О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКАМ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

С. И. Кубицкий,
ректор Уральского социально-экономического института Академии
труда и социальных отношений, академик

Проблема, которую я хочу поднять в этой статье, обусловлена противоречивыми тенденциями, происходящими в системе высшего образования страны, и их последствиями при формировании интеллектуального потенциала России.
Три десятка лет вузовской деятельности убедили меня в очевидности и бесспорности принципа приоритетного финансирования образовательных государственных программ как первостепенного фактора высококачественного обучения и последующего насыщения рынка труда работниками высокой квалификации.
Слабая экономика не может в настоящее время обеспечить достойную финансовую поддержку образовательных структур, не говоря уже о создании условий для их интенсивного развития. Ветхость, запущенность учебных зданий и студенческих общежитий, морально и физически устаревшее оснащение обучающих методик, падение престижности преподавательского труда наглядно характеризуют состояние сегодняшней высшей школы.
Тенденция к снижению научного и профессионального потенциала системы высшего образования, к сожалению, сложилась не только в результате просчетов последних лет, она представляет собой отчетливо выраженный процесс долговременного действия.
Все эти причины повлияли на положение дел в вузах страны и одновременно явились основанием для возникновения платных форм обучения.
Открытие множества платных учебных заведений, гарантирующих получение высшего образования, стало неотъемлемой приметой нашего времени. Оправданность их существования будет проверяться, с одной стороны, потребностями отраслей экономики в конкретных специалистах, с другой — способностью самих заведений обеспечить достаточный образовательный, профессиональный, научный уровень обучения.
Перед молодыми людьми, выбирающими учебное заведение для продолжения образования, и их родителями правомерно возникает вопрос о приоритетности того или иного вуза.
В этом выборе необходимо ориентироваться на следующие основополагающие характеристики учебного заведения:
— наличие собственной современной учебно-материальной базы. Имеются в виду учебные корпуса, общежития, спортивные и актовые залы, библиотеки, оснащенные учебные аудитории;
— высококвалифицированный, специально подготовленный, аттестованный преподавательский состав (по требованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, не менее 62% преподавателей вуза должны иметь ученые степени и звания);
— формирование учебного процесса на основе научно обоснованных, утвержденных соответствующим Ученым советом программ обучения по предметам и дисциплинам для конкретных специально-стей;
— учебное заведение в обязательном порядке должно иметь лицензию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности по указанным в ней специальностям, государственную аттестацию и аккредитацию.
Конечно, следует учитывать и сложившуюся репутацию учебного заведения.
Институт, который я возглавляю, был образован в Челябинске в 1975 году как Уральский филиал Высшей школы профсоюзного движения (Москва). С 1920 года в московских стенах этого учебного заведения обучались кадры для руководящей работы в профсоюзах и представительных органах власти. До 1991 года вуз готовил специалистов экономиче-ского профиля только по целевым направлениям профорганизаций СССР, в Уральском филиале велась подготовка специалистов для регионов Урала, Сибири, Северного Казахстана.
Сегодня Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений открыт для поступления всех граждан России и стран СНГ, в то же время приоритет отдается профсоюзным кадрам и социальной сфере: социальной защите населения, занятости, пенсионному фонду.
Среди учебных заведений страны, не получающих бюджетных дотаций, наш институт входит в число вузов, имеющих государственную аккредитацию с правом выдачи выпускникам дипломов государственного образца.
Основой существования института является самофинансирование. Платное обучение ведется за счет организаций, учреждений или личных средств граждан.
Многолетняя практика подготовки специалистов, умение оперативно перестраивать систему обучения для нужд народного хозяйства позволила коллективу института в настоящее время готовить на высоком научно-методическом уровне кадры по специальностям: «Экономика и социология труда», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит» по заочной, вечерней, а также дневной формам обучения.
Учитывая потребности региона в кадрах юридической специальности, мы ведем подготовку по юриспруденции, но пока лишь по заочной форме обучения. В той связи замечу, что в настоящее время в Российской Федерации сложились три основных направления подготовки специалистов с выс-шим юридическим образованием. Прежде всего, это подготовка юристов широкого профиля — университетско-академического. Второе направление — это подготовка юристов, ориентированных на специфические области профессиональной деятельности.
И третье направление — ведомственная подготовка. Сеть высших учебных заведений, готовящих специалистов по второму и третьему направлениям, на сегодня составляет в г. Челябинске более двадцати вузов.
Одним из старейших учебных заведений Урала, осуществляющих подготовку юристов университетско-академического профиля, является, Уральская государственная юридическая Академия. Академия — ведущий научный и учебно-методический центр
в сфере юриспруденции, в широких масштабах осуществляющий подготовку специалистов высшей категории и переподготовку руководящих кадров в области правоведения и государствоведения.
В Академии работают 47 докторов наук, про-фессоров, 170 кандидатов наук, 1 член-корреспондент РАН, 4 заслуженных деятеля науки РФ, 10 заслуженных юристов РФ, 2 заслуженных работника культуры. Академия имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и государственную аккредитацию по направлению 021100 «Юриспруденция».
В целях более полного использования научно-педагогического потенциала УрГЮА в 1996 году заключила договор с Челябинской областной Думой и Уральским социально-экономическим институтом Академии труда и социальных отношений на подготовку специалистов с высшим образованием по специальности «Юриспруденция» в городе Челябинске.
Суть этого договора заключается в обучении студентов, поступивших в УрГЮА и проживающих в нашей области, в г. Челябинске. Таким образом, экономятся время и средства.
Преподавание по циклу социально-экономиче-ских дисциплин ведется силами преподавателей Уральского социально-экономического института, а по общеобразовательным и специальным дисциплинам — ведущими учеными УрГЮА. Среди них профессора, доктора наук П. И. Савицкий, И. Я. Козаченко, А. С. Шабуров, Н. Н. Ансимов, А. С. Смыкалин.
В настоящее время на юридическом отделении обучается 150 студентов. Сверх учебных программ для студентов 2-го курса проводится ознакомительное занятие по работе с правовой информационно-справочной системой «Гарант». В текущем учебном году в соответствии с учебным планом 4-й курс проходил производственную практику в судах и прокуратуре. Неоценимую помощь в ее организации и проведении оказал начальник управления по координации деятельности правоохранительных органов администрации Челябинской области В. П. Пустовой.
Значительная часть студентов нашли для себя место работы, причем по специальности. Так, юрисконсультами в хозяйствующих субъектах, на разных должностях в судах, прокуратуре, УВД работают 25 человек. К примеру, С. Калинин работает помощником военного прокурора г. Магнитогорска, О. Сабонина — следователь УВД г. Челябинска, в прокуратурах работают О. Адамова, Ш. Борисова, а Н. Барынкина — юрисконсульт кузнечно-прессового завода.
В современных социально-экономических условиях развития страны, когда не все выпускники высших учебных заведений реализовали себя по специальности, наш вуз дает возможность получить второе высшее образование за короткий период, в том числе по юриспруденции. Так поступили О. И. Кузьмин — председатель областного комитета профсоюзов работников госучреждений и В. Б. Хохлов — доверенный врач обкома профсоюза работников горно-металлургической промышленности.
В институте работают краткосрочные подготовительные курсы по вечерней форме обучения, дающие возможность реально подготовиться для учебы в Академии.
Изменившаяся экономическая и социальная структура в стране в корне поменяла и потребно-сти в специалистах. Институт предоставляет возможность переучиться по ускоренной программе выпускникам высших учебных заведений. А в прошлом году осуществлен набор для ускоренной подготовки кадров с высшим образованием, но уже выпускников колледжей, техникумов экономического профиля. Сегодня в хороших современных знаниях экономики заинтересованы все, кто решил изменить условия работы или переквалифицироваться. Общее число студентов вуза превысило 5000 человек. В институте выработана целевая система самоконтроля студентов за уровнем получаемых знаний, основанная на дифференцированном, поэтапном тестировании по пройденному материалу с последующим обязательным закреплением неусвоенных знаний в ходе консультаций-собеседований. Студенты помимо общеобразовательных и специальных дисциплин изучают менеджмент, маркетинг, налоги и налогообложение, финансы и бухгалтерский учет, педагогику и психологию, основы права, конфликтологию, технологию управленческого труда — крайне необходимые будущему руководителю любого профиля, любой формы организации производства — будь то государственное, акционерное, совместное, частное предприятие.
Учитывая, что далеко не все абитуриенты приходят к нам непосредственно со школьной скамьи, мы оказываем им всю необходимую поддержку с помощью консультаций, дополнительных занятий и подготовительного отделения. Для всех желающих прийти к нам учиться есть необходимые методиче-ские пособия, учебная и научная литература, периодические издания.
Наличие нового учебного корпуса на 800 мест дало возможность оснастить учебный процесс современной обучающей техникой, открыть компьютерные классы, хорошую библиотеку с удобным читальным залом, актовый и тренажерный залы, досуговый центр, кафетерий, создать современные кабинеты и аудитории, новые кафедры, установить множительную технику (к примеру, кафедра ино-странных языков с помощью мощного ксерокса печатает тексты на практические занятия для студентов из иностранных источников, а возможность получить копию за мизерную цену исключила порчу литературы). Для той же кафедры иностранных языков созданы три кабинета, оборудованные видео- и аудиотехникой, что создает возможность для дополнительного, углубленного изучения языка всем желающим.
В институте уделяется большое внимание совершенствованию быта студентов. В двух девятиэтажных общежитиях созданы все условия для них — благоустроенные двухместные номера со всеми удобствами, возможность питаться по невысоким ценам. На озере Увильды — база отдыха для сотрудников и преподавателей.
Подбор преподавателей осуществляется на конкурсной основе, 70% из их числа имеют ученые степени и звания. Среди преподавателей вуза — известные ученые: Л. П. Дворянцева, Л. Ф. Бабкина, В. И. Забейворота, А. И. Никонов, А. С. Бело-усова и многие другие. Преподаватели кафедр являются постоянными участниками региональных и республиканских научных конференций. Значительный авторитет институту создают проводимые им ежегодные научно-практические конференции по социально-политическим и экономическим проблемам, в которых принимают участие ученые Москвы, Урала, Сибири, центральных областей России. К примеру, в апреле минувшего года была проведена конференция по проблеме «Россия на пути реформ: основные парадигмы развития общества», в которой принимало участие более 500 ученых, издано 8 сборников научных публикаций.
Активное участие в конференциях принимают студенты, образуя научную секцию. А в минувшем году двое из них стали победителями конкурса Вольного экономического общества России: Д. Танеев за работу «Классификация и анализ экономической преступности» и А. Рыжаенков за работу «Некоторые аспекты криминализации экономики в Российской Федерации».
Совместно с Академией государственной службы мы провели XI уральские социологические чтения «Уральский регион как социум», посвященные памяти известного советского ученого-социолога
Л. Н. Когана, уже в этом году издали два сборника «Ученых записок». Стало традицией участие ученых института во Всероссийском общественном форуме «Дети — молодежь — общество», посвященном памяти нашего земляка государственного деятеля В. П. Поляничко. Одна из секций этого форума — «Общество: пути демократизации и развития социальных отношений» — всегда проходит в наших стенах с участием преподавателей и студентов.
Благодаря вышесказанному, вырос имидж института, что привело к большому интересу абитуриентов. Сегодня добрая половина студентов пришла к нам учиться с направлениями от администраций городов и районов, налоговых инспекций, казначейств, банков, крупных фирм и предприятий, органов социальной сферы.
Высшее учебное заведение, предназначенное для обучения небольшого количества студентов по полной учебной программе, накопило положительный опыт индивидуального подхода к каждому обучающемуся, что позволило сформировать эффективно действующую триединую взаимообусловленную систему отношений «преподаватель — знания — студент».
Это и является основой успешной реализации главного предназначения нашего вуза — формирование специалиста высшей категории, а также объясняет его устойчивую репутацию.
Большинство выпускников в настоящее время работает руководителями предприятий и организаций, трудится в органах государственного управления и бюджетных структурах.
Кроме всего сказанного выше, институт предлагает повысить свою квалификацию работникам экономических служб предприятий, фирм, организаций. Этим успешно занимается созданный при Уральском социально-экономическом институте учебно-методический центр «Профкадры». Сегодня здесь ведется предаттестационная подготовка слушателей со средним и высшим экономическим образованием для сдачи квалификационных экзаменов и получения аттестата профессионального бухгалтера. Система подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров Российской Федерации создана Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ и Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и включает более 30 учебно-методических центров. С сентября 1996 года УМЦ «Профкадры» входит в их перечень.
В прошедшем году в УМЦ «Профкадры» прошли подготовку и успешно сдали квалификационный экзамен на аттестат профессионального бухгалтера две группы слушателей. По составу обучающихся это главные бухгалтеры, бухгалтеры, начальники экономических служб известных предприятий города, таких как АО «Челябэнерго», «Связьинформ», «Челябинскуголь» и т. д.
Помимо знаний, усвоенных в ходе подготовки к квалифиционному экзамену, слушатели, успешно сдавшие его, получают аттестат и вносятся в реестр профессиональных бухгалтеров России и СНГ, что дает преимущество при продвижении по службе или на рынке рабочей силы при поиске работы.
Обучение на курсах повышения квалификации ведут лучшие преподаватели основных кафедр института и практики. Это во многом достигается благодаря тому, что на материальной базе Уральского социально-экономического института располагается Южно-Уральская аудиторская палата и вуз входит в состав ее учредителей. На занятиях слушатели, помимо учебной программы, знакомятся с последними нововведениями в области бухгалтерского учета и изменениями в системе налогообложения.
При подготовке и сдаче итогового экзамена слушатели имеют возможность общаться с ведущими специалистами в сфере бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Например, комиссии по приему квалификационных экзаменов на получение аттестата бухгалтера-профессионала в 1997 году возглавляли такие известные ученые в этой сфере, как доктора экономических наук, профессора В. И. Подольский, В. Д. Новодворский (г. Москва), доктор экономических наук, профессор Т. Г. Шешукова (г. Пермь), а итоговую аттестацию в группе аудиторов проводила комиссия во главе с зам. губернатора Челябинской области А. Г. Галимовым.
Рассказывая о практике работы коллектива института, я не акцентировал внимание на проблемах и трудностях нашей деятельности, ибо эта сторона любого динамичного движения всегда отступает перед ежедневным целенаправленным трудом и закономерным справедливым результатом. Важно другое — Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений обладает большим потенциалом и нереализованными возможностями, что определяет хорошую перспективу на будущее.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY