О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Работа над законопроектами

Редакционный совет журнала предложил несколько актуальных вопросов, касающихся законотворчества, депутату Государственной Думы РФ П. В. Крашенинникову. Несмотря на свою предельную занятость в комитете по законодательству Госдумы и комиссии по Чечне, Павел Владимирович ответил на вопросы для читателей журнала.

— Какие перспективы у законодательных инициатив Президента РФ
В. В. Путина в Госдуме?

— В целом проекты после их доработки с учетом поправок скорее всего будут приняты Государственной Думой во втором и третьем чтении.
Возможно, возникнут отдельные разногласия по конкретным положениям, но концептуально проекты будут поддержаны депутатами. Это подтверждает результат голосования по данным проектам, которые были приняты Государственной Думой в первом чтении.

— Насколько учитываются при реформировании административно-территориального деления России сложившиеся экономические связи между субъектами РФ?

— Как видно из содержания вопроса, речь идет о принятом Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ», определяющем функции полномочных представителей Президента РФ по федеральным округам. При этом нельзя смешивать реформирование структуры координации Президентом РФ нормотворческой деятельности государственных органов субъектов РФ и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с изменением административно-территориального деления РФ, которое установлено Конституцией РФ (глава 3).
Создание федеральных округов никак не связано с административно-территориальным делением РФ. Данные округа не наделены статусом административно-территориального образования РФ, а являются территориальным разграничением для полномочий и компетенции полномочных представителей Президента РФ.
Поэтому создание данных федеральных округов никак не может сказаться на сложившихся экономических связях между субъектами РФ. Реформирование административно-территориального деления РФ возможно только путем внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ.

— Не могли бы Вы сказать, как скоро появится третья часть Гражданского кодекса РФ, какие новеллы предусмотрены в авторском и наследственном праве?

— До настоящего времени данный проект пока не внесен в установленном порядке в Государственную Думу.
На завершающем этапе разработки проект был в целом одобрен на расширенном заседании Совета Исследовательского центра частного права, и Председатель Правительства РФ согласился с предложением Минюста России о представлении проекта части третьей ГК непосредственно Президенту РФ для направления в Государственную Думу.
В соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 августа 1999 г. «О мерах по совершенствованию гражданского законодательства» проект был доработан рабочей группой, состоящей из видных ученых и специалистов в области гражданского права, которая рассмотрела большое количество предложений и замечаний на проект, поступивших в марте — сентябре 1999 г. Главным направлением изменений было приведение данного проекта в полное соответствие с международными договорами России, а также с соглашением о ТРИПС, имеющем значение для России в связи с ее возможным вступлением во всемирную торговую организацию.
Соответственно время появления проекта будет зависеть от того, как скоро он будет доработан и внесен в Государственную Думу и появятся ли по нему разногласия у депутатов Государственной Думы.
Что касается содержательной стороны проекта, то в нем предпринята попытка более совершенной кодификации законодательства об исключительных правах. Во-первых, в проекте нормы об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности (на произведения науки, литературы, искусства, на исполнительские произведения, на изобретения и др.) впервые объединены с родственными им по природе нормами об исключительных правах на средства индивидуализации субъектов и объектов, участвующих в гражданском обороте (на фирменные наименования, товарные знаки и др.). Во-вторых, в проект, в отличие от прежних ГК, включены основополагающие нормы о всех важнейших исключительных правах (их более десяти), а не только о правах на объекты авторского и патентного права.
Положения об авторском праве в проекте основываются на традиционных принципах, относящихся к таким основным категориям авторского права, как объекты, субъекты, их правомочия, сроки действия прав автора и др. В некоторых случаях лишь несколько меняется подход к этим категориям. Так, предполагается восстановить традиционный подход к праву на неприкосновенность произведения, которое больше не рассматривается как право лишь на защиту репутации автора. Увеличивается до 70 лет после смерти автора срок действия авторского права. Раскрываются возможные формы использования произведения. В целях защиты интересов авторов некоторые новшества введены в положения об авторских договорах (в частности, о сроках их действия), в понятие служебного произведения. Введены некоторые положения, позволяющие адаптировать авторское право к использованию произведений с помощью новых технических средств.
Что касается вопросов наследственных отношений, то необходимо напомнить, что действующие положения принимались в середине 60-х гг. и, конечно же, не могли предусматривать в собственности граждан такие объекты, как недвижимость, ценные бумаги и т. п. Кроме того, они предусматривали призвание к наследованию только близких родственников (две очереди).
Проект же исходит из включения в круг наследников и дальних родственников, если нет близких и нет завещания, а также из принципа универсальности наследственного правопреемства, то есть наследник вступает на место наследодателя не только во всех его имущественных правах, но и в его обязанностях.
Другим принципом, из которого исходит проект, является принцип свободы завещания, воплощающий применительно к наследственному законодательству общегражданский принцип диспозитивности правового регулирования. Свобода завещания означает, что завещатель может по своему выбору как распорядиться всем или частью своего имущества, так и не оставить никаких распоряжений на этот счет. Свобода завещания по проекту означает также, что, составляя завещание, наследодатель вправе любое свое имущество завещать любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследственном имуществе, лишить наследства наследников по закону, возложить на наследников исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного либо неимущественного характера, отменить или изменять сделанные ранее завещательные распоряжения. Свобода завещания по проекту ограничена только правилами об обязательной доле в наследстве (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные лица). Наследникам же по проекту предоставлено право выбора: принять наследство либо отказаться от его принятия.
По степени детализации нормы проекта рассчитаны на то, чтобы соответствующий раздел ГК стал основным правовым актом, регулирующим наследственные отношения.

— Есть ли перспективы на введение в действие главы 17 ГК РФ до подписания Земельного кодекса?

— Данный проект включен в примерную программу законопроектной деятельности Государственной Думы в период весенней сессии 2000 г. — на июнь.
Правительство уже представило свой официальный отзыв на проект, в котором указывается на отсутствие принципиальных возражений против введения в действие главы 17 ГК РФ, что уже является веским аргументом в поддержку данного проекта.
Возможно, не следует исключать сложности, которые могут возникнуть при обсуждении проекта на заседании Государственной Думы, но принципиально одно — большинство депутатов понимают проблемы, которые связаны с принятием проекта Земельного кодекса. Введение главы 17 ГК РФ станет первым шагом к формированию цивилизованного земельного рынка в России.
Поэтому я не исключаю того, что данная законодательная инициатива будет поддержана.

— Какова динамика реформирования в судебной системе и судопроизводстве и стоит ли на повестке дня создание единой судебной системы?

— Судебно-правовая реформа должна быть первейшим приоритетом и для Правительства, и для нового Президента, и для Думы, поскольку реализация всех остальных прав граждан, в том числе выплаты пенсий и зарплаты, восстановление нарушенных избирательных прав, напрямую связана с тем, насколько обеспечен, насколько объективен суд, судебная система в целом.
Законодательство, связанное с деятельностью судов, а также вопросы, которые требуют законодательного регулирования, настолько всеобъемлющи, что это не позволяет одновременно полностью охватить их . Однако есть приоритетные задачи, которые необходимо решать безотлагательно.
Так, в настоящее время ведется работа над законопроектами, в том числе касающимися деятельности мировых судей. В частности, готовятся поправки в УПК и ГПК в связи с мировыми судьями. Этот вопрос выделен на первое место, поскольку сразу увеличивает силу судов.
Готовятся проекты новых УПК и ГПК, проекты, связанные с вопросами о судебных исполнителях, о судебных приставах, т. к. можно сколько угодно говорить о судебной системе, но если нет исполнения судебных решений, то соответственно и нет полноценной судебной системы.
В целом вести речь об единой судебной системе мы сможем только после того, как будет создана достаточная не только законодательная, но и финансовая база для полноценного функционирования судов всех уровней.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY