О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Ценные бумаги — Криминальный аспект

А. П. Гасников,
начальник отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры области,
старший советник юстиции

Понятие «рынок ценных бумаг» является для нас достаточно новым. Если не брать в расчет практику дореволюционного и нэповского правового регулирования рынка ценных бумаг и практику выпуска государственных облигаций, то регулирование отношений, связанных с выпуском и оборотом ценных бумаг, началось в 90-х годах.
С повышением частной инициативы и началом развития рыночных отношений, В июле 1990 года Совет Министров СССР своим постановлением утвердил положение о ценных бумагах. Этим положением вводилась в цивилизованные рамки практика выпуска государственных ценных бумаг, полностью реабилитировался вексель как инструмент внутренних расчетов, вводились в обращение сберегательные сертификаты, акции акционерных обществ и облигации. Позднее были приняты новые документы о чеках, подтверждено действие вексельного законодательства СССР, предусматривалось использование векселя как средства ликвидации неплатежей и т. д.
Вместе с тем, развитие рынка ценных бумаг закономерно повлекло и новые трудности и проблемы.
Анализ современного состояния российской экономики показывает, что одним из наиболее уязвимых ее звеньев оказалась сфера кредитных отношений. Рост преступности наблюдается практически во всех сферах экономической деятельности, однако кредитно-финансовая продолжает оставаться одной из наиболее криминогенных.
Вексель является орудием кредита, это его основная экономическая функция. Посредством векселя можно оформить различные кредитные обязательства: оплатить купленный товар или предоставленные услуги, возвратить полученную ссуду, предоставить кредит и т. д.
Именно с этой функцией векселя связано большинство нарушений не только гражданского, но и уголовного законодательства.
Умышленное невыполнение заемщиком своих обязательств перед кредитором все чаще становится в нашем обществе нормой взаимоотношений. В результате уклонения заемщиков от погашения задолженностей кредиторы не только несут прямые убытки но и упускают значительную выгоду, которую они могли бы иметь в результате использования возвращенного им имущества.
Распространенность этого явления кроме того, что наносит существенный ущерб интересам общества, в том числе препятствует осуществлению важных социальных программ, еще и зачастую осложняет криминогенную ситуацию. Речь идет о преступлениях, связанных с незаконным получением кредита, уклонением от погашения кредита, а также преступлениях, связанных с самоуправным истребованием долгов, вымогательством, мошенничеством, присвоением и т. д.
Массовое распространение в последние годы получили мошеннические операции с пакетами акций, выставляемых на продажу. Наряду с преступлениями, связанными с хищениями денежных средств с использованием подложных платежных документов, получения кредитов с целью хищения, отмечается рост хищений посредством фиктивных ценных бумаг, а также ценных бумаг ,в том числе векселей, выпущенных практически не функционирующими финансовыми структурами.
В истекшей году, например, сумма ущерба от преступлений в банковской системе области составила примерно третью часть от суммы ущерба по всем зарегистрированным экономическим преступлениям.
Естественно, правоохранительные органы области не могут быть сторонними наблюдателями этих процессов.
Правоохранительными органами проводятся проверки; возбуждаются уголовные дела; предъявляются иски в интересах потерпевших; установленным в рамках расследуемых уголовных дел фактам нарушений финансового, кредитного, вексельного законодательства дается соответствующая правовая оценка.
Так, например, при расследовании одного из уголовных дел прокуратурой области раскрыты преступления, совершенные в ходе процесса приватизации членами организованной преступной группы, как раз при вексельных операциях.
Суть заключается в следующем. Московский «Медстройинвестбанк» внешне вполне законно выдал гражданке К. в качестве ссуды для приобретения ценных бумаг вексель на сумму 1,5 млрд неденоминированных рублей. Вексель, как известно, является ценной бумагой в виде долгосрочных обязательств и дает лицу, которому он выдан — векселедержателю — безусловное, поддерживаемое законом право на возврат предоставленного им на фиксированный срок и на определенных условиях денежного долга.
В данном же случае произошло обратное, а именно: банк, выдав ссуду в виде векселя, формально взял на себя обязательства перед гражданкой К. и любым другим векселедержателем указанного векселя возвратить через определенное время денежные средства в размере выданной им же ссуды с учетом процентной ставки. Проще говоря, банк должен отдать денежные средства, которые он не получал за вексель.
На следующий день гражданка К. передает вексель КБ «Медстройинвестбанка» на сумму 1,5 млрд рублей руководству одного из чековых инвестиционных фондов в оплату приобретенных ею 30 млн акций. Через год данный вексель был предъявлен к оплате в КБ «Медстройинвестбанка». Руководство банка, естественно, отказалось его оплачивать, т. к. банк не получал от гражданки К. каких-либо денег. В последующем, в результате многочисленных операций, произведенных с векселем, ущерб был причинен государству.
Несмотря на то, что изначально вексель являлся преимущественно инструментом кредитных отношений, в наше время о векселе вспомнили, в основном, в связи с кризисом неплатежей. В эпоху неплатежей и взаимозачетов он стал активно использоваться как средство расчетов. В действующем законодательстве ограничений этому не предусмотрено. Одновременно такая практика открывает необозримый простор для деятельности лиц с преступными намерениями, для легализации незаконно полученных доходов, а также других неблаговидных дел, влекущих негативные последствия.
Одним из важнейших направлений превентивной деятельности прокуратуры области явился возврат крупного пакета акций ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», незаконно отчужденного финансово-промышленной группой «Магнитогорская сталь» на вторичном рынке ценных бумаг в 1997 году.
Руководством ОАО «Центральная компания финансово-промышленной группы «Магнитогорская сталь» были совершены ряд противоправных сделок купли-продажи и доверительного управления пакетами акций, в результате которых Магнитогорский металлургический комбинат был лишен возможности управлять как своим крупным пакетом акций, так и контрольным пакетом акций ФПГ «Магнитогорская сталь». Оплата за проданные коммерческим структурам акции, была произведена, с согласия руководителя ФПГ «МС», являющегося одновременно фактическим владельцем этих структур, необеспеченными векселями номиналом 17 058 млн рублей.
Использование в полном объеме прокурорских полномочий, внесение арбитражных исков (которые в настоящее время удовлетворены), изъятие реестра ММК, позволили возвратить под фактическое влияние комбината контрольный пакет акций. По фактам злоупотребления служебным положением, незаконных действий и растрате чужого имущества, прокуратурой области возбуждено и расследуется уголовное дело.
Как уже отмечалось, посредством ценных бумаг, в том числе и векселей, нередко отмываются преступные доходы.
Так, например, в 1997 году руководство одного чекового инвестиционного фонда, используя денежные средства, полученные от продажи похищенных акций РАО «Газпром», приобрело в г. Электросталь Московской области у юридических лиц, коммерческих банков и структур сто одиннадцать векселей на общую сумму 144,4 млрд неденоминированных рублей.
Формально приобретение и использование участниками преступной группы векселей не являются нарушением вексельного законодательства России. Однако, возможность использования в вексельном обращении «грязных» денег, полученных в результате преступной деятельности, позволяет говорить о несовершенстве законодательства.
Отсутствие четкой правовой базы, нечеткое определение правовой природы вексельного обязательства становится благодатной почвой для различных искажений в гражданско-правовой, финансовой, налоговой, бухгалтерской сферах существования векселя. Вексель, кроме того, становится предметом либо средством совершения преступлений. Для иллюстрации приведу небольшой пример. От руководителей одного из обществ с ограниченной ответственностью в прокуратуру области поступило заявление о возбуждении уголовного дела по факту хищения векселей на сумму более 38,5 млн деноминированных рублей. Схема хищения проста. В ноябре—декабре 1997 года данное общество на вырученные от продажи акций деньги, приобрело на указанную сумму векселя ОАО «АБ»Инкомбанк» и АКБ «Российский кредит». Директор общества подписал акт приема-передачи этих векселей, принял их на баланс, выдал доверенности на проведение операций. Однако, сами векселя в ООО переданы не были.
Впоследствии векселя ОАО «АБ «Инкомбанк» номинальной стоимостью 12 млн рублей были предъявлены векселедателю к погашению коммерческими организациями, не связанными своей деятельностью с обществом.
Векселя АКБ «Российский кредит» номинальной стоимостью более 26,5 млн рублей были обменяны на векселя другой организации, но в общество также переданы не были, в результате чего ООО понесло убытки в размере 38,5 млн. рублей.
При всем многообразии вексельных обязательств, а также способов их использования в современном хозяйственном обороте, на мой взгляд, российский законодатель недостаточно внимания уделяет правовой регламентации обращения данного финансового инструмента.
В настоящее время действует Положение о переводном и простом векселе, введенное постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37. Федеральный закон от 11.03.97 «О переводном и простом векселе» подтвердил действие указанного Положения, которое первоначально предназначалось исключительно для обслуживания международных расчетов.
В странах, где традиция использования векселя не прерывалась, законодательство создает нормальное «жизненное пространство» для вексельного обращения. С учетом национальных особенностей устанавливаются нормы о вексельной дееспособности, порядке изготовления и использования вексельных бланков, предъявлении векселей к платежу, совершении протестов, налогообложении операций с векселями.
Восстановление же вексельного обращения в стране, в которой почти забыли о существовании этого рыночного механизма, естественно сталкивается с огромными трудностями.
В связи с этим хочется сказать, что давно назрела необходимость скорейшей разработки и принятия российского вексельного законодательства во всей совокупности связанных с ним законов и нормативов.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY