О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

СОЦИАЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ —
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В. А. Петров,
декан заочного юридического отделения Уральского
социально- экономического института

Переход к рыночной экономике существенно преобразует всю систему политических, экономических и социально-трудовых отношений в обществе. Важную роль в становлении и развитии рыночных отношений играет наличие цивилизованного, основанного на прочной правовой базе механизма взаимодействия государственных органов, наемных работников и работодателей.
При наличии его каждая из сторон, оптимально реализуя свои интересы, создает основу для политической и социально-экономической стабильно-
сти в обществе. Использование этого механизма позволяет избежать социальных конфликтов в обществе, разграничивает полномочия между центральными органами и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономиче-ских отношений. Разработку проблемы социального партнерства, таким образом, можно рассматривать как составную часть проблемы новых трудовых отношений, складывающихся в обществе.
В научной литературе существует не один десяток определений социального партнерства. Социальное партнерство можно рассматривать как специфический тип общественных отношений, присущий цивилизованному обществу с рыночной экономикой. С точки зрения права, «социальное партнер-ство — согласование действий его субъектов на базе действующего законодательства, отражающее существо правового государства».
При подготовке закона «О социальном партнерстве в Челябинской области» рабочей группой комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области, мы пришли к единому мнению, определив социальное партнерство как «способ взаимодействия интересов объединений работников, работодателей, органов государственной власти, местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения общественного согласия и выражающийся в заключении сторонами соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений».
В области на сегодняшний день существует уникальная возможность создания системы законодательства о социальном партнерстве, отвечающей нормам международного и российского трудового права. Чем это обусловлено?
Во-первых, согласием исполнительной и законодательной ветвей власти, в том числе и по вопросам социального партнерства.
Во-вторых, дополнительными правовыми основаниями для разработки регионального законодательства о социальном партнерстве, которые пре-доставил Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Челябинской области, заключенный в июле 1997 года.
В-третьих, активизацией деятельности общест-венных объединений в связи с приближающимися выборами в Государственную Думу.
В-четвертых, акция протеста, проведенная
7 октября 1998 года, доказала способность профсоюзных органов защитить интересы работников.
В-пятых, работодатели осознали необходимость объединения с целью выработки общих требований к органам государственной власти и местного
управления.
Настоящий закон разработан в соответствии с пунктом 5.6 Регионального соглашения между Правительством, Федерацией профсоюзов и Ассоциацией промышленных предприятий и банков Челябинской области на 1998—1999 годы. Закон «О социальном партнерстве в Челябинской области» был разработан и представлен Администрацией области в Законодательное собрание ещё в январе 1998 года вместе с проектом Закона области «О правах профессиональных союзов в сфере социально-трудовых отношений и гарантиях их деятельности в Челябинской области». Прошло более десяти заседаний рабочей группы, в ходе которых путем постатейного обсуждения были найдены компромиссные варианты изложения статей.
При работе над текстом Закона рабочая группа исходила из следующих посылов:
1. Социальное партнерство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
2. Организация и основные принципы социального партнерства изложены в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Поэтому закон восполняет пробел в правовом регулировании социального партнерства на уровне субъекта Российской Федерации.
3. Во многих субъектах Федерации уже идет интенсивный законотворческий процесс в сфере социального партнерства. Так, в г. Москве, республиках Татарстан, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Приморском крае, Курганской, Нижегородской, Самарской и Саратовской областях действует закон о коллективных договорах и соглашениях. В
19 регионах разрабатывается, и в ряде субъектов (г. Москва, Вологодская, Волгоградская, Омская, Свердловская области) уже принят закон «О социальном партнерстве».
Проекты законов «Об общественных объединениях работодателей» подготовлены в республике Мордовия, Самарской области, г. Санкт-Петербурге. В Свердловской области закон «Об объединениях работодателей» принят еще в 1996 году.
Поэтому при работе над текстом «нашего» закона был использован лучший отечественный «продукт», в частности закон г. Москвы, который был принят год тому назад, но копирования московского закона не было. В предложенный вариант включены статьи:
— «Объект (предмет) социального партнерства»;
— «Задачи социального партнерства».
Предлагается регулировать правовое положение и полномочия Челябинской областной трехсторонней комиссии Законом области, а не Положением, как это делалось в настоящее время. Все это относится к правовым новеллам, что выгодно отличает наш вариант от аналогичных законов субъектов федерации.
В целом закон определяет правовую основу становления, организации, функционирования и развития социального партнерства в Челябинской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Закон не противоречит федеральному законодательству и находится в конституционном поле Российской Федерации. Он является рамочным нормативным правовым актом субъекта федерации, содержащим как прямые, так и отсылочные нормы.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY