О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Участие в уголовном процессе адвоката — представителя потерпевшего как гарантия прав и законных интересов потерпевшего

А. А. Дмитриева,
аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики ЮУрГУ

Во всех отраслях российского законодатель ства существуют нормы, непосредственно регулирующие отношения, связанные с охраной прав и законных интересов граждан. Указанные нормы образуют систему юридических гарантий, защищающих человека от различных посягательств и обеспечивающих возмещение вреда, причиненного ими. Самым опасным нарушением прав и законных интересов личности, причиняющим наибольший вред, является преступление, поэтому граждане, от него пострадавшие, особенно нуждаются в помощи.
Потерпевшему в соответствии с действующим УПК предоставлены широкие процессуальные права, большую часть которых он вправе осуществлять лично или через своего представителя. Защита потерпевшим своих прав и законных интересов через представителя, с одной стороны, является одним из важных процессуальных прав, с другой — процессуальной гарантией, обеспечивающей участнику процесса реальное осуществление его прав. Необходимость иметь при производстве уголовного дела представителя вызвана тем, что во многих случаях потерпевший не может сам реализовать свои процессуальные права. Причины этого разнообразны. Например, в результате полученной травмы состояние его здоровья не позволяет быть участником процесса, или моральная травма настолько тяжела, что потерпевший не в состоянии активно участвовать в судопроизводстве и поэтому предпочитает иметь в нем своего представителя. Не менее существенно и то, что в роли потерпевшего чаще всего оказываются люди, мало осведомленные в вопросах законодательства. Конечно, лицо, производящее дознание, следователь и суд обязаны разъяснять потерпевшему его процессуальные права, однако полнее и эффективнее реализовать эти права может лицо, обладающее юридическими познаниями, поэтому потерпевшие нередко доверяют защиту своих прав и законных интересов в уголовном процессе адвокатам. Участие в деле адвоката в качестве представителя потерпевшего позволяет своевременно, надежно и результативно осуществлять правовую защиту прав и законных интересов потерпевшего.
Действующим уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено обязательное уча-стие в уголовном деле адвоката-представителя. Единственным актом, регулировавшим этот вопрос, являлось Указание Генерального прокурора СССР от 16 июня 1960 г., в котором говорилось о возможно-сти предоставления прав несовершеннолетних потерпевших или лиц, страдающих физическими или психическими недостатками, адвокату. Следственные и судебные органы часто обращаются в юридические консультации с просьбой о выделении адвоката для представительства несовершеннолетнего или недееспособного потерпевшего, родители или близкие родственники которого умерли, а законный представитель не назначен. Такая же ситуация возникает и тогда, когда обнаруживается, что позиция законного представителя потерпевшего противоречит интересам потерпевшего. Например, мать несовершеннолетнего потерпевшего вступается за обвиняемого — отца. Очевидно, что в таких случаях по аналогии с ч. 6 ст. 47 УПК РСФСР следователь или суд должны принять меры, чтобы законный представитель, уклоняющийся от выполнения своих обязанностей, был заменен другим представителем, в частности, адвокатом. Поэтому в законе следует предусмотреть случаи обязательного участия представителей потерпевших по делам о преступлениях, причинивших вред несовершеннолетним, слепым, немым, глухим и иным лицам, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права и защищать свои интересы, независимо от того, участвуют ли в деле их законные представители, так как эта категория потерпевших в силу своих физических или психических особенностей нуждается в повышенном уровне защищенности, который сможет в достаточной мере обеспечить лишь профессиональный юрист — адвокат.
Обязательное участие адвоката — представителя потерпевшего диктуется также и соображениями нравственно-психологического и нравственно-педагогического характера, в соответствии с которыми следует ограждать от знакомства с определенной частью материалов дела несовершеннолетнего. Например, с неизвестными ему материалами, порочащими его родителей. В соответствии со ст. 401 УПК РСФСР суд вправе удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала суда на время исследования обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на подростка. Очевидно, не в меньшей степени нуждается в аналогичных гарантиях и несовершеннолетний потерпевший. В этом случае знакомиться с соответствующими материалами, участвовать в их исследовании будет его представитель — адвокат.
Необходимость предусмотреть случаи обязательного участия адвоката — представителя потерпевшего в уголовном процессе диктуется и требованиями соблюдения принципа состязательности; закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве только случаев обязательного участия адвоката — защитника обвиняемого (ст. 49 УПК РСФСР) нарушают этот принцип.
Вышеизложенное подтверждает правоту тех ученых-процессуалистов, которые выступают за внесение в УПК РСФСР случаев обязательного участия представителя потерпевшего в уголовном процессе. Этого настоятельно требует и практика. По данным анкетирования, проведенного среди адвокатов, судей, прокуроров г. Челябинска, 87% опрошенных высказались за необходимость законодательного урегулирования случаев обязательного участия адвоката — представителя потерпевшего в уголовном процессе.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY