О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Е. В. Кунц,
преподаватель юридического факультета ЧелГУ, к.ю.н.

Отечественное законодательство в случаях, когда это необходимо, применяет к государственным служащим юридическую ответственность. Ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством; в частности, они привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.
Всем известно, что проблема коррупции интересует мировое сообщество. Она охватила все страны и континенты. Организация Объединенных Наций на Восьмом Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, который проходил в Гаване с 27 августа по 7 сентября 1990 г., приняла специальную резолюцию «Коррупция в сфере государственного управления», где отмечается, что деятельность коррумпированных государственных служащих может сводить на нет потенциальную эффективность всех видов государственных программ, препятствовать развитию и наносить ущерб отдельным лицам и группам.
Изучая историю развития уголовного законодательства о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, можно заметить, что уже в Псковской и Новгородской судных грамотах запрещалось принимать тайные посулы. Во время Петра I появляется термин «лихоимство», который означает коррупционное поведение лиц, состоящих на службе. Практически все русские цари боролись с этим явлением. Так, Петр Великий в 1714 г. установил смертную казнь за подобные деяния, и лишь в легчайших случаях вечную ссылку с вырезанием ноздрей и с отнятием всего имения. Елизавета Петровна (1741—1761) и Екатерина II (1762—1796) в периоды своего правления также осуждали лихоимство.
На многочисленность существующих форм коррупционного поведения госслужащих для извлечения корыстной выгоды обращал внимание и император Николай I (1825—1855). Усиление карательных мер не привело к сокращению количества этих преступлений. Вслед за ним император Александр II (1855—1881) продолжает борьбу с этими явлениями. Сенатом был создан специальный комитет по изучению причин его распространенности. Во-первых, обращалось внимание на несовершенство законов; во-вторых, на низкую материальную и финансовую обеспеченность государственных служащих; в-третьих, на несоразмерность преступлений и наказаний.
Эта проблема не теряет своей актуальности и в наше время. Государственный служащий обязан принимать решения исходя из целей, установленных Конституцией, законами и общественно одобряемых культурными и моральными нормами.
Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruption, означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют понимание коррупции. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., указывает на то, что понятие коррупции должно определяться национальным правом, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов, или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.
В современной отечественной криминологии под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое с полученным или обещанным вознаграждением. Более правильным видится понимание коррупции как отклоняющегося поведения, соединенного с частной мотивацией, означающей, что частные цели преследуются за публичный счет.
В российском уголовном праве обычно под коррупцией понимают нарушения уголовно-правового характера, а именно: должностные преступления, предусмотренные ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 290 (получение взятки) УК РФ. Однако явление коррупции гораздо шире уголовно-правовых норм, ибо, в конечном счете, речь идет о нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного, уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности. Коррупция начинается тогда, когда цели, установленные правом, общественно одобряемые культурными и моральными нормами, подменяются при решении корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Следовательно, коррупцию можно определить как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Коррупция как явление общественно опасно. Она оказывает вредное влияние на экономику, подрывает эффективность правительственных решений, наносит ущерб морали в обществе, разрушает доверие граждан к власти.
Официальная статистика свидетельствует, что продающих себя чиновников в России небольшое число. Однако ее население считает по-другому.
УК России, вступивший в действие 1 января 1997 г., содержит главу 30, которая объединяет преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Сопоставление составов преступлений, содержащихся в главе 30 УК России, с ранее действующим свидетельствует, в основном, об их равнозначимости, а некоторые отличия между ними не могут кардинально повлиять на количественную характеристику регистрируемых преступлений. Динамика должностных преступлений — злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность, служебный подлог — выглядит следующим образом: 1994 — 16,5; 1995 — 14,2; 1996 — 14,8; 1997 — 16,4; в том числе взяточничество: 1994 — 4,9; 1995 — 4,9; 1996 — 5,5; 1997 — 5,6. Насколько актуальна проблема коррупции в настоящее время, можно сделать вывод, сравнивая состояние борьбы с коррупционными нарушениями по динамике судебных приговоров в этой сфере. Так, за взятки в СССР в 1957 г. было осуждено 1,8; в 1970 г. — 3,0; в 1980 — 6,0. Таким образом, за 23 года число осужденных данной категории увеличилось бoлее чем в 3 раза. И вместе с этим, таким преступлениям присущ латентный характер. Это объясняется морально-нравственным состоянием общества, в котором власть и ее правоохранительные структуры не в состоянии успешно противостоять преступности вообще и коррупционной преступности в частности.
Глава 30 УК России содержит принципиально новую норму (ст. 288), отличную от нормы, находящейся в УК РСФСР 1960 г., которая предусматривает ответственность за присвоение полномочий должностного лица государственным служащим или служащим органов местного самоуправления. Данное преступление направлено на подрыв авторитета государственной службы и службы в органах местного самоуправления в глазах населения. Присвоение полномочий возможно тогда, когда лицо выдает себя за должностное лицо, либо осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, или относит себя к категории представителя власти. Действия лица, связанные с осуществлением вышеперечисленных функций, могут быть разнообразными, но, исходя из смысла закона, они должны носить общественно опасный характер, так как имеет место существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Если при присвоении должностных полномочий государственным
служащим были использованы подложные документы, то такие действия следует квалифицировать по совокупности ст. 288 и 327 УК России (ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). Для состава рассматриваемого преступления не имеет значения, были ли осведомлены граждане или представители организации, вступившие в деловые отношения с виновным, о том, что он присвоил полномочия должностного лица, либо они воспринимали его именно в качестве такового. Если должностному лицу передается взятка, и она принимается им, — оно подлежит ответственности за мошенничество, а лицо, передавшее незаконное вознаграждение, несет ответственность за покушение на дачу взятки, поскольку в подобной ситуации отсутствует субъект получения взятки — должностное лицо. Введение в УК России данной нормы — это объективная необходимость, этого требует жизнь.
Проведенное исследование свидетельствует о существовании проблем в сфере государственного управления. В связи с этим необходимы разработки, направленные против политики коррупции, которые должны охватывать стратегии в области экономики и развития, общие превентивные и специальные административные, следственные и правовые меры. В борьбе с коррупцией необходимо использовать весь возможный инструментарий, в частности, широко применять нормы профессиональной этики (деонтологии) в целях предупреждения коррупции.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY