О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Общество с ограниченной ответственностью — пути совершенствования

А. С. Можина,
юрисконсульт Правового управления ОАО «ММК»

В ходе подготовки реформы корпоративного законодательства 06.09.2005 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ, в ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» (далее — законопроект), который направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а также их участников.

На сегодняшний день ООО является наиболее распространенной организационно-правовой формой ведения предпринимательской деятельности в РФ — более 80 процентов из 1 миллиона 700 тысяч коммерческих организаций зарегистрированы в форме ООО. В первую очередь, это происходит потому, что по сравнению с ведением деятельности индивидуальным предпринимателем или товариществом ООО обеспечивает предпринимателям возможность ограничить свою ответственность. Это свойственно и акционерным обществам (АО), однако в отличие от АО общество с ограниченной ответственностью предоставляет своим участникам более высокую степень гибкости в регулировании своих отношений. Круг вопросов компетенции общего собрания участников ООО не ограничен вопросами (как в случае с АО), предусмотренными законом. В отличие от АО, которые обязаны регистрировать все выпуски акций, на ООО не возлагается обязанность по регистрации долей участия, в связи с чем увеличение уставного капитала носит неформальный характер.

Эти и другие особенности ООО, сочетание ограниченной ответственности, гибкости и низких издержек делают эту форму наиболее привлекательной для мелкого и среднего бизнеса. Однако, с другой стороны, возможность неограниченного выхода из общества при отсутствии субсидиарной имущественной ответственности, как в товариществе, и отсутствие обязательного требования о проведении ежегодного аудита, как в акционерных обществах, делают ООО наиболее распространенной организационно-правовой формой, используемой для создания «фирм-однодневок» с целью уклонения от налогов. При этом возможность свободного выхода из ООО часто используется как способ уклонения от имущественных претензий за убытки, причиненные самому обществу и его кредиторам.

Одновременно необходимо отметить, что отсутствие ограничения на выход участников из общества нередко приводит к тому, что выход отдельных участников из ООО с последующей выплатой реальной стоимости доли провоцирует выход из ООО и других участников, при этом последний из участников вынужден нести бремя по управлению ООО и поддержанию его деятельности либо осуществить его ликвидацию.

Более того, существующий порядок выхода участника из ООО, а также выплаты реальной стоимости доли участника зачастую приводит к тому, что даже в отсутствие массового выхода остающихся участников выплата реальной стоимости доли может повлечь уменьшение уставного капитала до размера ниже минимально установленного законом. Это, в свою очередь, является основанием для принудительной ликвидации общества. Таким образом, выход ряда участников ставит под сомнение существование стабильно функционировавшего общества, что негативно сказывается не только на интересах контрагентов таких обществ, но и на стабильности гражданского оборота в целом.

В этой связи необходимо повышение привлекательности формы ООО для предпринимателей, инвесторов, кредиторов, а также устранение возможности использования ООО недобросовестными участниками гражданского оборота для уклонения от исполнения обязательств.

Действующее в настоящее время законодательство предусматривает наличие двух учредительных документов общества с ограниченной ответственностью: устава и учредительного договора. При этом некоторые положения дублируются в обоих документах, что приводит к возникновению трудностей в практике применения положений законодательства об ООО.

В законопроекте предлагается устранить существующий в настоящее время дуализм учредительных документов ООО, исключив из их числа учредительный договор. Единственным учредительным документом ООО будет выступать устав общества, который в отличие от учредительного договора не требует для своего изменения волеизъявления всех участников соответствующего правоотношения. При этом в уставе ООО не будут отражаться сведения о размере и номинальной стоимости доли участника общества, что исключает необходимость внесения каждый раз изменений в устав общества при изменении структуры уставного капитала общества и (или) состава участников.

Сведения об участниках и размере их долей предлагается размещать в Едином государственном реестре юридических лиц, и переход их от одного участника к другому будет возможен только с момента внесения соответствующих изменений в данный реестр.

Еще одно нововведение направлено на защиту прав и законных интересов отдельных участников общества, не имеющих значительного влияния на принятие решений общим собранием участников общества. Для них предусматривается возможность требовать выплаты действительной стоимости доли в случае принятия общим собранием участников общества решений, которые могут привести к снижению действительной стоимости доли.

Помимо концептуальных вопросов правового регулирования деятельности ООО, в законопроекте предлагается ряд уточняющих положений и нововведений, направленных либо на предотвращение злоупотреблений правами, предоставляемыми законом обществу и его участникам, а также третьим лицам, либо ориентированных на поддержание имущественной обеспеченности деятельности общества.

Предлагается закрепить предложение, допускающее оплату уставного капитала ООО в соответствующей части даже после истечения годичного срока с момента государственной регистрации общества, если по тем или иным причинам отдельными участниками не были внесены вклады в оплату уставного капитала. Доли (части долей) таких участников переходят обществу и подлежат оплате не позднее шести месяцев с момента такого перехода.

В частности, предлагается детализировать процедуру реализации преимущественного права приобретения участниками общества или обществом доли, продаваемой участником общества третьему лицу. Усматривается возможность закрепления в уставе преимущественного права покупки обществом доли (части доли) участника общества по цене предложения третьему лицу либо по заранее определенной в уставе общества цене, если другие участники общества не использовали свое право покупки доли (части доли).

Кроме того, вносится ряд уточняющих норм в части правового регулирования крупных и сделок с заинтересованностью, учитывающих практический опыт реализации подобных норм. Так, в ст. 45, 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены дополнительные пункты, в которых прописаны случаи, при которых суд вправе отказать в удовлетворении требований о признании недействительной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также о признании недействительной крупной сделки, совершенной с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 4 указанного законопроекта зарегистрированные общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью должны внести соответствующие изменения в учредительные документы. В этой связи введение в действие закона повлечет дополнительные расходы для указанных обществ на уплату государственной пошлины за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, и, как следствие, дополнительные доходы федерального бюджета.

Государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, уплачивается в размере 400 рублей. На 1 января 2005 г . Федеральной налоговой службой зарегистрировано 1315913 обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью. Таким образом, при условии, что все зарегистрированные общества зарегистрируют изменения, вносимые в учредительные документы, то это будет означать дополнительно 500 миллионов рублей доходов в федеральный бюджет.

Реализация мер, предлагаемых законопроектом, позволит сделать организационно-правовую форму ООО более привлекательной для нужд и потребностей современного бизнеса.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY