О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Выстраиваем вертикаль регистрации

 С. Н. Мовчан,
директор Федеральной регистрационной службы,
главный государственный регистратор РФ

 В Российской Федерации 89 субъектов, и в каждом были учреждения, которые занимались вопросами регистрации. В разных регионах этим, к сожалению, занимались по-разному. Где-то государственный реестр вообще не велся или велся отрывочно, а где-то, наоборот, к его ведению подходили ответственно. Сегодня у нас более 50 самостоятельных программных продуктов, которые используются в различных субъектах Федерации. То есть единого центра, когда нажал кнопку, и у тебя на экране компьютера идентифицирована вся информация по той или иной сделке или объекту недвижимости, пока нет. Нужно было все это перестроить, навести порядок в этом деле, унифицировать его. Выстроить своеобразную «вертикаль регистрации». Вот именно для этого указом президента в октябре минувшего года и была образована Федеральная регистрационная служба Российской Федерации.

Административная реформа изначально подразумевала сокращение аппарата, но одно дело — теория, и совсем другое — практика. По сути, нам пришлось в два раза сократить руководящий состав: сливались управления юстиции, находившие­ся в центральном подчинении, и учреждения юстиции, бывшие в ведении субъектов Федерации. Отсюда проблемы тех людей, чьи кандидатуры не были предложены на должности руководителей территориальных органов ФРС. У нас был выбор: взять или руководителя из управления юстиции Минюста России, или бывшего главного ре­гистратора из учреждения юстиции субъекта ­Федерации. Был, правда, и третий вариант: руководителем территориального органа ставили высокопрофессионального юриста «со стороны». Огромнейшую помощь здесь оказало Министерство юстиции, помогая нам определить наиболее достойных. Так вот, были случаи, когда руководители, оставшись по объективным причинам не у дел, начинали вставлять нам палки в колеса.

Могу только предполагать, но зачастую некоторые руководители высшего звена в учреждениях юстиции были бесконтрольны: существовала некая вольница. А создание вертикально структурированной федеральной службы положило конец этой «Запорожской сечи». Мы уже столкнулись с попытками хотя бы на некоторое время отсрочить, задержать формирование службы. Есть случаи, пусть по не очень большому числу регионов, когда бывшие главные регистраторы тормозили передачу имущества. Более того, в ряде регионов несколько лет не проводилось полноценных проверок. И сейчас вскрываются факты, которые, я думаю, мы будем вынуждены передать в прокуратуру на предмет возбуждения уголовных дел.

Когда министр юстиции Юрий Чайка, докладывая Владимиру Путину о ходе реформы Федеральной регистрационной службы, назвал цифры, сколько людей ежемесячно участвуют в регистрационных действиях по стране, то президент произнес абсолютно точное определение: «Вы становитесь экономическим министерством». Поэтому, во-первых, наш показатель — это то, сколько мы принесем в казну. Во-вторых, возможность граждан максимально быстро оформить сделки с недвижимостью: уменьшение количества времени стояния в очередях, максимально быстрая подготовка документов и выдача их — это тоже оценка эффективности нашей работы. В-третьих, отсутствие жалоб или, если быть точным, минимальное количество обоснованных жалоб.

К нам отошел ряд функций, которые ранее выполнялись различными подразделениями Министерства юстиции. К основным задачам Федеральной регистрационной службы относятся: обеспечение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регистрация политических партий, общественных и религиозных организаций и объединений. Кроме того, службе вменено в обязанность осуществлять контроль за деятельностью саморегулирующих организаций арбитражных управляющих, нотариата и адвокатуры.

Часто задают вопрос: сколько нужно партий? Я могу сказать только одно: сколько люди посчитают необходимым, столько и должно быть партий в обществе. В настоящее время в России зареги­стрировано почти 150 тысяч общественных объ­единений, в том числе 43 политические партии, 1640 общероссийских общественных объединений. Этот процесс регулируется законодательным путем, и выходить за рамки закона не позволено никому. При регистрации мы, естественно, рассматриваем заявления партий и общественных организаций только с правовой точки зрения: нарушен ли порядок при создании данной партии, достаточно ли тех документов, с которыми они к нам обращаются. Назову такие цифры: в суды направлены иски о ликвидации почти 4 тысяч общественных объединений, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре юридических лиц, вынесено более 10 тысяч предупреждений в связи с выявленными нарушениями в деятельности политических партий и общественных объединений.

Иногда нас упрекают: в стране действуют так называемые тоталитарные секты. А ведь даже самого понятия «тоталитарная секта» в действующем российском законодательстве не существует. Во всем этом нам приходится досконально разбираться. Только разобравшись, мы можем использовать те рычаги, которые нам предоставлены законом. Представлять, что Росрегистрация — некая дубина, которой можно гвоздить всех налево и направо, совершенно неправильно. Времена изменились: сегодня наше решение может быть обжаловано в суде. Это, на мой взгляд, очень эффективный ограничитель, который действует.

Задачи ФРС по осуществлению контроля за соблюдением политическими партиями действующего законодательства (в том числе требований закона относительно численности партий) нельзя рассматривать как проведение репрессивной политики в отношении партий.

При осуществлении контроля ФРС не выдвигает и не намерена выдвигать каких-либо чрезмерных или невыполнимых требований. Вместе с тем практика осуществления контроля наглядно показывает, что выполнение требований закона со стороны некоторых политических партий изначально не воспринималось как обязательное условие их существования.

Так, в течение прошлого года по причине неустранимых нарушений закона, допущенных при создании, были ликвидированы политическая партия «Либеральная Россия», общенациональная российская политическая партия «Союз», российская политическая партия «Созидание» и др.

Аналогичное решение было вынесено судом и в отношении «Гражданской партии России», где в результате проверки выявлен прямой подлог документов. После вступления в силу этого решения суда «Гражданская партия России» также будет ликвидирована.

Что касается новых требований, предъявляемых законом к численности политических партий, то осуществление контроля за выполнением этих положений закона является нашей прямой обязанностью. Говорить о репрессивном характере такого контроля тоже не приходится хотя бы потому, что законом партиям предоставлен достаточно продолжительный отрезок времени (до 1 января 2006 г.) для приведения своей численности в соответствие с новыми требованиями. Далее законом предусмотрена возможность для партий, которым не удалось набрать соответствующую численность, преобразоваться в общественные объединения (на это отведен также целый год). И только в отношении политических партий, не набравших необходимую численность и не преобразовавшихся в общественные объединения, мы будем применять процедуру принудительной ликвидации через суд.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY