О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Нотариус — не просто писарь

А. В. Нежинский,
президент Челябинской областной нотариальной палаты

Первоначальной функцией нотариуса являлась функция «писаря», и это несло на себе важнейшую социальную и попечительскую функцию в отношении неосведомленных в письме и законах граждан, а также в отношении общества, которое не может обойтись без письменного изложения и документирования основных событий. Затем нотариусам была передана функция, которая первоначально принадлежала государственным и церковным учреждениям, — функция составления официальных документов, за которыми признается особая доказательная сила.
В последние годы нотариат переживает значительное расширение функций. В первую очередь это касается всеобъемлющей функции обслуживания и консультирования участников гражданско-правовых отношений, которая кроме документирования и доказательства гарантирует правильное с правовой точки зрения оформление правоотношений в соответствии с волей участников. Нотариус призван устанавливать волю участников, выяснять обстоятельства дела, разъяснять правовые последствия сделки и излагать все это в ясной и недвусмысленной форме в нотариальном документе.
Учитывая это, становится очевидным, что нотариусу в правовом государстве принадлежит ключевая роль в вопросах защиты потребителя, обеспечения правовой безопасности и предотвращения споров: доказательные и правильные документальные сведения, содержащиеся в нотариальных документах, разгружают судебное и ведомственное производство, в котором документ используется в качестве доказательства, делая ненужным дорогостоящий сбор и оценку необходимых доказательств. Кроме того, превентивное правовое обслуживание и консультирование со стороны нотариуса, а также обеспечение им правильного, не вызывающего сомнения и соответствующего воле участников правового оформления сделок позволяют избежать в будущем споров и сомнений, что, в свою очередь, означает, что не нужно будет привлекать для урегулирования споров суды и другие государственные учреждения. В таком современном свете нотариат представляет собой институт по осуществлению предупредительного правосудия.
Нотариус обеспечивает правовую защиту уже на стадии оформления права и документа, т. е. в преддверии их практического исполнения и, тем самым, в преддверии возникновения судебного спора, в то время как суд достигает этого позднее, после возникновения спора между участниками. Современное правовое государство, которое дополняет систему правовой защиты через суды превентивной правовой защитой через нотариат, предоставляет нотариату некоторые основополагающие гарантии, напоминающие гарантии для судей:
— гарантия беспристрастности. У нотариуса, в отличие от адвоката, нет одного клиента, он на службе у всех сторон сделки, все его клиенты имеют равные права на качественное обслуживание;
— гарантия независимости нотариуса, который освобожден от любой экономической зависимости, в т. ч. и бюджетной. Нотариус несет личную материальную ответственность в отличие от наемных работников (государственных нотариусов);
— гарантия сохранения нотариусом профессиональной тайны. Ввиду особого значения нотариата он представлен как публичная должность. Его задачи понимаются как задачи государственной публичной власти. Однако эти задачи в целях гарантии независимости, а также в целях их эффективного, повсеместного и в любое время достижимого для граждан и юридических лиц исполнения находятся не в ведении самого государства в лице судов и учреждений, а в ведении квалифицированных и подготовленных к выполнению этих задач частных лиц, которым передана публичная должность нотариуса с его функцией исполнения задач публичной власти под собственную материальную ответственность.
Следствием исполнения нотариусом задач публичной власти является то обстоятельство, что свободный нотариус в отличие от лиц других свободных профессий (адвокатов, предпринимателей и др.) не освобождается от обязательств, налагаемых на него государством. Более того, доступ к профессии нотариуса, место исполнения обязанностей, а также сама деятельность нотариуса всесторонне контролируется государством, которое вправе делегировать часть своих полномочий нотариальным палатам.
Независимость «свободного» латинского нотариата от государства при сохраняющейся государственной ответственности за его деятельность и при ограниченных правах воздействия и наблюдения со стороны управлений юстиции отличает свободный нотариат от нотариата государственного. Таким образом, можно рассматривать нотариат латинского типа как оптимальный компромисс между передачей нотариату задач публичной власти и исполнения этих задач свободным, высококвалифицированным и действующим под собственную материальную ответственность профессиональным сословием, что представляет собой организационную форму, характеризующуюся особенно высокой эффективностью.
Использование составленных нотариусом и имеющих особую доказательную силу официальных документов и связанная с этим разгрузка судебных органов должно иметь своим условием закрепление этого доказательного действия в процессуальном кодексе. В ныне действующем уже значительно устаревшем процессуальном законодательстве России такая норма отсутствует. Новый гражданско-процессуальный кодекс должен был бы предусмотреть полную доказательную силу нотариального документа, при которой участник сделки, утверждающий, что документ удостоверен неправильно, должен представить формальные доказательства противоположного. До предоставления такого доказательства обстоятельства, содержащиеся в нотариальном документе, считаются доказанными без дополнительного собирания доказательств или их оценки судом.
Большое значение имеют составленные нотариусом документы также и в законодательстве, регулирующем принудительное исполнение. Нотариус имеет право выдать исполнительный документ, приравниваемый к судебному решению, по которому в бесспорном порядке может быть обращено взыскание без обращения в суд для обеспечения исполнения. При этом значительно сокращается нагрузка судебных органов по этим категориям дел. Но, к сожалению, действующий в настоящее время Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не называет исполнительные надписи нотариуса в качестве исполнительных документов, хотя их выдача предусмотрена и Гражданским кодексом РФ, и Основами законодательства РФ о нотариате, что создает значительные трудности для граждан и юридических лиц, а также нотариусов и судебных органов.
В гражданско-правовых системах, основанных на континентально-европейском правопорядке, официальный нотариальный документ представляет собой основное и обладающее самой сильной доказательной силой доказательство по сравнению с другими видами доказательств, например, свидетельскими показаниями или простыми письменными доказательствами, которые всегда должны судьей подвергаться оценке на правдоподобность и правдивость.
В этом состоит коренное отличие от англосаксонской системы права, при котором большинство споров решается при посредстве прецедентного права, т.е. на основе судебных решений индивидуального характера, применяемых при решении аналогичных или подобных спешных вопросов. Англосаксонская правовая система также не знакома с официальным документом как средством доказательства, обладающего особой доказательной силой. Основным средством доказательств здесь являются свидетельские показания.
И, наконец, англосаксонская система права не знакома с институтом свободного нотариуса. Исполнение публичных полномочий особым, наделенным государственным авторитетом и публичной должностью профессиональным сословием, а также задача создания доказательственной документации и осуществления предупредительного правового консультирования и правового обслуживания граждан специалистом — нотариусом, обязанным в равной степени всем участникам и обладающим гарантированной независимостью и беспристрастностью, не существует. Функции консультирования переданы адвокатам, которые не обязаны быть беспристрастными, а призваны консультировать только свою сторону и представлять ее интересы. Адвокаты устанавливает свои расценки за услуги, нотариус же действует по тарифам, установленным государством, при этом адвокат не несет никакой ответственности за свои действия, нотариус же отвечает всем своим имуществом. В задачи государства не входит обеспечение гражданам беспристрастного консультирования и обслуживания, а также доказательного документирования найденных решений.
Гражданские законы государств континентально-европейского права предусматривают при совершении сделок и заключении договоров, которые имеют принципиальное правовое и личное значение для участников и которые требуют принятия имеющих далеко идущие последствия и серьезных с экономической точки зрения решений, обязательное участие нотариуса как компетентного, независимого и беспристрастного участника правового оборота. Это достигается тем, что такие сделки получают юридическую силу с момента их удостоверения нотариусом. Кроме того, в дополнение к положениям формального процесса в отношении событий, требующих специальной регистрации, положения материального права устанавливают, что желаемый правовой результат считается достигнутым только после соответствующей регистрации нотариального документа. Обуславливая действительность заключаемого договора нотариальным удостоверением, гражданское право обеспечивает как можно более скорое получение нотариальной помощи. Только при условии обязательного, предусмотренного законом участия именно на этом этапе нотариус имеет возможность влиять своим советом на возникновение прав и обязательств, а также помочь участникам достичь правильных и отвечающих их интересам решений.
Положения материального гражданского права в отношении формы документа направлены на достижение нотариальным удостоверением нескольких целей:
— предотвращение возникновения обязательств, дающих одной из сторон чрезмерные привилегии, обеспечение возможности обдумывания, функция предупреждения;
— обеспечение доказательств;
— обеспечение разъяснений в интересах юридического действия сделки и справедливости договора;
— защита неискушенной в юридических вопросах стороны сделки.
Существование нотариата является элементарной основой всеохватывающего гражданского правопорядка и, кроме того, частью государственной конституции с ярко выраженной ориентацией на правовое и социальное государство.
В нашей же стране, хотя и относящейся к странам континентально-европейского права, государство всячески вытесняет нотариуса из гражданско-правового оборота, отменив обязательную нотариальную форму сделок с недвижимостью, нотариальное удостоверение доверенностей, ставя под сомнение особую доказательную силу нотариальных документов, что явно не идет на пользу как граждан и юридических лиц, так и самого государства, т. к. ведет к криминализации гражданско-правового оборота, значительному уменьшению поступления денежных средств в бюджет и различные внебюджетные фонды, увеличению нагрузки на судебную систему.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY