О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Характеристика уголовной ответственности
за коммерческий подкуп

А . В. Горбунов,
аспирант кафедры уголовного права ЧелГУ

Одной из новелл УК РФ 1996 г. является включение в его состав новой главы 23, предусматривающей ответственность за совершение преступлений, посягающих на основы функционирования, деятельности коммерческих и иных негосударственных организаций.
До принятия нового УК вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, занимающих руководящие должности в коммерческих, общественных и других организациях, за совершенные ими противоправные деяния стоял достаточно остро, поскольку прямого законодательного указания о возможности применения уголовно-правовых мер за совершаемые злоупотребления по службе к указанным лицам не было, а в судебной практике были многочисленные случаи осуждения, например, за взяточничество лиц, не являющихся должностными в соответствии с примечанием к ст. 170 УК РСФСР.
На стадии обсуждения проекта УК РФ Б. В. Волженкин справедливо полагал, что ответственность указанных служащих за преступления в сфере экономики наступала лишь за совершение деяний, предусмотренных уголовным законодательством (незаконная предпринимательская деятельность, нарушение правил совершения валютных операций и др.).
В. Е. Мельникова предлагала распространить понятие должностного лица, данного законодателем применительно к главе о должностных преступлениях, на представителей управленческого персонала коммерческих предприятий.
А. Г. Безверхов придерживался мнения о том, что необходимо было объединить в одной главе УК преступления, совершаемые в сфере функционирования государственных органов, учреждений и в области деятельности коммерческих и иных предприятий и организаций в связи с равной степенью общественной опасности обоих групп преступлений.
По мнению некоторых юристов, выделение преступлений, совершаемых лицами управленческого персонала в коммерческих и иных организациях, в самостоятельную главу УК, является малооправданным. В частности, С. В. Изосимов считает, что трудно уяснить, в чем состоит публичный интерес государства в регулировании этих отношений, т. к. нет оснований для того, чтобы государство могло вмешиваться во внутреннюю и внешнюю деятельность коммерческих структур путем установления уголовно-правовых запретов на действия, нарушающие порядок правильного функционирования службы в указанных организациях. По его мнению, при возникновении различного рода злоупотреблений в сфере деятельности коммерческих организаций необязательно прибегать к мерам уголовного воздействия, т. к. эти отношения могут быть защищены нормами частного права, т. е. в гражданско-правовом порядке.
Ст. 204 УК содержит в своем составе указание на два самостоятельных состава преступления, связанных между собой: незаконная передача лицу, выполняющему функции управления в коммерческой или иной организации, денег, иного имущества, оказание услуг имущественного характера за выполнение действий (бездействия) в интересах дающего (ч.1, 2
ст. 204 УК) и незаконное получение указанным лицом предмета подкупа (ч. 3, 4 ст. 204 УК).
Несмотря на внешнее сходство составов преступлений — получения незаконного вознаграждения лицом управленческого персонала в коммерческой организации (ч. 3, 4 ст. 204 УК) и получения взятки (ст. 290 УК) — главным отличием является то, что субъектами совершения преступления получения взятки являются государственные и муниципальные служащие, тогда как субъектами преступления, предусмотренного ч. 3, 4 ст. 204 УК, являются обладающие определенными властными полномочиями (в пределах своей организации) работники предприятий, не относящиеся к органам государственного и муниципального управления (местного самоуправления).
Объективной стороной состава преступления коммерческого подкупа — дачи взятки, является незаконная передача лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой, общественной или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера взамен выполнения подкупаемым определенных действий (бездействия) в пользу подкупающего в связи с занимаемым им служебным положением в указанных организациях.
Соответственно, объективная сторона преступления, получения незаконного вознаграждения, выражается в незаконном получении лицами управленческого персонала в коммерческих и иных организациях материальных благ и иного имущества либо пользование ими услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего или представляемых им лиц.
Большинство авторов, характеризующих момент окончания преступления коммерческого подкупа, высказывают мнение о том, что данный состав преступления является формальным. Так, А. И. Рарог, Т. Ю. Погосян сходятся во мнении о том, что данное преступление считается оконченным с момента передачи предмета подкупа (ч. 1 ст. 204 УК), либо в момент принятия материальных благ, пользования услугами имущественного характера (ч. 3 ст. 204 УК).
По мнению П. С. Яни, состав преступления коммерческого подкупа является оконченным не со времени принятия предмета подкупа подкупающими и подкупаемыми лицами, а с момента наступления вредных последствий для коммерческих и иных организаций в результате действий (бездействия) подкупаемых лиц.
Данная точка зрения основывается им на положениях примечания 2 к ст. 201 УК, в которой сказано о том, что уголовное преследование лиц, совершивших составы преступлений, предусмотренные
ст. 201—204 УК и причинившие вред коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным органом, организацией, учреждением, осуществляется по заявлению данной организации или с ее согласия.
Представляется, что данная точка зрения является неверной ввиду того, что совершение подкупаемым служащим коммерческой или иной организации ответных действий (бездействия) в интересах подкупающего лица не предусмотрено в диспозиции ч. 1 ст. 204 УК.
С. В. Изосимов считает, что несмотря на то, что примечания 2, 3 к ст. 201 УК относятся ко всем статьям, включенным в главу 23 УК, носят они не столько уголовно-правовое, сколько процессуальное значение, т. к. если бы законодатель имел намерение создать норму о коммерческом подкупе с материальным составом, он сделал бы это.
С. А. Гордейчик высказал точку зрения о том, что поскольку ст. 201 УК является материальным составом преступления, а ст. 204 УК является разновидностью злоупотребления полномочиями, то состав коммерческого подкупа необходимо сделать материальным.
При этом указанным автором не учитывается тот момент, что законодатель специально сконструировал данный состав преступления как формальный ввиду его высокой общественной опасности, как это сделано, например, в конструкции состава преступления получения взятки.
Ст. 290 УК сформулирована таким образом, что не указывает на последствия преступного деяния, однако это не значит, что получение взятки не влечет за собой наступления вредных последствий. Как отмечал А. Я. Светлов, наоборот, вредные последствия этого преступления наступают с такой неизбежностью, что законодатель указывает только объективную сторону этого деяния, оставляя вне нормы последствия.
Предметом преступления коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, либо незаконное оказание услуг имущественного характера. К деньгам, по смыслу ст. 204 УК, относятся отечественные и иностранные денежные знаки (валюта), платежные документы в иностранной валюте.
Ценными бумагами в соответствии с гражданским законодательством признаются любые документы, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении (акции, облигации, векселя и др.), а также бездокументарные ценные бумаги.
К имуществу как предмету преступления относятся предметы, имеющие материальную ценность, — движимое и недвижимое имущество: квартиры, дачи, нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, автомобили, холодильники, телевизоры и т. п.
Под услугами имущественного характера понимаются услуги, которые при обычных условиях гражданского оборота подлежат оплате, однако в данном случае предоставляются лицам управленческого аппарата коммерческих организаций за незначительную плату или бесплатно, например, «обналичивание» денег, ремонт домов, квартир, дач, гаражей, автомобилей и др.
Большинство специалистов, определяющих характеристику коммерческого подкупа, высказывают единое мнение о том, что предметом данного преступления может быть только имущественная выгода, т. е. выгода, имеющая материальный характер, определенное денежное выражение. Блага нематериального характера не могут быть предметом преступления коммерческого подкупа.
С. В. Семин, определяя предмет взятки, отмечал, что признание нематериальных благ предметом взятки может непомерно расширить круг деяний, предусматривающих ответственность за получение, дачу взятки. Кроме того, такое положение влечет за собой привлечение к уголовной ответственности за дачу взятки лиц, действия которых не представляют общественной опасности. Поэтому, поддерживая
Н. Д. Дурманова, С. В. Семин считает абсурдным, например, привлечение к уголовной ответственности за взяткодательство женщины, вступившей в половую связь.
Под передачей лицу имущества или незаконным оказанием услуг понимается любая передача благ материального характера или любое поддающееся легальной материальной оценке безвозмездное удовлетворение потребностей лица, выполняющего функции управления в коммерческой или иной организации, не приносящее прибыли либо иных преимуществ данной организации.
Передача материальных благ или оказание услуг имущественного характера признаются незаконными, если такие действия запрещены действующим законодательством, учредительными документами, либо не предусмотрены в соглашениях, заключаемых сторонами, а также в тех случаях, когда вознаграждение не вытекает из иного вида правомерной деятельности лица, в т. ч. осуществляется тайно, без ведома организации, либо под прикрытием совершения законных действий (например, получает вознаграждение за якобы выполненные маркетинговые исследования в «интересах» подкупающего лица).
В тех случаях, когда передача материальных благ и оказание имущественных услуг осуществляются в виде составной части обязательства по сделке, либо задатка, или иного вознаграждения, направленного на выполнение сторонами принятых на себя обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений), то такая передача благ (оказание услуг) незаконными не является.
Лицо управленческого персонала коммерческой организации признается действующим в интересах подкупающего лица в тех ситуациях, когда действиями подкупаемого лица удовлетворяются определенные материальные потребности подкупающих или представляемых ими лиц, передаются выгоды и преимущества. Кроме того, необходимо, чтобы указанные действия противоречили интересам организации, в которой осуществляет управленческие функции подкупаемое лицо.
Субъектом преступления подкупа — получения взятки (ч. 3, 4 ст. 204 УК) является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческих, общественных и иных организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (п. 2—8, комм. к ст. 201 УК).
К лицам, осуществляющим функции управления в коммерческих и иных организациях, в частности, относятся члены советов директоров (наблюдательных советов), директора, управляющие, председатели правлений, руководители организаций, их заместители и члены правлений, руководители структурных подразделений (начальники цехов, финансовых, планово-хозяйственных и иных отделов и служб, заведующие кафедрами, лабораториями, ресторанами, ателье, магазинами и их заместители), бухгалтеры, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и др.
Субъектом преступления подкупа — дачи взятки (ч. 1, 2 ст. 204 УК) могут выступать любые лица (граждане России, иностранцы, лица без гражданства), достигшие 16-летнего возраста, частные либо должностные лица, действующие для удовлетворения своих собственных интересов, либо интересов организации.
Характеризуя такой элемент состава преступления коммерческого подкупа как субъективную сторону, нужно отметить, что как подкуп — получение взятки, так и подкуп — дача взятки характеризуются лишь умышленной формой вины, т. к. подкупающее и подкупаемое лица осознают, что предмет подкупа (материальные блага, услуги имущественного характера) передается и принимается незаконно за выполняемые действия в интересах подкупающего лица в связи с занимаемым подкупаемым лицом должностным положением в коммерческой или иной организации.
Кроме того, в действиях подкупаемого лица присутствует корыстный мотив, тогда как мотивы деятельности передающего блага лица могут быть различными, например, действия в интересах представляемой организации. При этом целью деятельности подкупающего лица является побуждение лица, осуществляющего функции управления в коммерческой организации, выполнить определенные действия в пользу дающего или представляемых им лиц (разглашение коммерческой тайны, производственных, технологических секретов коммерческой или некоммерческой организации (политического движения, избирательного объединения), информация о заключенной или готовящейся сделке, о ходе деловых переговоров и др. Имущественные блага и услуги материального характера могут передаваться как стимул для заключения делового соглашения или, напротив, чтобы сделка не состоялась.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY