|
|
НЕ ДЛЯ ЖУЛИКОВ И МОШЕННИКОВ
С. В. Ульяновский,
вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты,
генеральный директор АНО ЧД «АЭБУР»
Когда-то в стародавние времена, когда не было факсимильных
аппаратов, компьютеров и кредитных банковских карточек, договоры подтверждались
твердым купеческим словом. «Ударив по рукам», торговцы считали для себя
зазорным слово не сдержать. Конечно, и в те времена бывали исключения,
однако большинство предпринимателей репутацию свою берегли. Революция
«сломала хребет» не только купцам и банкирам, она изменила само отношение
к частной собственности (вспомните: «все вокруг колхозное — все вокруг
мое»).
Резкий переход назад к реальным, невыдуманным экономическим отношениям,
естественно, повлек за собой и ломку морально-этических ценностей, сформировавшихся
за 75 лет всеобщего «колхоза». Жить «не так, как все» по-прежнему воспринимается
большинством людей (особенно — среднего и старшего поколения) как вызов
окружающим. Человек, имеющий собственную фирму, дом, несколько машин,
прислугу, безоговорочно считается жуликом. Жуликов в наше время действительно
— «хоть отбавляй», но ведь не все успешные коммерсанты обязательно воры!
Думаю, с этим утверждением согласятся не только сами бизнесмены, но
и самые ортодоксальные коммунисты-большевики. Не обременяя себя расчетами
и анализом, попробуем взглянуть на список успешно работающих последние
годы предприятий. Можно предположить, что многие из заводов, фабрик,
комбинатов, аптек, магазинов, кафе и т. д. просто хорошо выполняют свою
работу, получая достойное вознаграждение. Мне приходилось встречать
немало удачливых и честных предпринимателей. Их можно назвать поименно,
но не стану этого делать, о них и так почти все знают.
Вот вам и задача! Как отделить честного предпринимателя от вора, как
узнать мошенника, с каким поставщиком завести партнерские отношения?
Решением этой задачи в каждой области занимаются по-разному. Так, в
Саратовской области постановлением губернатора Аяцкова проведена паспортизация
всех предприятий и предпринимателей. В Саратовской торгово-промышленной
палате можно получить сведения о коммерческой истории любой зарегистрированной
в области фирмы. Пытаются решать эту проблему и на всероссийском уровне.
Разработано положение о Реестре надежных партнеров, но механизма проверки
и учета пока нет. В Новосибирской области организован Клуб честного
партнерства, в Челябинске есть Гильдия добросовестных производителей
пластиковых окон, однако узкопрофессиональные клубы заведомо исключают
всех, не причастных к ремеслу. А как же производители колбасы, работники
розничной торговли, металлурги? Неужели всем уготован путь по типу отраслевых
профсоюзов? Вот мы и подошли к вопросу о создании единого, общего Клуба,
Реестра, Гильдии — для всех честных порядочных производителей и предпринимателей.
В начале апреля Южно-Уральской торгово-промышленной палатой утверждено
Положение об открытом списке «Добрая воля» хозяйствующих субъектов Челябинской
области, в который могут быть включены любые юридические лица и граждане
— субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности и организационно-правовых
форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Всем честным
бизнесменам дается шанс открыто заявить о себе как о надежном партнере
для совместной деятельности. Механизм прост: для регистрации в списке
«Добрая воля» необходимо заполнить анкету о своем бизнесе и подать заявление-декларацию
о честном партнерстве. В связи с тем, что этот проект не является коммерческим,
регистрационный взнос за регистрацию в список «Добрая воля» чисто символический
и определяется только расходами по регулярной публикации Списка в средствах
массовой информации.
«Хорошо, — скажете Вы.— А что дальше? Я-то знаю о себе, что я не жулик
и не обманщик, а как об этом узнают другие и какая мне от этого выгода?»
Понимая, что само по себе наличие в офисе Сертификата о добросовестном
партнерстве и включении в челябинский список «Добрая воля» не означает,
что об этом узнают ваши потенциальные партнеры, Южно-Уральская торгово-промышленная
палата обязуется регулярно публиковать состав Списка не только в собственном
бюллетене, но и в областных газетах, и даже в Интернете. Разумеется,
информация о членах Списка будет обязательно представлена и в Российской
информационной сети делового сотрудничества с указанием всех ваших координат,
выпускаемой продукции и оказываемых услугах. Не менее привлекательным
(а в скором времени и престижным) для владельцев Сертификата будет нанесение
на свою продукцию фирменного знака «Добрая воля». И тогда рядовой налогоплательщик
(потребитель произведенной вами колбасы или макарон, станка или чайника)
будет знать, что потраченные им деньги не растворятся полностью в чьих-то
карманах, а принесут новую зарплату, инвестиции, пенсии, стипендии и
детские пособия.
Но ведь и жулик может объявить себя честным и надежным, как быть с ним?
Для этого предусмотрен механизм мониторинга информации о деятельности
претендентов. По сути, такая работа лишь логически продолжает повседневную
деятельность Челябинской дирекции Агентства экономической безопасности
и управления рисками (АЭБУР), которая и создана была ЮУТПП еще в 1998
г. для ведения негосударственных реестров и оценки деловой репутации.
Челябинская дирекция АЭБУР является и координатором проекта «Добрая
воля».
ЮУТПП и АЭБУР, начиная эту большую работу, надеются, что на призыв публично
объявить себя надежным партнером откликнутся как известные в области
бизнесмены, так и не имеющие пока громкого имени предприниматели. Во
всяком случае, эпоха «дикого капитализма» заканчивается, многие уже
поняли, что для успешной работы необходимо иметь незапятнанную репутацию
и «чистую» историю. Только при таких условиях можно быть уверенным,
что дело вашей жизни не закончится бесславно.
В завершение хочется выразить надежду, что это благородное начинание
поддержат и руководители городов и районов области, ведь власти только
тогда будут иметь всю полноту народного доверия, когда станут вершиной
огромной пирамиды надежных и честных, а следовательно, благополучных
предприятий и фирм.
|
|
|