О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Списание денежных средств
по исполнительным документам

Д. ВОЛНУХИН,
главный юрисконсульт филиала Внешторгбанка (г. Кострома),
соискатель кафедры гражданского права, процесса
и основ предпринимательской деятельности ИвГУ

21 июля 1997 г. был принят Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
№ 119-ФЗ, который определил условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Функцию исполнения закон возложил на службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в целях упрощения процедуры обращения взыскания на денежные средства должника ст. 6 Закона взыскателю было предоставлено право направлять исполнительный документ, содержащий требования судебных актов к физическому или юридическому лицу, непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает.
При этом банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в 3-дневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны исполнить требования о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. А неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника, является основанием для наложения судом на указанные банк или иную кредитную организацию довольно-таки серьезного штрафа в размере 50 процентов от суммы, подлежащей взысканию.
Впрочем, аналогичные правила имеют место и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Заметим, нормы поименованных законов не содержат ссылок на банковские правила. Означает ли это, что банк обязан беспрекословно обеспечить взыскание на основании одного лишь исполнительного листа без предъявления расчетных документов и надлежащего совершения инкассовой операции? Определением арбитражного суда Краснодарского края по делу № 140-31 за отказ принять исполнительный лист в связи с непредставлением инкассового поручения на Центральный Банк Российской Федерации был наложен штраф в порядке статьи 206 АПК РФ. Постановлением Президиума ВАС РФ за № 3196 от 06.05.97 вышеуказанное определение было отменено, при этом суд предложил следующие аргументы.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации», Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В соответствии с п. 279, 280 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве бесспорное списание средств производится по исполнительным и приравненным к ним документам. Списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования (ф. 0401001). При взыскании средств на основании исполнительных и приравненных к ним документов взыскатели представляют в банк инкассовое поручение (ф. 0401001) со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа. Исполнительный лист, выдаваемый судом, не является расчетным документом для совершения расчетной операции по списанию средств со счета плательщика и зачислению их на счет взыскателя. При таких обстоятельствах у суда не было оснований для наложения штрафа за неисполнение судебного акта.
Полагаем, что в данной ситуации Высший арбитражный суд РФ выполнил, скорее всего, нормотворческую миссию с тем, чтобы зафиксировать неурегулированные законом отношения. Подтверждением тому может служить заявление заместителя председателя Центрального Банка, прозвучавшее на расширенном Пленуме Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросу совершенствования работы и повышения эффективности деятельности арбитражных судов в России. «Банковское законодательство — совершенно молодая отрасль, и в ней много вопросов, которые еще не решены. Кроме того, в ряде других отраслей законодательства пока еще не в должной мере учитывается специфика деятельности банковской системы, статуса Центрального Банка и функционирования системы в целом. В связи с этим большое значение имеет позиция судебных органов при разрешении проблем, еще не решенных в законодательной сфере. В этом плане Банк России считает эффективным свое взаимодействие с Высшим арбитражным судом Российской Федерации.
Вернемся к проблеме списания денежных средств со счета должника. Итак, закон, закрепляя в качестве общего правила об исполнении судебных актов обязанность взыскателя действовать через банк должника, не содержит механизма исполнения. Детализировать указанную правовую норму можно только посредством подзаконных нормативных актов, регулирующих безналичные расчеты. В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов на территории Российской Федерации регламентирован Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Однако указанное Положение не содержит правил о бесспорном и безакцептном взыскании средств. Как отмечалось, Высший арбитражный суд счел возможным применить Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденные еще Госбанком СССР 30 сентября 1987 г. Согласно п. 280 Правил, списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании распоряжений взыскателей, представленных на бланке платежного требования.
Встает вопрос: в какой банк взыскатель должен представить расчетный документ — в свой или в банк, обслуживающий должника? Повторимся: п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» однозначно устанавливает правило о том, что исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Иными словами, закон допускает возможность предъявления исполнительного документа в банк должника. Как мы выяснили, представление исполнительного листа без расчетного документа не может быть основанием для проведения операции по списанию денежных средств, поэтому следует вновь обратиться к банковским правилам. Согласно п. 285 Правил, инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков, представляются взыскателем на инкассо непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам — учреждению банка, обслуживающему взыскателя. При этом приказы Госарбитража представляются в банк в порядке, установленном для одногородних расчетов по исполнительным документам.
Представляется, что ни Правила, ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не соответствуют Гражданскому кодексу в той мере, в какой допускают проведение инкассовой операции (списание денежных средств как в бесспорном, так и в безакцептном порядке) без участия в ней банка получателя. Нормы о расчетах по инкассо в Гражданском кодексе РФ представлены всего тремя статьями, но этого вполне достаточно для того, чтобы определить сущность инкассовой операции, которая заключается в выполнении банком поручения своего клиента о получении от третьего лица платежа или акцепта.
Усеченный вариант инкассовой операции, когда обязанности банка-эмитента переложены на исполняющий банк, заведомо ущербен. Функция банка-эмитента в цепи инкассовой операции заключается прежде всего в исполнении поручения своего клиента, связанного с получением денежных средств. И дело даже не в том, что между исполняющим банком и получателем денежных средств отсутствуют договорные отношения. Просто исполняющий банк не в состоянии одновременно обеспечить и защиту законных интересов взыскателя, и незыблемость прав своего клиента — плательщика денежных средств. Он не имеет возможности не только проверить правомерность списания денежных средств со счета, но и даже идентифицировать лицо, имеющее право на подписание и предъявление расчетного документа. В этой ситуации банк поставлен в такие условия, когда он обязан «вслепую» исполнить расчетный документ, будь то инкассовое поручение либо платежное требование, приняв на себя всю полноту ответственности перед клиентом за неправильное списание денежных средств. В заключение остается констатировать, что существующая банковская практика объективно способствует расширению круга злоупотреблений в сфере банковских расчетов.

Данный материал предоставлен редакцией журнала «Закон». Полную его версию можно прочитать в очередных номерах названного журнала в 2000-ом году.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY