О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Ответственность за подкуп избирателей,
членов избирательных комиссий и комиссий
по проведению референдума
по действующему уголовному
законодательству

А. В. Горбунов,
юрисконсульт, к.ю.н.

Ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Определение содержания избирательных прав, установление порядка проведения выборов и референдума регламентируется следующими нормативными актами — федеральными законами: «О референдуме Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации». В Челябинской области такими актами являются законы Челябинской области: «О выборах главы исполнительной власти (главы администрации) Челябинской области», «О выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области и иных представительных органов государственной власти» и др.
Выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, назначенные указом Президента РФ на 19 декабря 1999 г., безусловно, прошли в обстановке жесткой конкурентной борьбы претендентов на посты народных избранников.
Как показывает опыт предыдущих выборов в Государственную думу в 1999 г., некоторые кандидаты в депутаты использовали такие способы воздействия на волеизъявление электората, как обман, подкуп и т. д. Так, избирательной комиссией Камчатской области установлен факт передачи 28 марта 1998 г. подарков и призов стоимостью 6425 руб. коллективу Камчатского театра драмы и комедии и участникам спортивного праздника «Камчатская лыжня» бывшим зам. председателя Правительства РФ А. Х. Заверюхой, кандидатом в депутаты Государственной думы по Камчатскому избирательному округу № 871. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.99 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
П. «а» ч. 2 ст. 141 УК устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, соединенное с подкупом. Подкупом по смыслу диспозиции этого состава преступления является предоставление или обещание материальных благ, имущественных выгод избирателям за их голосование в пользу того или иного кандидата в депутаты, за отказ участвовать в выборах, отказ быть доверенным лицом, работать в избирательной комиссии и др. Анализ содержания ст. 141 УК показывает, что подкуп выступает в качестве квалифицирующего признака, указывающего на повышенную степень общественной опасности состава преступления — подкупа избирателей, членов избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума.
Законодательное определение квалифицирующих признаков, указанных в п. «а» ч. 2 ст. 141 УК, строится так, что подкуп как способ совершения преступления находится в одном ряду с такими способами, как обман, применение насилия или угроза его применения.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Федерального закона № 121-ФЗ, п. 3 ст. 45 Федерального закона от 19.09.97 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.03.99 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и другим лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей путем вручения денежных средств, подарков и иных материальных ценностей иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в т. ч. иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.
В ст. 67 Закона Челябинской области «О выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области и иных представительных органов государственной власти» также дается схожее с приведенным определение понятия подкупа применительно к незаконным действиям кандидатов, общественных объединений, оказывающих воздействие на избирателей.
В силу ст. 42 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» лица, препятствующие свободному осуществлению гражданами РФ права на участие в референдуме Российской Федерации путем подкупа, подлога документов референдума и другими противоправными способами, привлекаются к уголовной и административной ответственности. В ст. 23 Закона Челябинской области «О выборах главы исполнительной власти (главы администрации) Челябинской области» указано о том, что недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любой форме.
Договоренность кандидата в депутаты или его доверенных лиц с избирателями о передаче материальных благ или оказании услуг имущественного характера достигается, как правило, до голосования граждан; передача же незаконного вознаграждения может быть осуществлена как до, так и после осуществления волеизъявления граждан.
Не могут быть привлечены к уголовной ответственности по п. «а» ч. 2 ст. 141 УК кандидаты в депутаты или уполномоченные ими лица, выступающие в средствах массовой информации и обещающие передать материальные блага или оказать определенные услуги нуждающимся в них, т. к. эти обещания носят общий характер и не адресованы конкретным лицам.
Так, при проведении дополнительных выборов депутата в Орехово-Борисовском избирательном округе № 197 г. Москвы были зарегистрированы нарушения порядка проведения предвыборной кампании одним из кандидатов в депутаты — И. С. Силаевым. В агитационных листках, расклеенных его штабом, содержались обещания оказать всем желающим бесплатную медицинскую или юридическую помощь. Сам же И. С. Силаев, выступая по местному кабельному телевидению, обещал материальную помощь инвалидам. Подобные действия влекут привлечение не к уголовной, а к административной ответственности в соответствии со ст. 401—403 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
В том случае, если происходит подкуп члена избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, являющегося должностным лицом, то квалификация его действий, помимо п. «а» ч. 2 ст. 141 УК, производится по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки), а если взамен передаваемого вознаграждения член избирательной комиссии совершает заведомо незаконные действия (составляет поддельные избирательные документы, вносит в подлинный документ заведомо неправильные сведения, подделывает его, умышленно увеличивает или уменьшает количество голосов, поданных за того или иного кандидата, производит нарушение тайны голосования путем оставления избирательного участка без специальных кабин для голосования, не допускает избирателя в такую кабину, нумерует избирательные бюллетени и др.), то его действия квалифицируются по п. «а» ч. 2 ст. 141, ст. 142 (фальсификация избирательных документов или неправильный подсчет голосов), ч. 2 ст. 290 УК (получение взятки за совершение незаконных действий).
П. 2 ст. 91 Федерального закона № 121-ФЗ содержит положение о том, что избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в случае, если установлен факт подкупа избирателей, т. е. факт совершения деяния, запрещенного п. 2 ст. 60 настоящего Федерального закона, кандидатом, избирательным объединением либо их уполномоченными представителями.
В п. 3 ст. 91 Федерального закона № 121-ФЗ и в п. 1 ст. 64 Федерального закона № 124-ФЗ указывается, что регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может быть отменена избирательной комиссией или судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случае, если установлен факт подкупа избирателей (п. 2 ст. 60 Федерального закона № 121-ФЗ) со стороны зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, их уполномоченными представителями и доверенными лицами.
Состав преступления подкупа избирателей, членов избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума является оконченным с момента передачи материальных благ и оказания услуг имущественного характера подкупающими лицами, и соответственно принятия их (хотя бы части) и пользования ими со стороны подкупаемого избирателя, члена избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, независимо от наступления тех последствий, на достижение которых они были направлены (избрание того или иного кандидата в депутаты представительного государственного органа, срыв хода выборов или референдума и др.).

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY