О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Главное для нас — Закон
Беседа с главным судебным приставом
Челябинской области
Александром Новокрещеновым

— До перехода на должность главного судебного пристава Вы, Александр Николаевич, работали главой Сосновского района, который по итогам 1998 года был одним из лучших в Челябинской области. Что обусловило переход и насколько сложно было принять такое решение?
— Есть такое понятие — «команда единомышленников», в которую входят друзья, соратники, уважаемые мной люди, родные и близкие, то есть люди, с которыми связан судьбой, частью которой является и работа. Есть люди, с которыми связан добрыми деловыми отношениями. Они определили такое непростое решение. Сам я считаю, что на этой работе принесу больше пользы Челябинской области, чем в районе.

— Служба судебных приставов появилась при Иване Грозном. Вплоть до революции 1917 года она играла значительную роль в государственном устройстве России. Два года назад в нашей области началось восстановление этого института. Насколько оправдано его возрождение?
— При плановом социалистическом хозяйстве эта служба была нецелесообразна и большого значения бы не имела. Тогда судебные решения в основном исполнялись. Теперь мы вошли в так называемые рыночные отношения. И тут совершенно другие взаимоотношения между гражданами, между акционерными обществами, между гражданами и предприятиями, между гражданами и государством и т. д. Особенно на этом этапе реформ служба судебных приставов нужна, как никогда.
До недавнего времени арбитражное производство было развито слабо. Судебные решения исполнялись на 30 %. Теперь, когда судебная система более или менее сложилась, люди идут за защитой своих прав в суды. А служба судебных приставов и призвана исполнять судебные решения.

— С какими главными проблемами пришлось Вам встретиться в процессе становления Управления судебных приставов области?
— Одной из главных проблем была кадровая. Основу подразделений судебных приставов в области, а их 48, составили бывшие судебные исполнители. Это в большинстве своем женщины, не имеющие, в основном, высшего юридического образования, имеющие недостаточный уровень профессиональной подготовки. Сейчас более половины подразделений судебных приставов области укомплектованы руководителями, имеющими высшее образование и опыт работы в органах внутренних дел. Планово ведется учеба приставов в Уральской правовой академии.
Вторая проблема, которая стояла и стоит перед нами, — это материально-техническое обеспечение. Она успешно решается.
В настоящее время полностью сформирована вертикаль управления — созданы все необходимые отделы и секторы Управления судебных приставов. О повседневных проблемах исполнительской работы я не говорю. Их хватает с избытком.

— По роду деятельности вы близки к налоговой полиции и Федеральному долговому центру. Как складываются ваши отношения?
— В рабочем порядке. Задачи у нас одни — обеспечить в итоге законные права граждан. Главное в нашей работе — взаимодействие. В Управлении судебных приставов есть службы, которые занимаются и этими вопросами. В 2000 году часть функций налоговой полиции будет передана нам.

— Каким Вы лично видите будущее своей службы и что для этого нужно сделать?
— Верю в то, что со временем будет преодолен экономический кризис в России, с которым связаны банкротства предприятий всех уровней, безработица, низкая платежеспособность населения и т. д. Тогда служба судебных приставов будет работать в режиме, в котором она работала в прошлые века, а не в чрезвычайном, как сегодня.

— Пригодились ли Вам знания, полученные в Уральской юридической академии, и опыт работы в уголовном розыске в практической деятельности?
— Прежде всего, если бы я не окончил академию, то в этой должности, при всем моем желании, не работал бы. Работа в уголовном розыске дает очень многое. И знание человеческих характеров, и психологии, и практическое применение законов.

— А опыт работы главой района?
— Он помогает мне в организационной работе. А главное, помогает принимать ответственные решения в экстремальных ситуациях. Любой опыт есть опыт. Не зря говорят: «опытный специалист» «опытный политик», «опытный охотник» и т. д.

— Александр Николаевич, в приемной у Вас всегда народ. Как складывается Ваш обычный рабочий день?
— Сейчас, во время организационного периода, обычных рабочих дней у меня не бывает. Рабочий день мой пока никак не нормирован.

— На совещании в Златоусте Вы, Александр Николаевич, сказали, что одним из главных условий успешной работы подразделений судебных приставов является взаимодействие с властями. Как у Вас складываются отношения с областной властью?
— Думаю, что нормально. Мы чувствуем постоянную поддержку со стороны областной администрации. Особенно серьезно новому управлению помогает первый заместитель губернатора области Владимир Петрович Уткин. Я часто с ним советуюсь. Надеюсь, что и впредь мы будем сохранять эти отношения.

— Какими главными принципами Вы руководствуетесь в своей работе?
— Главное для нас — закон. Исполнение закона требует от каждого из нас честности и профессионализма. Этими принципами я и руководствуюсь в своей работе.

— Работа у Вас, прямо скажем, нелегкая и небезопасная. Посещает ли Вас иногда чувство удовлетворения?
— Очень редко. Приятно было услышать из уст первого заместителя министра юстиции Российской Федерации, что наше управление является лучшим в России. Исполнение у нас выше на 13 процентов, чем в целом по стране. Приятно, когда исполнение решения суда проходит по-хорошему, добровольно.
А чувство удовлетворения в любой работе, как я считаю, — чувство временное, недолговечное. Полное и постоянное удовлетворение бывает, по моему глубокому убеждению, у людей не совсем здоровых.

— Как средства массовой информации области освещают вашу работу?
— Служба наша новая, точнее, забытая. Мало кто знает о задачах, стоящих перед нами, о нашей работе. Поэтому есть необходимость, как сегодня принято говорить, в информационном поле для пользы дела. Иногда информация о нашей работе идет искаженная. Думаю, что это происходит не по злому умыслу, а по неосведомленности.
Мне нравится 23 канал телевидения, где работа судебных приставов освещается объективно. Недавно был показан сюжет об изъятии имущества автоколонны 1924. Прежде чем показывать этот сюжет, могли бы выслушать и нашу сторону, пытающуюся исполнить в третий раз решение Курчатовского суда.
Руководство автоколоны в этом случае грубо нарушает закон, как мне кажется, не без поддержки высокопоставленного должностного лица. Вместо объективного разбирательства наши действия по исполнению судебного решения, предусмотренные законом Российской Федерации «О судебных приставах», назвали «вторжением». Если бы телевизионщики знали этот закон, такого бы не произошло.
Неплохо было бы нам иметь возможность давать информацию о своей работе раз в месяц во всех государственных средствах массовой информации, поскольку служба наша государственная.

— Последний вопрос. Он банальный. Какие планы на будущее у главного судебного пристава Челябинской области?
— Планы нам спускают сверху. А если речь идет о планах «в личном плане», то хочу, чтобы наша служба приносила как можно больше пользы честным людям. К чему мы и будем стремиться.

Беседу вел
пресс-секретарь
Управления судебных
приставов Челябинской области
Геннадий Суздалев.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY