О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Когда уже версталась статья Заместителя председателя Высшего арбитражного суда Василия Владимировича Витрянского, мы узнали о том, что он приезжает в Челябинск на семинар-консультацию, организованную Челябинским филиалом Академии государственной службы. У нас появилась возможность встретиться с ним лично и задать несколько вопросов.
— Василий Владимирович, мы уже более десяти лет учимся жить и работать в новой правовой среде, руководствуясь новым законодательством, и процесс законотворчества не останавливается. Но некоторые законы ждем с особым нетерпением. К таковым, в частности, относится и закон о государственной регистрации юридических лиц и граждан-предпринимателей. Государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, не только не имеет единообразной нормативной правовой базы, но и осуществляется органами, статус которых не определен точно.
— В Москве регистрацию предприятий ведет та же регистрационная палата, которая регистрирует недвижимое имущество и сделки с ним. 1—2 марта на конференции регистраторов из уст Первого заместителя министра юстиции РФ Эдуарда Ренова прозвучало, что вопросы госрегистрации надо решать, и передать эти функции следует органам регистрации недвижимости. Поддержал эту позицию и председатель комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенниников.
Но нужно иметь в виду, что не все так просто. Понадобятся квалифицированные специалисты, знающие, в частности, корпоративное право.
— В этом номере журнала мы публикуем Вашу статью «Исполнение денежных обязательств при банкротстве должника». Она носит, как и тема нынешнего Вашего семинара-консультации «Проблемные вопросы применения законодательства о банкротстве», практический характер. Что наиболее интересует наших юристов?
— Возникающие в практике применения закона вопросы касаются достаточно широкого круга проблем — от чисто процессуальных до социально-экономических, особенно в случаях банкротства градообразующих или достаточно крупных организаций.
Ряд вопросов затрагивает порядок исполнения судебных актов в случаях, когда к должнику применены те или иные процедуры банкротства. Есть проблемы, связанные и с установлением требований кредиторов, и с порядком расчетов при завершении конкурсного производства, в том числе и по обязательным платежам в бюджет.
Еще один момент — режим объектов социально-культурного назначения и условия их передачи органам местного самоуправления.
— Не связан ли такой интерес юристов к практике применения закона «О несостоятельности (банкротстве)» с его несовершенством?
— Всякий закон несовершенен, особенно когда он затрагивает широкую сферу отношений.
Действительно, в законе о банкротстве в его нынешнем виде есть немало недостатков, однако на стадии подготовки предполагалось, что совершенствование закона будет осуществляться на основе анализа и обобщения юридической и социально-экономической практики его применения. Причем делаться будет достаточно оперативно.
В 1999 году в этом направлении проделана большая работа, в результате которой Высший арбитражный суд и рабочая комиссия предложили внести в закон более ста поправок. К сожалению, по неизвестным мне причинам рассмотрение этих предложений тормозится сверху.
— Василий Владимирович, закон о банкротстве касается только юридических лиц. А почему он не распространяется на граждан? Один занял у другого крупную сумму денег на время. По истечении срока должник не способен вернуть долг. Конфликтная ситуация. А так как по закону должника нельзя объявить банкротом и «посадить его в долговую яму», обращаются к криминалу.
— Закон о банкротстве предусматривает процедуру банкротства предпринимателя, действующего без образования юридического лица. Но в арбитражной практике удельный вес таких дел ничтожно мал и в основном касается фермеров. Что же касается граждан, то в нынешней экономической ситуации актуальность банкротства гражданина не просматривается. Хотя должен сказать, что в тех дополнительных статьях к закону, которые я упоминал, положения, регулирующие этот аспект отношений, есть.
Надеюсь, после прихода нового президента законодательная работа пойдет более динамично, будут приняты и дополнения к закону о банкротстве. Думаю, в самые короткие сроки будут приняты Земельный кодекс и закон о госрегистрации юридических лиц.

Исполнение денежных обязательств
при банкротстве должника

В. В. Витрянский,
заместитель председателя высшего арбитражного суда, доктор юридических наук, профессор.

Как известно, гражданско-правовое обязательство представляет собой определенное правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от него, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК)).

Понятие и основания возникновения
денежного обязательства

Для характеристики обязательства недостаточно указания на обязанности должника и права кредитора.
Основной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов, а государство в лице налоговых органов вправе потребовать от него неуклонного исполнения этой обязанности и применить меры ответственности в виде штрафа в случае ее нарушения. Тем не менее правоотношения, складывающиеся между налоговыми органами и налогоплательщиками, не могут быть признаны обязательством. Более того, нормы гражданского законодательства не подлежат применению к налоговым и другим финансовым отношениям (п. 3 ст. 2 ГК).
Дело в том, что налоговые, финансовые и административные отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, не могут входить в сферу гражданско-правового регулирования. Предметом гражданского законодательства являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2 ГК). Данное положение в полной мере относится и к денежным обязательствам.
Обязательство — один из видов гражданских правоотношений, поэтому оно может возникнуть по обстоятельствам, которые предусмотрены ГК в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а именно: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц, а также вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (ст. 8 ГК).
Обязательство всегда имеет определенный субъектный состав (стороны обязательства): должник — лицо, обязанное уплатить деньги, передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, совершить иные действия, и кредитор — лицо, которое вправе потребовать от должника исполнить его обязанность. Однако это лишь простейшая модель обязательственного правоотношения (одностороннее обязательство). В реальном имущественном обороте используются, как правило, более сложные конструкции обязательства: во-первых, на стороне как должника, так и кредитора, может находиться несколько лиц; во-вторых, преобладают двусторонние обязательства, когда обе стороны выступают в качестве должника в одном обязательстве и одновременно являются кредитором по другому. По принципу двустороннего обязательства построены практически все договорные обязательства в сфере предпринимательства.
Основным источником возникновения гражданско-правовых обязательств в имущественном обороте является договор. Вместе с тем, как уже отмечалось, обязательства возникают и из иных оснований, предусмотренных законодательством, никак не связанных с договором.
Денежные обязательства могут возникнуть, например, вследствие причинения вреда (деликтные обязательства). Их содержание составляют обязанности лица, причинившего вред личности или имуществу гражданина (юридического лица), возместить его в полном объеме, и соответственно право потерпевшего лица потребовать возмещения причиненного вреда (п. 1 ст. 1064 ГК).
Сегодня актуальное значение имеют положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения (п. 1
ст. 1102 ГК). Должником в таком обязательстве является лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (кредитора) и поэтому обязано возвратить последнему неосновательно полученное (сбереженное) имущество. Кроме того, лицо, неосновательно получившее имущество, обязано возвратить или возместить все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества. На сумму неосновательного денежного обогащения начисляются проценты за пользование чужими средствами в размере ставки рефинансирования (ст. 1107 ГК).
В ряде случаев источником возникновения обязательств может служить судебное решение, например, в ситуации, когда на рассмотрение суда сторонами переданы разногласия, возникшие при заключении договора. При таких обстоятельствах условия договора (а значит, и соответствующие обязательства сторон) определяются на основании решения суда (ст. 446 ГК).
Обязательства могут возникнуть также из сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, а также вследствие иных действий и событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Денежное обязательство представляет собой один из видов гражданско-правового обязательства, предмет которого составляют действия должника по уплате кредитору денежной суммы за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. К денежным относятся также обязательства: по возврату займа (кредита) и уплате процентов за пользование соответствующими денежными суммами, по возмещению вреда, причиненного имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью граждан, а также морального вреда; по возмещению стоимости неосновательного обогащения; по выплате юридическим лицом дивидендов его участникам, а также доли в имуществе, пропорциональной вкладу в уставный (складочный) капитал, при их выходе из организации и некоторые другие.
От денежных обязательств необходимо отличать обязанность участников имущественного оборота по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная обязанность носит публично-правовой характер и представляет собой правоотношение, складывающееся между организациями (гражданами) и государством как субъектом суверенной власти. В этих отношениях есть только одна обязанная сторона — плательщик налогов и иных обязательных платежей, а недоимки (задолженность) взимаются с плательщиков в порядке, предусмотренном не гражданским, а — соответственно — налоговым, таможенным, пенсионным и иным законодательством, относящимся к публичному праву. Поэтому вряд ли можно приветствовать нередко встречающиеся факты употребления в публично-правовых нормативных актах понятий и категорий гражданского права. Так, в одном из постановлений Правительства Российской Федерации говорится о реструктуризации кредиторской (?) задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом.

Понятие «денежное обязательство»
в законодательстве о несостоятельности (банкротстве)

В законодательстве о несостоятельности (банкротстве) так же, как и в гражданском законодательстве в целом, под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Вместе с тем в сфере действия законодательства о банкротстве при решении отдельных принципиальных вопросов некоторым денежным обязательствам не придается правового значения. Например, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника — юридического лица. При определении размера денежных обязательств не учитываются неустойки (штрафы, пени), в том числе подлежащие уплате за нарушение денежных обязательств.
Судьба денежных обязательств, исключенных из числа тех, которые учитываются при определении наличия признаков банкротства должника, различна. Требования кредиторов по обязательствам, связанным с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью граждан,
а также с выплатой авторского вознаграждения, признаются привилегированными: возбуждение дела о банкротстве должника не приостанавливает их удовлетворение, а в случае открытия конкурсного производства они попадают, соответственно, в первую и вторую очередь.
Что касается требований участников (учредителей) юридического лица, вытекающих из такого участия: о выплате дивидендов; о выплате стоимости части имущества, соответствующей доле участника в уставном капитале, при его выходе из организации, — то указанные обязательства должника, напротив, признаются второстепенными по отношению к требованиям внешних кредиторов. Так, одним из последствий возбуждения дела о банкротстве должника — юридического лица является введение запрета на удовлетворение требований его участников о выделе доли в имуществе в связи с выходом из соответствующей организации (п. 1 ст. 57 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); учредители (участники) должника — юридического лица могут претендовать лишь на имущество должника, которое предлагалось конкурсным управляющим к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 118 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Среди остальных денежных обязательств, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, особо выделяются те из них, требования кредиторов по которым подтверждены вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими об их признании должником. Размер таких требований считается установленным (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Данное обстоятельство означает, что арбитражный управляющий (временный, внешний или конкурсный) обязан включить указанные требования в реестр требований кредиторов, независимо от того, на какой стадии дела о банкротстве они предъявлены, и в дальнейшем рассмотрение разногласий по указанным требованиям не допускается.
Требования кредиторов, не подтвержденные решением суда или иными доказательствами признания их должником, могут быть оспорены самим должником (в период наблюдения) или арбитражным управляющим (в ходе внешнего управления или конкурсного производства). В этом случае их размер определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» применительно к различным видам процедур, применяемых к должнику.
В период наблюдения кредиторы, желающие принять участие в первом собрании кредиторов, должны предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Заявление кредитора, имеющего требование, не подтвержденное соответствующими документами, направляется в арбитражный суд и должнику (требования, признаваемые установленными, предъявляются только временному управляющему для включения их в реестр требований кредиторов). Должник имеет возможность в недельный срок с момента получения требований представить свои возражения по ним в арбитражный суд, а также соответствующим кредиторам и временному управляющему. В этом случае в порядке подготовки дела к судебному разбирательству арбитражный суд в срок не позднее месяца до установленной даты рассмотрения дела о банкротстве проводит специальное заседание для проверки обоснованности возражений должника на требования кредиторов. О времени такого заседания извещаются соответствующие кредиторы, должник и временный управляющий. По результатам его выносится определение арбитражного суда, в котором указывается размер требований, подлежащих включению в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов, по которым должником не представлены возражения в недельный срок с момента получения уведомления временного управляющего о возбуждении дела о банкротстве, признаются установленными в размере, заявленном кредиторами (ст. 46, 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Необходимо подчеркнуть различие между требованиями кредиторов, подтвержденными соответствующими документами, и требованиями, размер которых установлен определением арбитражного суда либо признан установленным в силу отсутствия возражений должника. В последнем случае определение размера требований служит лишь основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему кредитору на собрании кредиторов. В дальнейшем в ходе процедур внешнего управления или конкурсного производства данные требования могут быть оспорены (как по размеру, так и по существу) соответственно внешним либо конкурсным управляющим, а также кредиторами той же или последующих очередей. При этих условиях арбитражный суд должен вернуться к этим требованиям и на этот раз проверить не только их размер, но и обоснованность указанных требований в полном объеме. Поэтому такие требования, в отличие от требований кредиторов, подтвержденных решениями судов или иными доказательствами их признания должником, в период наблюдения можно признавать установленными лишь условно.
В ходе внешнего управления кредиторы, не предъявлявшие требований должнику в период наблюдения, могут направить заявления о своих требованиях непосредственно внешнему управляющему по почтовому адресу должника. Требования, подтвержденные решениями судов либо иными документами, свидетельствующими об их признании должником, должны быть включены внешним управляющим в реестр требований кредиторов.
Иные требования кредиторов по денежным обязательствам должны быть рассмотрены внешним управляющим в течение двух недель с момента их получения. О результатах рассмотрения (признание требований и включение их в реестр требований кредиторов; отклонение требований; частичное признание требований и включение их в реестр требований кредиторов в меньшем размере) внешний управляющий обязан уведомить соответствующих кредиторов в месячный срок с момента получения их требований. При несогласии с результатами рассмотрения требования внешним управляющим соответствующий кредитор вправе передать свои возражения в части размера, состава и очередности удовлетворения требования на рассмотрение арбитражного суда (ст. 75 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Одно из последствий открытия конкурсного производства состоит в том, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим. Кроме того, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) по всем видам задолженности должника. Правда, следует оговориться, что в случаях, когда открытию конкурсного производства предшествует процедура внешнего управления, начисление неустоек (штрафов, пени) по денежным обязательствам прекращается ранее в связи с действием моратория на удовлетворение требований кредиторов (с момента введения внешнего управления).
Кредиторы, которые ранее не предъявляли своих требований по денежным обязательствам, могут обратиться с соответствующим заявлением к конкурсному управляющему в течение срока, указанного в официальной публикации о признании должника банкротом, который не может быть менее двух месяцев с момента такой публикации. Конкурсный управляющий должен рассмотреть все предъявленные требования в том же порядке и в те же сроки, которые установлены для рассмотрения требований кредиторов в период внешнего управления (ст. 98, 100, п. 1 ст. 114 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Все кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также участников (учредителей) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия, признаются конкурсными кредиторами.
Статус конкурсного кредитора в случае неплатежеспособности и банкротства должника дает три преимущества: во-первых, конкурсный кредитор, в отличие от иных кредиторов по гражданско-правовым, в том числе денежным, обязательствам, наделен правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); во-вторых, только конкурсные кредиторы обладают правом голоса на всех собраниях кредиторов; единственное исключение составляет лишь первое собрание кредиторов, где наряду с конкурсными кредиторами правом голоса наделены также налоговые и иные уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (п. 3 ст. 12, п. 2
ст. 64 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); в-третьих, исключительно конкурсные кредиторы вправе делегировать своих представителей в состав комитета кредиторов, создаваемого для осуществления оперативного контроля за деятельностью арбитражных управляющих (п. 4 ст. 16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Среди конкурсных кредиторов особо выделяются кредиторы по денежным обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. В конкурсном производстве требования таких кредиторов подлежат удовлетворению в третью очередь (а не в пятую, как требования остальных конкурсных кредиторов). Кроме того, при голосовании конкурсных кредиторов по вопросу об утверждении мирового соглашения кредиторы по денежным обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, обладают, по существу, правом вето, поскольку решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения считается принятым в случае, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (п. 2 ст. 120 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
На собрании кредиторов при принятии всех его решений каждый из конкурсных кредиторов обладает числом голосов, пропорциональным доле, которую составляет его требование по отношению к общей сумме задолженности должника перед конкурсными кредиторами (п. 3 ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Еще раз подчеркнем, что при определении числа голосов конкурсных кредиторов на собраниях кредиторов принимаются во внимание лишь их требования в части взыскания задолженности и не учитываются санкции, представляющие собой различные формы ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Данная позиция нашла подтверждение в Информационном письме Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 6 августа 1999 г. № 43 «Вопросы применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике». В п. 7 данного Информационного письма содержится разъяснение о том, что в соответствии со статьями 2, 4 Закона о банкротстве в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых или иных уполномоченных органов не включаются неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями судов.
Основным документом, определяющим как размер требования каждого кредитора, так и очередность его удовлетворения, является реестр требований кредиторов, который ведется арбитражными управляющими на протяжении всех применяемых к должнику процедур банкротства. Реестр требований кредиторов открывает временный управляющий в период наблюдения и закрывает конкурсный управляющий по окончании объявленного им срока для предъявления кредиторами требований к должнику (не менее двух месяцев с момента официальной публикации сведений о признании должника банкротом).
Значение реестра требований кредиторов состоит в том, что он, во-первых, предопределяет число голосов конкурсных кредиторов на каждом собрании кредиторов, и, во-вторых, в период конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов должно осуществляться конкурсным управляющим в точном соответствии с размером и очередностью требования каждого соответствующего кредитора, указанными в реестре требований кредиторов.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY