О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Проблемы уголовно-исполнительной системы

В. С. Кондрашев,
начальник Главного управления исполнения наказаний МЮ РФ
по Челябинской области

На территории Челябинской области дислоцируется 22 учреждения уголовно-исполнительной системы, в том числе: 14 исправительных колоний (5 — строгого режима, 7 — общего, 2 — детских ВК), 3 следственных изолятора, 2 тюрьмы, 3 лечебных учреждения для осужденных (ИК-3, ЛИУ-9, МПБ).

В настоящее время в УИС отбывают наказание по приговору суда в виде лишения свободы свыше 32 тыс. человек, из которых 93% проживали на территории Челябинской области. Фактическая наполняемость исправительных колоний, следственных изоляторов и тюрем в 1,5—2 раза превышает лимит содержания, усугубляя и без того сложную криминогенную и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Хотелось бы расказать о ходе решения различных вопросов по проблемам УИС.

1. По размещению спецконтингента в СИЗО
При лимите наполнения в 3160 чел. в СИЗО по состоянию на 1.04.01 г. содержалось 7087 чел., что превышает лимит наполнения в 2,2 раза. Все СИЗО требуют капитального ремонта, особенно СИ-1, построенный еще в 1908 г.

В целях решения проблем по увеличению камерных площадей, необходимостью иметь отдельные помещения для содержания ВИЧ-инфицированных и туберкулезных больных в СИ-1:
— ведется строительство нового режимного корпуса на 400 мест общей стоимостью 15,5 млн руб. (освоено 5 млн руб., в т. ч. 1,9 млн руб. из федерального бюджета);
— разработана проектно-сметная документация на реконструкцию здания МСЧ с надстроем 2 этажа общей стоимостью 4,5 млн руб. (освоено —185 тыс. руб.).
Кроме того, с целью разгрузки СИЗО создан и функционирует ПФРСИ при тюрьме № 2 в г. Златоусте с лимитом наполнения на 250 чел. (фактически на 1.04.01 г. —1536 чел., превышение в 6,1 раза).

2. По вопросам борьбы с туберкулезом
За последние годы в учреждениях уголовно-исполнительной системы области сложилась чрезвычайно неблагополучная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу. Заболеваемость туберкулезом среди осужденных за последние 10 лет (1991—2000 гг.) выросла в 13 раз и составила в 2000 г. 3251 чел. на 100 тыс. спецконтингента, превышая аналогичный показатель среди населения области в 41 раз (79 чел. на 100 тыс.).

На 1.04.01 г. в учреждениях УИС области содержалось 1696 больных активным туберкулезом (т. е. в изоляции нуждаются 6,3% от общей численности спецконтингента). Из них только 448 больных содержатся в Межобластной туберкулезной больнице учреждения ИК-3, лимит наполнения которой составляет 330 чел. (превышение лимита в 1,4 раза).

Остальные 1248 чел. содержатся в изолированных туберкулезных участках, которые созданы в 15-ти учреждениях области как вынужденная мера в ответ на значительное увеличение числа больных и переполнение Межобластной туберкулезной больницы.

В целях осуществления взаимодействия ведомственных служб с органами здравоохранения области создана комиссия по проблемам социальной патологии при заместителе губернатора области. Работа комиссии осуществляется на основе плана по трем основным направлениям: оказание дерматовенерологической, наркологической и фтизиатрической помощи.

В результате взаимодействия с местными администрациями оказана помощь в виде противотуберкулезных препаратов в 1999 г. на сумму 207 тыс. руб., а в 2000 г. на 1,2 млн руб.

Кроме того, в марте 2001 г. от администрации области выделено 1,5 млн руб. для укрепления материально-технической базы борьбы с туберкулезом.

3. По обеспечению трудовой занятости спецконтингента
Из 20 тыс. осужденных, обязанных трудится, трудоустроено на предприятиях учреждений около 11 тыс. человек со среднемесячной зарплатой 265 руб., которая направляется на погашение потерпевшим жителям области судебных исков и выплату алиментов. При этом месячное содержание 1 осужденного составляет порядка 500 руб.

В целях решения проблем УИС:
— распоряжением губернатора области № 637 - 2000 г. выделены средства на укрепление материально-технической базы АВК (296 тыс. руб.) и учреждений УИС (900 тыс. руб.). В ходе реализации данных мероприятий трудоустроено 926 осужденных;
— из областного бюджета выделено 800 тыс. руб. на открытие профтехучилищ в учреждениях ЛИУ-9, ИК-10,18 с общим числом обучающихся 450 человек;
— разработана программа опережающего обучения осужденных, на основании которой от Главной федеральной службы занятости населения области получено 189 тыс. руб. Данные средства использованы на дооснащение и обновление материальной базы профтехучилищ и обучение осужденных профессиям, необходимым на рынке труда области;
— в декабре 2000 г. (через 10 дней после селекторного совещания, проводимого Председателем Правительства Касьяновым М.) подписано распоряжение губернатора области № 2209 о создании рабочей группы по разработке «Областной комплексной программы социальной защиты осужденных к наказанию в виде лишения свободы и содействию их трудовой занятости на 2001—2005 гг.», которой предусматривается оказание финансовой поддержки УИС области на общую сумму свыше 86 млн руб. В настоящее время она разработана, согласована с заинтересованными управлениями администрации области и представлена на рассмотрение губернатору области (рассмотрение планируется 19.04.01 г.);
— вопросы УИС включены в «Областную программу борьбы с преступностью на 2001—2003 гг.». Всего из областного бюджета предусмотрено выделение 43,7 млн руб. (2001 г. — 17 млн руб., 2002 г. — 14 млн руб., 2003 г. — 12,7 млн руб.).

4. По освобождению от налогов и установлению льгот по налогообложениям
В 2000 г. сумма налоговых льгот составила 5,4 млн руб., в т. ч. по региональным налогам — свыше 4,5 млн руб., по местным — 879 тыс. руб.

Кроме того, учреждения области были освобождены от налога на владельцев транспортных средств, до 90% снижена плата за загрязнение природной среды.
Финансовые средства, высвобожденные в результате льгот, были направлены на развитие производственной базы предприятий учреждений, улучшение условий содержания спецконтингента.

В настоящее время в Законодательном собрании области рассматриваются вопросы о предоставлении льгот на 2001 г. по налогам на прибыль, на пользователей автомобильных дорог и владельцев транспортных средств.

Однако с введением в действие второй части нового Налогового кодекса РФ учреждения УИС практически полностью лишились возможности получения льгот по налогообложению на региональном и местном уровнях.

По прогнозам в 1 квартале 2001 г. налоговые платежи УИС области составят около 7 млн руб., в т. ч. по федеральным налогам и платежам — 5,7 млн руб., региональным — 271 тыс. руб., местным —58 тыс. руб., платежи в дорожные фонды — 902 тыс. руб.

5. По передаче социальной сферы УИС муниципальным органам власти
В учреждениях активно ведется работа по передаче объектов социальной сферы в муниципальную собственность. На сегодняшний день в 3 учреждениях: ИК-2 (г. Челябинск), ИК-10 (г. Кыштым), АВК (п. Н. Атлян) — пакеты документов находятся в Министерстве госимущества.

Трудно решаются вопросы по передаче объектов в ИК-1 (г. Копейск) и Т-1 (г. Верхнеуральск), где администрация требует проведения капитальных и текущих ремонтов передаваемых объектов и погашения долгов за коммунальные услуги, что влечёт дополнительные расходы, усугубляя и без того тяжёлое финансовое положение данных учреждений.

6. По обеспечению социальных гарантий и льгот сотрудникам УИС
на региональном уровне

В УИС области работают оздоровительный детский лагерь «Дзержинец», 4 базы отдыха, для сотрудников учреждений оборудовано 13 спортивных залов, 3 тренажерных комнаты, 10 саун, 5 комнат психологической разгрузки и реабилитации, 6 медицинских кабинетов.

Для успешного решения жилищных вопросов сотрудников в начале 2001 г. введены в эксплуатацию 64-квартирный дом в г. Челябинске и 30-квартирный дом в г. Златоусте. Однако это не решило жилищную проблему, т. к. по состоянию на 1.04.01 г. в очереди на улучшение жилищных условий стоит 1240 сотрудников, из которых 430 вообще не имеют жилья.

В 2000 г. администрациями области и города Челябинска приняты целевые программы социальной реабилитации участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе на 2000—2003 гг. В их основу были положены предложения ГУИН и других силовых структур области. В 2001 г. планируется из областного бюджета и бюджета г. Челябинска выделить 550 тыс. руб. на эти цели.

Как бы руководство ГУИН области активно ни взаимодействовало с администрациями на региональном и местном уровнях, решение отдельных проблем УИС зависит только от их решения на федеральном уровне.

Отмечая положительную роль, которую сыграли селекторные совещания
с участием губернаторов регионов, и в целях более полного решения
вопросов, поднятых Правительством РФ, необходимо:


1. Обеспечить финансирование учреждений УИС из федерального бюджета в полном объеме и в установленные сроки с предоставлением учреждениям права перераспределения подстатей экономического классификатора 110700 (оплата коммунальных услуг) по своему усмотрению в зависимости от первоочередности решаемых задач.

2. Провести реструктуризацию кредиторской задолженности прошлых лет с разблокированием расчетных счетов предприятий или открытием новых расчетных счетов с замораживанием долгов на 5—10 лет и погашением их в последующие периоды.
3. Увеличить размер денежного довольствия сотрудников до уровня, обеспечивающего повышение престижа службы в УИС.

В настоящее время заработная плата в месяц рядового состава — 1300 руб., младшего нач. состава — 1900 руб., а они в УИС области составляют более 60% (рядовой слесарь в г. Челябинске и в крупных городах области получает зарплату от 3 тыс. руб. и выше). Кроме того, немалая доля социальных льгот «заморожена» — получение ссуды, доплата за использование личного автотранспорта, денежная компенсация за работу в выходные и праздничные дни, материальная помощь.

4. Распространить действия пункта «в» ст. 3 Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.93 г. на сотрудников учреждений УИС, непосредственно исполняющих служебные обязанности в локальных участках и связанных с обеспечением надзора, содержанием и лечением осужденных, больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных. Засчитывать им выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета один месяц службы в изолированном участке для туберкулезных больных или ВИЧ-инфицированных за два месяца службы.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY