О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИРОДООХРАННЫХ
ПРОКУРАТУР

В. Чиченкова,
студентка гр. Ю-404 ЧелГУ

Природа и ее объекты являются достоянием человечества. Их защита и рациональное использование — главная проблема современности. Уже в Стокгольмской декларации 1972 г. провозглашается связь между правами человека и окружающей средой. Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), гласит: государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты, целостности экосистем Земли.
Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин, рытье каналов и т. д., являясь, на первый взгляд, делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом.
Одна из важнейших задач в сфере государственной безопасности РФ — обеспечение жизнедеятельности населения в экологически чистом мире. Конституция РФ (ст. 42) закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
Любые позитивные шаги, направленные на предотвращение, уменьшение и контроль за загрязнением, заслуживают поддержки и внимания. В свете экологической политики несколько лет назад были учреждены природоохранные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан. В юридической литературе до сих пор ведется дискуссия о целесообразности создания и проблемах деятельности специализированных, в частности, природоохранных прокуратур.
Прокурор Ульяновской области Ю. Золотов считает, что «прокурорская система надуманно разорвана по предметам, которые даже не соответствуют отраслям надзора». Но нельзя забывать, что такое деление имеет условный характер, задачи и цели прокурорского надзора едины. Противоположную точку зрения высказывает В. Винофадов, Волжский природоохранный прокурор — он утверждает, что «один из путей совершенствования прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства — его специализация». В настоящее время прокуратурами субъектов РФ, имеющими в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры, выявляется в 4—8 раз больше экологических правонарушений, чем в регионах, где таких прокуратур нет. А результативность Волжской природоохранной прокуратуры в 5—8 раз выше показателей территориальных прокуратур. Это — межрегиональная природоохранная прокуратура, объединяющая несколько межрайонных прокуратур. В апреле 1998 г. Генеральной прокуратурой был утвержден план создания межрегиональных природоохранных прокуратур на период до 2002 года. Интерес представляет точка зрения о создании Уральской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Это позволило бы глубже вникнуть в суть экологических проблем, реально противостоять местничеству и узковедомственным интересам в использовании ресурсов, квалифицированно реагировать на экологические правонарушения межрегионального характера, своевременно требовать устранения нарушений местными, региональными и федеральными органами власти и управления
Данное положение нуждается во всестороннем исследовании и научном изучении. Сегодня необходима скоординированная деятельность природоохранных прокуратур. Челябинская природоохранная прокуратура представила в прокуратуру области обновленный вариант устаревшего положения «О Челябинской природоохранной прокуратуре». Планируется и дальнейшая разработка нормативно-правовой базы, закрепляющей механизм взаимодействия территориальных и природоохранных прокуратур, который подразумевается на федеральном уровне, но не урегулирован должным образом в регионах. Такого рода сотрудничество позволит иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны окружающей среды, последовательно проводить в жизнь политику борьбы с преступности в субъектах РФ. Состояние экологической преступности в России характеризуется высокой латентностью нарушений законодательства об охране природы. Анализ статистических данных за 1998 г. показал значительную активизацию работы органов прокуратуры по надзору в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов. Было выявлено 32 тыс. нарушений природоохранного законодательства (на 33% больше по сравнению с 1997г.), свыше 3,5 тыс. незаконных правовых актов (31%), принесено 2,5 тыс. протестов (15%), внесено около 8,5 тыс. представлений (12%), возбуждено по общенадзорным проверкам 978 уголовных дел (рост в 4 раза), по инициативе прокуроров к ответственности привлечено более 9 тыс. человек.
Основное внимание уделялось соблюдению законодательства об охране земель, вод, атмосферного воздуха, животного мира, о проведении экологической экспертизы. Эффективности работы природоохранных прокуратур не способствует отсутствие специализированного отраслевого приказа об организации надзора за исполнением экологического законодательства. Проект такого приказа подготовлен Московской региональной природоохранной прокуратурой и предложен Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ. Именно такой документ должен отразить ключевые моменты этого направления прокурорской деятельности.
Создание природоохранных прокуратур является целесообразным в свете российской экологической политики и с учетом рекомендаций Совета Европы, ведь экологическая преступность давно перешагнула внутригосударственные рамки и носит международный характер.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY