О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

О роли судебно-медицинских экспертиз
в разоблачении умышленного убийства группы
лиц, инсценированного как несчастный случай

Н. Н. Китаев,
помошник транспортного прокурора Восточно-Сибирской
транспортной прокуратуры, К.ю.н.
А. В. Путинцев г. Иркутск

Экспертная и судебная практика показывают, что при расследовании убийств, замаскированных инсценировками, очень велика роль заключений судебно-медицинских экспертов. В качестве примера можно привести обстоятельства расследования факта гибели семи подростков близ полустанка Казынет Красноярской железной дороги.
В ночь на 14 августа 1989 г. возле Казынета машинист двигавшегося грузового поезда заметил на железнодорожном полотне очертания лежащих человеческих фигур. Применение экстренного торможения не позволило предотвратить наезд на людей. Из-под колёс извлекли 7 трупов юношей, приехавших в тайгу собирать кедровые шишки. В организме погибших отсутствовали следы алкоголя. Выводы первоначальной судебно-медицинской экспертизы трупов свидетельствовали, что все имеющиеся телесные повреждения у погибших причинены в условиях железнодорожной травмы при наезде на них грузового состава, от воздействия на погибших частей движущегося состава, когда все подростки находились в колее железнодорожного полотна между нитками рельс. Все телесные повреждения были признаны прижизненными. Эксперты не смогли ответить на вопрос о последовательности причинения повреждений. Медико-криминалистическая экспертиза одежды одного из потерпевших — Д. — обнаружила динамические, продольно расположенные следы его крови на передней поверхности куртки и брюк, что свидетельствовало о вертикальном положении тела Д. в момент причинения ему вдавленного перелома кости теменного бугра с анатомическими нарушениями мягких покровов головы.
В связи с возникшими сомнениями по поводу нахождения живых подростков в колее железнодорожного пути перед наездом поезда, несоответствия следов расположения крови на одежде Д. горизонтальному положению погибшего, по делу были назначены повторные комиссионные судебно-медицинские экспертизы, согласно заключения которых: все телесные повреждения у погибших юношей были определены как причинённые в условиях рельсовой травмы, прижизненные — в условиях обильной интенсивной кровопотери и наступления смерти в короткий промежуток времени. Эксперты исключили возможность причинения травм колюще-режущими предметами и огнестрельным оружием. Вновь не был получен ответ на вопрос о последовательности причинения телесных повреждений. Подвергнув сомнению заключения первичных экспертиз о положении тел погибших при получении телесных повреждений, комиссия сделала вывод, что судебно-медицинских данных, позволяющих достоверно определить положение тел погибших, не имеется, и для разрешения этого вопроса требуется исследование костей скелетов, для чего необходима эксгумация трупов погибших.
В ноябре 1990 г. прокуратура России прекратила данное уголовное дело «за отсутствием состава преступления» в действиях машиниста грузового поезда и «события преступления» как такового. В постановлении прокуратуры говорилось: «Было установлено, что подростки погибли в результате их собственной неосторожности». Версия работников прокуратуры списывала гибель юношей на несчастный случай: в ожидании утренней электрички подростки легли спать где потеплее — на шпалы между рельсами — и не услыхали приближения поезда.
После многочисленных жалоб родственников потерпевших, не согласных с такой версией, в 1991 г. расследование возобновили. Качественная оперативная работа позволила выявить группу местных жителей из пяти человек (железнодорожные рабочие и сотрудник милиции), которые оказались непосредственно причастны к гибели подростков. В ночь на 14 августа они, будучи в нетрезвом состоянии, придрались к приезжим юношам и стали их избивать, с целью сокрыть преступление добивали потерпевших ударами пистолета, путейскими молотками и гаечными ключами в область головы. Тела подростков разместили в межрельсовой колее, инсценируя сон, рюкзаки потерпевших аккуратно расположили вдоль полотна дороги. Через небольшое время подошедший поезд наехал на тела потерпевших. Таковы были показания четверых обвиняемых, и только их неформальный лидер К. — оперуполномоченный милиции — категорически отрицал свою причастность к преступлению. Следствие изъяло предполагаемые орудия убийства.
Эксгумация трупов подростков была проведена с участием судебно-медицинских экспертов в ноябре 1992 г., при этом для исследований изъяты костные комплексы из каждого трупа. Повторная комиссионная судебно-медицинская экспертиза костей скелетов и предполагаемых орудий преступления позволила прийти к выводу, что у потерпевших Е., Д., Т. и Ш. в области головы выявлены локальные переломы костей черепа с признаками повторной травматизации, которые могли быть причинены представленными на экспертизу инструментами. Основная масса повреждений у подростков, кроме этих выявленных локальных переломов, образовалась от воздействия выступающими нижними частями движущегося грузового состава и железнодорожного полотна при горизонтальном положении тел поперёк колеи. Экспертная комиссия исключила возможность вертикального положения пострадавших в момент наезда состава.
Несмотря на то, что описанные в первичных экспертизах трупов слабо выраженные кровоизлияния в области ряда переломов не дали возможность дифференцировать их на прижизненные и посмертные, а более точные признаки прижизненности травм обнаруживаются при гистологическом, гистохимическом и биохимическом исследованиях мягких тканей из области переломов, что в данном случае сделано не было, комиссия экспертов обратила особое внимание на следующее. В последние годы судебными медиками установлены достоверные признаки прижизненного происхождения переломов (трассы, блестящие площадки, зашлифованность и завальцованность краев переломов) на тех костях, которые «участвуют» в акте дыхания — ребре, ключицы, кости переднего полукольца таза. Эти признаки формируются в результате взаимного трения краев отломков в короткие сроки посттравматического периода, даже в агональный период при смертельных травмах, но сохраняющемся дыхании. Они различимы и после наступления смерти неопределенно долгое время. При исследовании эксгумированных костных фрагментов трупов подростков указанные признаки отсутствовали. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что у всех потерпевших перед железнодорожной травмой не имелось переломов ребер, ключиц, костей таза, либо такие переломы образовались в условиях, когда пострадавшие находились в глубоком бессознательном или агональном состоянии, а возникшая после наезда на них железнодорожного состава тяжёлая политравма исключала сохранение дыхания даже на короткий промежуток времени. Эксперты заключили, что первично подросткам были причинены телесные повреждения в области головы.
Эти доказательственные выводы полностью подтвердили показания обвиняемых о совершенном ими убийстве с последующей инсценировкой несчастного случая.
Впоследствии арестованные обвиняемые установили между собой контакты путём нелегальной переписки и предприняли попытку изменить показания. Кемеровский областной суд в своём приговоре уделил большое внимание анализу заключений судебно-медицинских экспертов, сочтя их весомыми и убедительными. Четверо подсудимых приговорены к смертной казни, один — к длительному сроку лишения свободы.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY