О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО АКЦИОНЕРА

В. В. Бердников,
старший преподаватель кафедры права МГТУ им. Г. И. Носова

Права учредителей (участников), возникающие в отношении хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в п. 2 ст. 48 недвусмысленно именует обязательственными, которые, как известно, являются (наравне с вещными) разновидностью имущественных прав. Конкретизируя указанное положение, ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что участники акционерного общества (акционеры) обладают по отношению к обществу указанными правами. Однако природа права, которым обладает акционер, далеко не является в науке гражданского права бесспорной, причем господствующее мнение в настоящее время признает такое право корпоративным, включающим в себя самый разнообразный установленный законом перечень субъективных прав, существующих у акционера: имущественных и неимущественных. Так, Д. В. Ломакин считает, что акционерное правоотношение представляет собою особый вид общественного отношения, урегулированного нормами гражданского права и складывающегося в организации акционеров, при этом оно не является обязательственным, а выступает как единое членское право, объединяющее в себе «различные по своему характеру права акционера: имущественные и неимущественные».
Поэтому, учитывая римское правило — «закон ничего не делает напрасно», цель данной статьи — минимально определить тот «критический» набор факторов, позволяющих отнести право акционера к тому или иному виду субъективных прав. Критерием классификации того или иного права обычно служат многие факторы, среди которых: основание его возникновения, цель, сущность и т. д.
Как известно, обязательственные права не составляют numerus clausus, и, в соответствии со ст. 8 ГК РФ, возможно возникновение гражданских прав и обязанностей из правомерных действий лиц, хотя и не предусмотренных законом или иными правовыми актами, но соответствующих общему смыслу гражданского законодательства. Поэтому определяющим ядром в предмете гражданского права являются «нормальные имущественные и личные неимущественные отношения, отношения, связанные с имущественными, которые выражают необходимые социально-экономические связи и возникают из правомерных действий субъектов».

Основание возникновения
акционерного общества

Акционерное общество возникает из договора, «т. е. на частно-правовой сделке», поэтому обязательственное «начало» субъективного права акционера не должно, на первый взгляд, вызывать сомнений.
Исторические исследования показывают, что правовая регламентация положения акционерного общества, а также прав и обязанностей акционеров, более или менее соответствующая современному пониманию (и в определенной степени сохранившаяся до наших дней), была проведена в законодательстве XIX в. во Французском гражданском кодексе, томе Х Свода законов Российской империи, а также Германском гражданском уложении (хотя между принятием первого и последнего прошло чуть менее ста лет). Во всех названных нормативных актах, являющихся, вне всякого сомнения, величайшими памятниками мировой юриспруденции, акционерное общество, договорная природа которого не вызывала сомнения, рассматривалось в разделе обязательственного права. Проф. А. М Гуляев отмечал, что «оставаясь на почве действующего закона, возможно определить товарищество как договор, по силе коего несколько лиц обязуются друг перед другом действовать в одном составе под одним общим именем для достижения общей всем цели», т. к. «всякое товарищество и компании образуются посредством договоров, по общим правилам о составлении, совершении, исполнении и прекращении». Проф. И. Т. Тарасов писал, что поскольку «все компании образуются посредством договоров, то к составу их прилагаются все общие правила о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров, изложенных в законе». Образование акционерного общества посредством договора признавалось практически всеми отечественными и зарубежными исследователями, поскольку отражало позицию законодателя в этом вопросе. Многие ученые сходились в том, что «устав есть договор акционеров между собою об учреждении компании». Наиболее распространенным мнением считалось то, согласно которому «для учредителей, подписавших устав, последний является договором; что же касается лиц, впоследствии приобревших акции о-ва (общества – В. Б.), подписей которых нет в уставе, то устав для них является также договором, но договором особой категории, так наз. contrat par adhesion (договор посредством присоединения); приобретая акции, акционер тем самым присоединяется к условиям, выработанным в уставе». С этим соглашались известные отечественные цивилисты П. Писемский, А. Квачевский . Для последующего времени, по крайней мере, было характерно толкование различного соотношения договора о создании общества и устава, посредством которых акционерные общества «вызывались к жизни»; однако в целом это не могло поколебать признания договорного происхождения акционерного общества .
Известно, что договор как юридический факт является основанием для возникновения обязательственных прав (ст. 307 ГК РФ), в связи с чем нельзя не отметить общепризнанной точки зрения, согласно которой обязательственные отношения существуют между акционерами и акционерным обществом, которая, на первый взгляд, соответствует закону. Однако участники, заключив договор о создании общества и утвердив устав, могут обладать правами и обязанностями только по отношению друг к другу, поскольку общество к этому моменту еще не возникло. Соответственно в отношении будущего, отсутствующего субъекта не могут возникнуть какие-либо обязательственные права, т. к. ipso jure обязательство минимально может быть только между двумя существующими субъектами. Никакие другие основания возникновения, названные в ст. 8 ГК РФ и конкретизированные, применительно к обязательствам, в п. 2 ст. 307 ГК РФ, в этом случае не могут быть востребованы. Следовательно, существование обязательственных прав по отношению к обществу сведено на нет, и единственно возможными носителями прав и обязанностей могут выступать сами акционеры. Таким образом, мы имеем дело с обязательственными отношениями между акционерами, возникающими на основании договора о создании общества и устава, т. е., условно говоря, с акционерным обязательством (курсив мой. – В. Б.). (Возражения о том, что с момента государственной регистрации общество приобретает статус юридического лица самостоятельного субъекта и может быть противопоставлено всем третьим лицам, включая его акционеров, должны быть признаны, по нашему мнению, несостоятельными. Речь не идет о «внешних» отношениях, где, безусловно, такой подход оправдан, а об отношениях, складывающихся «внутри» общества между акционерами, представляющими «часть» общества как его участники, участники обязательства.)
Следуя классическому определению, практически воспроизведенному ГК РФ, «обязательствами называются такие правоотношения, которые состоят в обязанности должника исполнить в пользу кредитора определенное действие, обладающее имущественной ценностью». Характерной чертой обязательства является именно его имущественная ценность, что подчеркивает, несомненно, преимущественное наличие имущественных отношений в обязательстве. В этом смысле акционерное обязательство не представляет чего-либо отличного, поскольку деятельность общества определяется его целью – извлечение прибыли. Так как «обязательство предоставляет нам средство для достижения известной цели», то цель участия в акционерном обязательстве совпадает с целью деятельности акционерного общества.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY