О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Местные органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации

Т. М. Макосейчук,
доцент кафедры ТГ и П и КП факультета экономики и права ЮУрГУ

Местные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – субъекты РФ) могут рассматриваться в качестве составной части системы органов исполнительной власти соответствующего субъекта федерации.
Их предназначение состоит в осуществлении государственной исполнительной власти субъекта РФ на территории административно–территориальной единицы соответствующего субъекта федерации.
Выделение местных органов в системе органов исполнительной власти субъектов РФ является закономерным процессом, если принять во внимание административно-территориальное устройство субъектов РФ и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного управления.
Являясь составной частью системы органов исполнительной власти субъектов РФ, эти органы гармонично взаимодействуют с иными органами системы исполнительной власти субъектов РФ, а именно с высшими и центральными органами, а также с органами, находящимися вне данной системы, в частности, с органами местного самоуправления и местными органами государственной исполнительной власти Российской Федерации.
Местные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – это один из элементов в строении системы исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, то есть один из элементов ее структуры.
Структура органов исполнительной власти субъектов РФ может рассматриваться в виде классической триады, раскрывающей механизм построения органов исполнительной власти субъектов РФ и их функционирование. Данная структура наряду с высшими и центральными органами исполнительной власти субъекта РФ вполне на законном основании может содержать местные органы исполнительной власти субъектов РФ.
В качестве обоснования могут быть использованы нормы Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также конституции и уставы субъектов РФ.
Согласно ст. 2 указанного выше закона систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Анализ конституций и уставов субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что в числе иных органов государственной власти субъекта РФ могут выступать местные органы исполнительной власти субъекта РФ.
Например, согласно ст. 108 Конституции Республики Башкортостан на территории субъекта РФ – Республики Башкортостан устанавливаются два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление.
Система местного государственного управления действует в районах и городах республиканского подчинения Республики Башкортостан. Местное государственное управление действует в лице представительного органа местной власти и местной администрации (ст. 109 Конституции Республики Башкортостан).
Органы местного государственного управления реализуют государственную власть субъекта РФ – Республики Башкортостан на территории административно-территориальных единиц в виде районов и городов республиканского подчинения Республики Башкортостан. При этом государственную исполнительную власть субъекта РФ реализуют местные администрации городов и районов республиканского подчинения Республики Башкортостан.
Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах иных субъектов РФ.
Законы субъектов федерации позволяют классифицировать местные органы государственной власти субъекта РФ на представительные органы и местные администрации.
Бесспорно, государственную исполнительную власть субъекта РФ на территории административно – территориальной единицы должны осуществлять органы в виде местной администрации.
Местные органы исполнительной власти субъектов РФ нельзя отождествлять с органами местного самоуправления, возникшими в процессе глобальных преобразований в нашей стране в ходе политической реформы.
Проводимая в стране реформа политической системы затронула организацию органов государственной власти «сверху донизу» и прежде всего органов, реализующих исполнительно-распорядительную деятельность.
Единая система государственных органов, действовавшая в стране до принятия Конституции РФ 1993 г., возглавляемая Президентом Российской Федерации и осуществлявшая исполнительно-распорядительную деятельность, была реорганизована в процессе провозглашения России конституционным государством.
Результатом такой реорганизации явилось преобразование местных органов государственной власти, состоявших, в частности, из администраций всех уровней (например, областной, районной, городской), в местные администрации как органы местного самоуправления. При этом органы государственной власти, реализующие исполнительно-распорядительную деятельность в виде краевой, областной администрации, трансформировались в высшие и центральные органы исполнительной власти субъектов РФ.
К категории высшего органа исполнительной власти субъекта РФ принято относить орган исполнительной власти общей компетенции, например Правительство Республики Ингушетия, Правительство Челябинской области. К категории центрального органа исполнительной власти субъекта РФ целесообразно относить структурные подразделения органов общей компетенции, то есть органы специальной компетенции. К таким органам можно отнести, например, главные управления, управления и комитеты Правительства Челябинской области.
Принцип местного самоуправления, закрепленный в ст. 12 Конституции РФ, позволил признать в Российской Федерации и гарантировать местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. При этом органы местного самоуправления не вошли в систему органов государственной власти. Однако по характеру своей деятельности исполнительные органы местного самоуправления в виде местных администраций, как и органы исполнительной власти субъекта РФ, являются исполнительно-распорядительными органами. Они осуществляют распорядительные функции в форме принятия правовых актов в пределах своей компетенции для реализации исполнительных функций.
Отличие состоит только в том, что органы местного самоуправления реализуют исполнительные функции в сфере местного самоуправления, а органы исполнительной власти субъекта РФ реализуют исполнительные функции в сфере государственной исполнительной власти, в сфере государственного управления.
Исполнительно-распорядительные органы в виде органов исполнительной власти субъекта РФ и исполнительных органов местного самоуправления стали реализовывать соответственно государственное и муниципальное управление на соответствующем уровне территориального образования.
Органы исполнительной власти субъекта РФ стали осуществлять государственное управление на территории соответствующего субъекта РФ, а исполнительные органы местного самоуправления приступили к осуществлению муниципального управления на территории соответствующего муниципального образования.
Однако создание органов местного самоуправления на базе местных органов государственной власти не означает того, что субъекты РФ лишились возможности создавать свои органы на местах, то есть на территории административно-территориальных единиц, составляющих государственное устройство соответствующих субъектов РФ, о чем свидетельствуют нормативные правовые акты субъектов РФ.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY