О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Взаимодействие вуза с правоохранительными
органами в подготовке юридических кадров

Г. В. Хашимов,
заслуженный юрист РФ, профессор,
директор Института права и государственного управления ЧелГУ

Подготовка специалистов для работы в правоохранительных органах является важнейшей обязанностью государственных юридических учебных заведений. Профессионализация преступности, ее постоянный рост и техническая оснащенность преступных формирований требуют от правоохранительных органов не только жесткого контроля за криминогенной ситуацией, но и постоянного повышения профессионального уровня их работников, широкого использования новейших достижений научно-технической мысли в раскрытии и расследовании преступлений.
Юридические вузы системы Минобразования РФ являются основными образовательными учреждениями по подготовке кадров для судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов. На них возлагается ответственная задача по выпуску специалистов с высокой теоретической и профессиональной подготовкой. Традиционное юридическое образование на современном этапе, по нашему мнению, не способно обеспечить следователя, оперативного работника органов МВД, налоговой полиции, ФСБ и прокурора добротными знаниями о современных способах совершения преступлений организованными группами, о методах их раскрытия, а также использования сложной криминалистической техники. К тому же большинство вузов сами не в состоянии обеспечить учебный процесс на высоком уровне ввиду острой нехватки учебно-методической литературы, современного лабораторного оборудования, учебных помещений и т. д. Все это следствие того, что государство просто перестало финансировать вузы, оставляя их на самовыживаемость.
Озабоченность вызывает и тот факт, что сегодня юристов готовят различные негосударственные образовательные учреждения, которые не имеют не только профессиональных преподавательских кадров, но даже мало-мальски приспособленные для этих целей помещения. Наблюдается тенденция к профанации юридического образования.
Аттестованные должности в органах МВД, налоговой полиции и других правоохранительных органах замещаются не выпускниками юридических вузов, а лицами с другим профессиональным образованием. Естественно, это не способствует делу борьбы с преступностью, а приводит к совершению серьезных тактических ошибок в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
Подготовка кадров для российской правоохранительной системы должна основываться на прочном юридическом фундаменте, с учетом достижений естественнонаучного и технического начал в программах обучения. Также необходимо при этом учитывать, что подготовка специалистов, проводившаяся в государстве с иным политическим режимом и иной структурой преступности, не может отвечать сегодняшним потребностям правоохранительной системы по эффективной борьбе с преступностью. Жизнь требует коренной реформы подготовки кадров правоохранительных органов, основанной на принципиально ином подходе, с учетом их нужд и потребностей.
Поскольку можно констатировать, что в стране не разработана единая комплексная система подготовки кадров для правоохранительных органов с учетом возможностей вузов, сегодня многие из них ищут и находят свои пути решения этой задачи.
По нашему мнению, одним из таких путей является тесное взаимодействие юридического образовательного учреждения с судебными, прокурорскими и иными правоохранительными органами в подготовке специалистов. К примеру, в целях приближения учебного процесса и подготовки выпускников юридического факультета к практической деятельности университет заключил соглашение с Генеральным прокурором РФ
Ю. И. Скуратовым о подготовке специалистов для работы в органах прокуратуры. Разработан и успешно претворяется в жизнь совместный план подготовки кадров. Скорректирован для специальной группы студентов учебный план, в соответствии с которым студенты не только проходят производственную практику в органах прокуратуры, но многие из них на 5 курсе уже работают в должности следователей и помощников прокурора, а студенты 4 курса работают помощниками следователя. По окончании учебы им гарантирована работа в прокуратуре. Руководители прокуратуры участвуют в работе государственных аттестационных комиссий, систематически проводят встречи со студентами, оказывают практическую помощь в обеспечении факультета специальной методической литературой. Благодаря такому сотрудничеству студенты заранее ориентируются и проходят специальную подготовку для дальнейшей работы именно в органах прокуратуры, и более 150 наших выпускников уже там трудоустроены.
Аналогичные соглашения университет заключил с Министром юстиции РФ и председателем Высшего арбитражного суда РФ.
В целях подготовки следователей для органов Министерства внутренних дел нами заключен договор с Главным управлением внутренних дел Челябинской области, и мы подготовили более 100 человек для этих органов.
Сегодня юридические вузы в соответствии с Государственным стандартом готовят в основном специалистов-теоретиков, но совершенно мало отводится учебного времени для изучения профильных юридических дисциплин. Например, новый Уголовный Кодекс РФ расширился по сравнению с прежним УК, предусмотрев новые составы. Для их изучения можно было бы увеличить количество часов по учебному плану, но они сокращены. Введены не свойственные для юриспруденции дисциплины: математика, физика, концепции современного естествознания и др.
Правоохранительные органы нуждаются в получении специалистов-криминалистов, поскольку именно они наиболее предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Они работают на всех основных стадиях уголовного процесса — от возбуждения уголовного дела до судебного следствия. Но юридические вузы очень мало готовят именно таких специалистов. Поэтому очень важно устранить имеющиеся перекосы в системе подготовки кадров для правоохранительных органов, в первую очередь — в подготовке экспертов и специалистов-криминалистов. Не секрет, что юристы обучаются, так сказать, «на ходу», в процессе работы, но системного образования они, конечно, не получат. Поэтому важно, чтобы юридические вузы более шире использовали в учебном процессе возможности отдельных правоохранительных органов в подготовке специалистов, поскольку техническая оснащенность их гораздо богаче, чем даже наши лучшие вузы.
Нами обозначена только часть проблем, стоящих перед юридическими вузами в деле подготовки кадров. Думается, возможностей тесного сотрудничества вузов и правоохранительных органов гораздо больше, и мы должны постоянно развивать такую связь в целях решения задач подготовки высококвалифицированных кадров.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY