они избираются населением соответствующего судебного участка.
В Законе (ст. 9) предлагается наделять мировых судей полномочиями в порядке назначения, поскольку этот порядок, по сравнению с выборами, нам представляется более предпочтительным.
Во-первых, выборы потребуют дополнительных материальных затрат.
Во-вторых, специфика судейской должности, в отличие от должности политической, исключает возможность проведения предвыборной агитации, которая является одним из основных элементов выборного начала наделения того или иного кандидата полномочиями должностного лица.
В-третьих, предлагаемый в Законе порядок включает в себя и элементы избрания. Назначение мирового судьи представительным органом государственной власти области (Законодательным собранием) по сути является формой избрания, но не путем прямых выборов, а путем выборов опосредованных (через представительные органы).
Предлагаемый в Законе порядок назначения мировых судей определен по аналогии с порядком назначения судей областных и районных судов, установленным Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ч. 6 ст. 13). При применении этой аналогии внесено лишь изменение соответствующих органов государственной власти: с федерального уровня — на местный.
3. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей определен в Законе (ст. 17—19) в соответствии с положениями Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 10) и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
4. В Законе, кроме того, предусмотрены нормы, необходимые, на наш взгляд, для обеспечения деятельности мировых судей, но которые Федеральным законом не предусмотрены:
— о порядке замещения отсутствующего мирового судьи (ст. 12);
— о формах объединения мировых судей (ст. 14);
— о размещении мирового судьи и его аппарата (ст. 20).
5. Предлагаемый закон (ст. 16) предусматривает положение о том, что организационно-правовое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей должно осуществляться Управлением судебного департамента на основании полномочий, переданных губернатором Челябинской области, поскольку Управление судебного департамента наиболее подготовлено для выполнения вышеперечисленных функций.

Первый заместитель председателя Челябинского областного суда
А. Г. Кунышев

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY