|
|
СОЦИАЛЬНОМУ
ПАРТНЕРСТВУ —
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В. А. Петров,
декан заочного юридического отделения Уральского
социально- экономического института
Переход к рыночной экономике существенно преобразует
всю систему политических, экономических и социально-трудовых отношений
в обществе. Важную роль в становлении и развитии рыночных отношений
играет наличие цивилизованного, основанного на прочной правовой базе
механизма взаимодействия государственных органов, наемных работников
и работодателей.
При наличии его каждая из сторон, оптимально реализуя свои интересы,
создает основу для политической и социально-экономической стабильно-
сти в обществе. Использование этого механизма позволяет избежать социальных
конфликтов в обществе, разграничивает полномочия между центральными
органами и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления
в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономиче-ских отношений.
Разработку проблемы социального партнерства, таким образом, можно рассматривать
как составную часть проблемы новых трудовых отношений, складывающихся
в обществе.
В научной литературе существует не один десяток определений социального
партнерства. Социальное партнерство можно рассматривать как специфический
тип общественных отношений, присущий цивилизованному обществу с рыночной
экономикой. С точки зрения права, «социальное партнер-ство — согласование
действий его субъектов на базе действующего законодательства, отражающее
существо правового государства».
При подготовке закона «О социальном партнерстве в Челябинской области»
рабочей группой комитета по социальной политике Законодательного собрания
Челябинской области, мы пришли к единому мнению, определив социальное
партнерство как «способ взаимодействия интересов объединений работников,
работодателей, органов государственной власти, местного самоуправления
с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым
и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения общественного
согласия и выражающийся в заключении сторонами соглашений, коллективных
договоров и принятия совместных решений».
В области на сегодняшний день существует уникальная возможность создания
системы законодательства о социальном партнерстве, отвечающей нормам
международного и российского трудового права. Чем это обусловлено?
Во-первых, согласием исполнительной и законодательной ветвей власти,
в том числе и по вопросам социального партнерства.
Во-вторых, дополнительными правовыми основаниями для разработки регионального
законодательства о социальном партнерстве, которые пре-доставил Договор
о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и Челябинской области, заключенный в июле
1997 года.
В-третьих, активизацией деятельности общест-венных объединений в связи
с приближающимися выборами в Государственную Думу.
В-четвертых, акция протеста, проведенная
7 октября 1998 года, доказала способность профсоюзных органов защитить
интересы работников.
В-пятых, работодатели осознали необходимость объединения с целью выработки
общих требований к органам государственной власти и местного
управления.
Настоящий закон разработан в соответствии с пунктом 5.6 Регионального
соглашения между Правительством, Федерацией профсоюзов и Ассоциацией
промышленных предприятий и банков Челябинской области на 1998—1999 годы.
Закон «О социальном партнерстве в Челябинской области» был разработан
и представлен Администрацией области в Законодательное собрание ещё
в январе 1998 года вместе с проектом Закона области «О правах профессиональных
союзов в сфере социально-трудовых отношений и гарантиях их деятельности
в Челябинской области». Прошло более десяти заседаний рабочей группы,
в ходе которых путем постатейного обсуждения были найдены компромиссные
варианты изложения статей.
При работе над текстом Закона рабочая группа исходила из следующих посылов:
1. Социальное партнерство находится в совместном ведении Российской
Федерации и её субъектов.
2. Организация и основные принципы социального партнерства изложены
в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке
разрешения коллективных трудовых споров». Поэтому закон восполняет пробел
в правовом регулировании социального партнерства на уровне субъекта
Российской Федерации.
3. Во многих субъектах Федерации уже идет интенсивный законотворческий
процесс в сфере социального партнерства. Так, в г. Москве, республиках
Татарстан, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Приморском крае, Курганской,
Нижегородской, Самарской и Саратовской областях действует закон о коллективных
договорах и соглашениях. В
19 регионах разрабатывается, и в ряде субъектов (г. Москва, Вологодская,
Волгоградская, Омская, Свердловская области) уже принят закон «О социальном
партнерстве».
Проекты законов «Об общественных объединениях работодателей» подготовлены
в республике Мордовия, Самарской области, г. Санкт-Петербурге. В Свердловской
области закон «Об объединениях работодателей» принят еще в 1996 году.
Поэтому при работе над текстом «нашего» закона был использован лучший
отечественный «продукт», в частности закон г. Москвы, который был принят
год тому назад, но копирования московского закона не было. В предложенный
вариант включены статьи:
— «Объект (предмет) социального партнерства»;
— «Задачи социального партнерства».
Предлагается регулировать правовое положение и полномочия Челябинской
областной трехсторонней комиссии Законом области, а не Положением, как
это делалось в настоящее время. Все это относится к правовым новеллам,
что выгодно отличает наш вариант от аналогичных законов субъектов федерации.
В целом закон определяет правовую основу становления, организации, функционирования
и развития социального партнерства в Челябинской области с целью регулирования
социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Закон не противоречит федеральному законодательству и находится в конституционном
поле Российской Федерации. Он является рамочным нормативным правовым
актом субъекта федерации, содержащим как прямые, так и отсылочные нормы.
|
|
|