О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ...

С. Н. Панин,
консультант комиссии по социальной политике
Челябинской городской Думы

Современное российское законодательство открывает перед образовательным учреждением возможности для привлечения дополнительных внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т. ч. родителей). Закон РФ «Об образовании» (ст. 41, 45) предоставляет образовательным учреждениям права в области оказания дополнительных образовательных услуг. Дополнительное образование в образовательных учреждениях призвано:
— всесторонне удовлетворять образовательные потребности граждан;
— создавать условия для реализации учащимися своих потенциальных возможностей;
— ориентировать учащихся в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, эстетической, физкультурно-оздоровительной), содействуя определению жизненных планов, допрофессиональной ориентации.
Платные образовательные услуги, которые предлагаются за пределами государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ, тесно связаны с основным образованием (расширяют и углубляют его), но отличаются от него способом педагогического руководства деятельностью учащегося. Их специфика в том, что ребенок (его родители) сам вправе выбирать вид деятельности, содержание дополнительного образования в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями.
Реальные возможности привлечения средств по этим направления деятельности у образовательных учреждений различны. Не все образовательные учреждения могут оказывать платные образовательные услуги, а только те, в которых возник спрос, созданы необходимые условия с учетом требований и имеется лицензия на реализацию платных дополнительных образовательных услуг. Нормативно-правовой базовой реализации платных дополнительных образовательных услуг являются:
— Закон РФ «Об образовании»;
— письмо Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»;
— письмо Госкомвуза РФ от 02.04.96 г. № 31-32-38 ин/03 «О дополнительных образовательных услугах».
Порядок предоставления платных образовательных услуг:
1. Возможность оказания платных дополнительных образовательных услуг должна предусматриваться Уставом учреждения.
2. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны обучающимся только по их желанию и за рамками основных образовательных программ и объемов образовательных услуг, предусмотренных государственными стандартами общего образования, включая федеральный и региональный компоненты.
3. Условия предоставления дополнительных образовательных услуг (стоимость, порядок и сроки их предоставления) определяются договором.
4. Реализуются платные дополнительные образовательные услуги за счет внебюджетных средств и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
5. Учет платных услуг должен вестись в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 03.11.93 № 122.
6. Не допускается привлечение средств родителей на услуги:
— оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения (например: если образовательное учреждение определено учредителем как экспериментальная площадка (по созданию моделей лицея, гимназии, др.), то преподавание специальных дисциплин, углубленное изучение предметов, соответствующих данному статусу учреждения, должно быть профинансировано учредителем, а не за счет родительских средств);
— направленные на совершенствование образовательных процессов (например: снижение наполняемости классов (групп), деление на подгруппы против установленных норм, сдача экзаментов в порядке экстерната, дополнительные занятия с неуспевающими, репетиторство с обучающимися данного образовательного учреждения, разработка авторских программ и др.);
— направленные на обеспечение хозяйственных нужд, проведение ремонтных работ, доплата обслуживающему персоналу, а также учителям-предметникам за проведение уроков в рамках основной образовательной деятельности, так как перечисленные услуги не относятся к платной дополнительной образовательной деятельности.

...и услуги муниципальных
учреждений культуры

В сложившейся на сегодня сложной экономической ситуации в стране необходимо принятие мер по поддержке учреждений культуры, финансирование которых осуществляется крайне скудно (0,01%. В других городах Перми, Екатеринбурга, Тюмени и т. д. от 0,06 % до 6 % в г. Москве от соответствующих бюджетов). Учреждения культуры города поставлены на грань выживания.
Положение «О предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями культуры» имеет цели:
1. Наведение финансового порядка в сфере платных услуг.
2. Привлечение средств для развития отрасли.
3. Получение налоговых льгот по коммунальным платежам, арендным отношениям.
Положение регулирует взаимоотношения Управления и учреждений культуры, определяет их компетенцию в части потребности населения в платных услугах в сфере культуры, согласовании перечня платных услуг, анализа их объема и качества, определении порядка ценообразования главных услуг и создания условий для их развития.
Данное положение определяет основные права и обязанности исполнителей: по рекламной деятельности, способу исполнения услуг, возмещения ущерба той и другой стороной, если таковая ситуация возникает.
Определены права и обязанности потребителей платных услуг.
Этим Положением определены условия предоставления платных услуг, процесс расходования средств, полученных в результате их предоставления, независимо от суммы бюджетного финансирования.
Определен порядок предоставления услуг, согласно которого осуществляются расчеты и порядок разрешения споров и претензий в соответствии с законодательством РФ, а также в части установления льгот для отдельных категорий населения.
Акцентировано внимание на порядке оформления оплаты и учета платных услуг, согласно которого необходимо наличие бланков строгой отчетности, в том числе билетов, как основных документов учреждений культуры, гарантирующих предоставление услуг.
Положение определяет процесс пожертвования и дарения, меры по наведению контроля, ответственность исполнителя и взаимоотношения с законодательными органами и органами городского самоуправления.
Кроме того, положение закрепляет перечень платных услуг, где предусматриваются услуги школ искусств, кинотеатров, театрально-зрелищных организаций, услуги выставочного характера, музеев, парков, читальных залов, клубных учреждений, услуги библиотек, творческо-производственных учреждений, туристических услуг и т. д.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY