О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Новый жилищный кодекс

И. МАЛАХОВА,
специалист по связям с общественностью
Главного управления Федеральной регистрационной службы
по Челябинской области

В Большом зале Правительства Челябинской области в январе текущего года состоялась конференция, посвященная вопросам по разработке, принятию и порядку вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. На конференцию приглашены главы городов и районов области, областные министры и начальники управлений, руководители федеральных структур и другие.

 Конференцию открыл губернатор Челябинской области П. Сумин, возглавляющий по поручению Президента Российской Федерации рабочую группу Государственного Совета РФ по вопросу «Реализация программы строительства доступного жилья и развития жилищно-коммунального хозяйства». Выступили: первый вице-губернатор В. Дятлов («О принятии нового Жилищного кодекса»), руководитель рабочей группы по подготовке Жилищного кодекса, председатель комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П. Крашенинников («О концепции нового Жилищного кодекса Российской Федерации»), члены рабочей группы по подготовке Жилищного кодекса ректор Уральского отделения Российской школы (института) частного права Б. Гонгало («О предоставлении жилых помещений по договору социального найма»), директор Института повышения квалификации Уральского отделения Российской школы (института) частного права В. Симонов («Об общей собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома. Товарищества собственников жилья»), руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству И. Манылов («Особенности наследования жилых помещений»>) и другие участники конференции.

 П. И. Сумин, губернатор Челябинской области:

Наша конференция — очень важное и нужное мероприятие, причем первое в субъекте Федерации после принятия Жилищного кодекса, призванное разъяснить основные положения этого закона. Формирование доступного рынка жилья — этап большой и кропотливой работы, начатый еще в 90-х годах. Но ситуация в жилищно-коммунальном комплексе достаточно сложная и сегодня: жилья вводится в два раза меньше, чем в 80-х годах, в то время как две трети семей нуждается в улучшении жилищных условий. Основная задача, которую предстоит решить нашему государству,— удвоение строительства жилья к 2010 г., ведь его доступность напрямую зависит от количества вводимых квадратных метров. Во многом это станет возможным благодаря ипотечным и иным схемам кредитования. Для этого необходимо постоянно увеличивать уставный капитал ипотечных обществ. Челябинская область в этом направлении показала пример, обеспечив за год десятикратное увеличение уставного капитала ипотечного агентства. Кроме того, наша рабочая группа вышла с предложением о снижении процентной ставки по ипотечным кредитам с 15—18 до 9—10 процентов.

 В. Н. Дятлов, первый вице-губернатор Челябинской области:

В новом Жилищном кодексе учтены многие положения, которые ранее были представлены в разрозненных законодательных актах. Это позволит разобраться в жилищных проблемах не только профессионалам, но и рядовым гражданам, которые реализуют свои права и обязанности в сфере жилищного законодательства. Вместе с тем наша рабочая группа посчитала, что только на федеральном уровне необходимо принять 86 нормативных актов, чтобы заработали механизмы по реализации гражданами прав на жилище, которые предоставляет им Жилищный кодекс. По договоренности с П. В. Крашенинниковым на примере Челябинской области будут отрабатываться вопросы по формированию соответствующей нормативно-правовой базы на уровне субъекта Федерации и муниципального образования.

 П. В. Крашенинников, председатель Комитета
Государственной Думы РФ по гражданскому,
уголовному, арбитражному
и процессуальному законодательству:

Принятие Жилищного кодекса назрело уже давно. Работа над его созданием проводилась в течение десяти лет. Только на федеральном уровне в настоящее время существует более трех тысяч нормативных актов по жилищным отношениям. Если учесть, что субъекты Федерации кроме этого принимали свои, то получается, что на территории России действуют порядка ста тысяч таких актов. Понятно, что в такой ситуации даже специалистам порой было трудно разобраться. Поэтому основной задачей при разработке нового Жилищного кодекса было упорядочить нормативную базу.

Вторая задача, которую мы постарались решить,— создание антикоррупционого закона, призванного поставить заслон для различных злоупотреблений и махинаций, имевших место на рынке жилья. Ранее почва для злоупотреблений создавалась тем, что существовало множество категорий льготников на получение жилья, а четких критериев определения льгот не было. И третья составляющая нового закона — укрепление прав пользователей жилищными помещениями независимо от основания, на каком гражданин им пользуется: будь то наниматель по договору социального найма, или собственник жилого помещения, или арендатор, или член жилищно-строительного кооператива и т. д.

Еще одно важное отличие нового Жилищного кодекса — в нем впервые прописаны положения по разграничению полномочий между Федерацией, субъектами России и органами местного самоуправления. Докладчик остановился еще на одном важном моменте. По новому Жилищному кодексу собственники квартир автоматически становятся сособственниками придомовой территории. И если раньше независимо от их воли на ней возводились гаражи либо другие строения, то теперь это будет невозможно. Объединившись в товарищества, они смогут противостоять не согласованной с ними застройке их дворов.

 Б. М. Гонгало, директор Института повышения квалификации Уральского отделения Российской школы (института) частного права:

Одно из основных изменений в Жилищном кодексе касается положений, регламентирующих предоставление жилья по договору социального найма. В соответствии с ним социальное жилье предоставляется не просто нуждающимся (то есть имеющим минимум квадратных метров на члена семьи), а малоимущим гражданам. Кого конкретно считать малоимущим, порядок признания гражданина малоимущим, а также норма, по которой гражданин будет признаваться нуждающимся в получении жилья,— будут устанавливаться на уровне субъекта Российской Федерации в зависимости от ситуации в конкретной республике, области, крае. В кодексе сформулированы два критерия для определения гражданина малоимущим: доход на одного члена семьи ниже установленного уровня и отсутствие у него дорогостоящего имущества, которое подлежит налогообложению. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведут органы местного самоуправления.

Жилищный кодекс, с одной стороны, формулирует общие правила по представлению жилья в социальный наем, с другой стороны, допускает, что и другими федеральными законами, а также субъектами Российской Федерации для других категорий граждан, которые не являются малоимущими, может быть установлен иной порядок предоставления жилых помещений. Правда, при таких подходах есть опасность, что идеи Жилищного кодекса будут девальвированы.

На уровне субъекта РФ устанавливается учетная норма пользователя для предоставления жилья, а также порядок ведения учета. Решение о предоставлении жилого помещения принимается органом местного самоуправления с указанием срока, в течение которого должен быть заключен договор о найме жилого помещения. Договор найма жилого помещения должен быть заключен в письменной форме, но несоблюдение письменной формы не означает недействительность договора. Хотя нельзя не отметить, что письменная форма заключения договора несет информационную нагрузку для гражданина. Типовой договор найма жилого помещения будет утвержден Правительством Российской Федерации.

 Виктор Симонов,
директор Института повышения квалификации Уральского отделения Российской школы:

С вступлением в законную силу Жилищного кодекса утратит силу Закон «О товариществах собственников жилья». Из законодательной терминологии исчезнет бывшее малопонятным слово «кондоминиум», на смену которому придет понятие «многоквартирный дом». Многоквартирный дом — это отдельные помещения, которые находятся в собственности различных субъектов, а остальные части дома, то есть общее имущество, находятся в их общей долевой собственности. В общую долевую собственность, которая представляет собой единый неделимый комплекс, входят лифтовые шахты, подъезды, придомовая территория и т. д.— то есть все, что представляет собой внеквартирное пространство. И каждый собственник помещения в доме является участником этой общей долевой собственности. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется пропорционально занимаемому на праве собственности помещению.

Одним из способов управления многоквартирным домом является создание на общем собрании товарищества собственников жилья, которое с момента его регистрации является юридическим лицом. Товарищество собственников жилья в рамках действующего законодательства осуществляет управление многоквартирным домом, решает вопросы по распоряжению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме..

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY