|
|
Взаимодействие
вуза с правоохранительными
органами в подготовке юридических кадров
Г. В. Хашимов,
заслуженный юрист РФ, профессор,
директор Института права и государственного управления ЧелГУ
Подготовка специалистов для работы в правоохранительных
органах является важнейшей обязанностью государственных юридических
учебных заведений. Профессионализация преступности, ее постоянный рост
и техническая оснащенность преступных формирований требуют от правоохранительных
органов не только жесткого контроля за криминогенной ситуацией, но и
постоянного повышения профессионального уровня их работников, широкого
использования новейших достижений научно-технической мысли в раскрытии
и расследовании преступлений.
Юридические вузы системы Минобразования РФ являются основными образовательными
учреждениями по подготовке кадров для судебных, прокурорских и иных
правоохранительных органов. На них возлагается ответственная задача
по выпуску специалистов с высокой теоретической и профессиональной подготовкой.
Традиционное юридическое образование на современном этапе, по нашему
мнению, не способно обеспечить следователя, оперативного работника органов
МВД, налоговой полиции, ФСБ и прокурора добротными знаниями о современных
способах совершения преступлений организованными группами, о методах
их раскрытия, а также использования сложной криминалистической техники.
К тому же большинство вузов сами не в состоянии обеспечить учебный процесс
на высоком уровне ввиду острой нехватки учебно-методической литературы,
современного лабораторного оборудования, учебных помещений и т. д. Все
это следствие того, что государство просто перестало финансировать вузы,
оставляя их на самовыживаемость.
Озабоченность вызывает и тот факт, что сегодня юристов готовят различные
негосударственные образовательные учреждения, которые не имеют не только
профессиональных преподавательских кадров, но даже мало-мальски приспособленные
для этих целей помещения. Наблюдается тенденция к профанации юридического
образования.
Аттестованные должности в органах МВД, налоговой полиции и других правоохранительных
органах замещаются не выпускниками юридических вузов, а лицами с другим
профессиональным образованием. Естественно, это не способствует делу
борьбы с преступностью, а приводит к совершению серьезных тактических
ошибок в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
Подготовка кадров для российской правоохранительной системы должна основываться
на прочном юридическом фундаменте, с учетом достижений естественнонаучного
и технического начал в программах обучения. Также необходимо при этом
учитывать, что подготовка специалистов, проводившаяся в государстве
с иным политическим режимом и иной структурой преступности, не может
отвечать сегодняшним потребностям правоохранительной системы по эффективной
борьбе с преступностью. Жизнь требует коренной реформы подготовки кадров
правоохранительных органов, основанной на принципиально ином подходе,
с учетом их нужд и потребностей.
Поскольку можно констатировать, что в стране не разработана единая комплексная
система подготовки кадров для правоохранительных органов с учетом возможностей
вузов, сегодня многие из них ищут и находят свои пути решения этой задачи.
По нашему мнению, одним из таких путей является тесное взаимодействие
юридического образовательного учреждения с судебными, прокурорскими
и иными правоохранительными органами в подготовке специалистов. К примеру,
в целях приближения учебного процесса и подготовки выпускников юридического
факультета к практической деятельности университет заключил соглашение
с Генеральным прокурором РФ
Ю. И. Скуратовым о подготовке специалистов для работы в органах прокуратуры.
Разработан и успешно претворяется в жизнь совместный план подготовки
кадров. Скорректирован для специальной группы студентов учебный план,
в соответствии с которым студенты не только проходят производственную
практику в органах прокуратуры, но многие из них на 5 курсе уже работают
в должности следователей и помощников прокурора, а студенты 4 курса
работают помощниками следователя. По окончании учебы им гарантирована
работа в прокуратуре. Руководители прокуратуры участвуют в работе государственных
аттестационных комиссий, систематически проводят встречи со студентами,
оказывают практическую помощь в обеспечении факультета специальной методической
литературой. Благодаря такому сотрудничеству студенты заранее ориентируются
и проходят специальную подготовку для дальнейшей работы именно в органах
прокуратуры, и более 150 наших выпускников уже там трудоустроены.
Аналогичные соглашения университет заключил с Министром юстиции РФ и
председателем Высшего арбитражного суда РФ.
В целях подготовки следователей для органов Министерства внутренних
дел нами заключен договор с Главным управлением внутренних дел Челябинской
области, и мы подготовили более 100 человек для этих органов.
Сегодня юридические вузы в соответствии с Государственным стандартом
готовят в основном специалистов-теоретиков, но совершенно мало отводится
учебного времени для изучения профильных юридических дисциплин. Например,
новый Уголовный Кодекс РФ расширился по сравнению с прежним УК, предусмотрев
новые составы. Для их изучения можно было бы увеличить количество часов
по учебному плану, но они сокращены. Введены не свойственные для юриспруденции
дисциплины: математика, физика, концепции современного естествознания
и др.
Правоохранительные органы нуждаются в получении специалистов-криминалистов,
поскольку именно они наиболее предусмотрены уголовно-процессуальным
законом. Они работают на всех основных стадиях уголовного процесса —
от возбуждения уголовного дела до судебного следствия. Но юридические
вузы очень мало готовят именно таких специалистов. Поэтому очень важно
устранить имеющиеся перекосы в системе подготовки кадров для правоохранительных
органов, в первую очередь — в подготовке экспертов и специалистов-криминалистов.
Не секрет, что юристы обучаются, так сказать, «на ходу», в процессе
работы, но системного образования они, конечно, не получат. Поэтому
важно, чтобы юридические вузы более шире использовали в учебном процессе
возможности отдельных правоохранительных органов в подготовке специалистов,
поскольку техническая оснащенность их гораздо богаче, чем даже наши
лучшие вузы.
Нами обозначена только часть проблем, стоящих перед юридическими вузами
в деле подготовки кадров. Думается, возможностей тесного сотрудничества
вузов и правоохранительных органов гораздо больше, и мы должны постоянно
развивать такую связь в целях решения задач подготовки высококвалифицированных
кадров.
|
|
|