О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Сегодня мы открываем новую рубрику «Советы криманалиста». Ее взялся вести заведующий отделением медицинской криминалистики Челябинского областного бюро судебно-медицин- ской экспертизы Владимир Владимирович Новиков. Он предложит для вас серию материалов под общим названием «Фальшивки», в которую войдут «Система защиты водки на АО «Казак уральский», «Подделка документов и банковских ценных бумаг», «Рубль и доллар».

Пособие
для начинающего фальшивомонетчика

В.В. Новиков,
зав. отделением медицинской криминалистики
Челябинского областного бюро судебно- медицинской экспертизы

Урок первый

Помните крылатую фразу товарища О. Бендера о существовании массы сравнительно честных способов отъема денег у граждан? Тот способ, о котором дальше пойдет речь, честным назвать невозможно. На языке Уголовного кодекса Российской Федерации он звучит так «Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг». А «умелец», решивший таким образом «заиметь капиталец», должен быть готов к тому, что «заимеет срок», и весьма не маленький. По этому поводу в той же статье черным по белому напечатано: «наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой. Те же деяния, совершенные в крупном размере либо лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества...». Если же за изготовление фальшивок берется группа «умельцев», то не видать им свободы, как минимум, от восьми до пятнадцати лет.
Но уж коли в стране ходят деньги, то всегда найдется человек, желающий их подделать. С тех давних пор, как на Земле появились денежные знаки, появились и фальшивомонетчики. И колесо завертелось. Одни придумывали способы, как обезопасить денежные знаки, другие — как воспроизвести эти же способы защиты, что называется, в «домашних условиях». Не стоит вспоминать, как подделывались металлические деньги во времена оные. Достаточно упомянуть хотя бы Демидова. Вспомнили? Вот это был размах! С монетами все было достаточно просто. Что с них взять — штамповка. С бумажными деньгами хлопот у фальшивомонетчиков значительно прибавилось. Итак, о подделках.
Самый простой тип подделки — частичный. С ним столкнулся, что называется, «лоб в лоб» мой знакомый, решивший по ряду жизненных обстоятельств сменить свой диплом инженера на черствый (и не очень) хлеб «челнока». История проста донельзя. Вот сжато основные ее вехи.
Первый «челночный» рейс в Польшу. Обилие импортного товара, от которого глаза не то что разбегаются, а вообще становятся «квадратными» и «лезут на лоб». А доллары на исходе. Есть еще некоторое количество наших «деревянных». Но кому они нужны посреди Варшавы? Оказалось, нужны. Из чувства славянской солидарности и давних дружеских связей с Россией новый друг челябинского бизнесмена Збигнев согласился поменять рубли на злотые по достаточно умеренному курсу. Сделка была совершена с головокружительной скоростью — и бизнесмен, подхватив свои баулы, ринулся в оптовый магазин. В его голове теплой и сладкой волной разливались мечты о баснословной прибыли. Вот и вожделенный магазин. Товар заказан, упакован. Наш герой отправился в кассу, где с гордой миной достал пачку банкнот достоинством по 1000 злотых, и увидел удивленное лицо продавца. Глаза продавца вылезли на лоб, как недавно у нашего героя при виде товара. Потом они возвратились на место и продавец начал хохотать. На испуганный вопрос: «В чем дело?» — он достал из кассы банкноту в 1000 злотых и показал нашему герою. Теперь было самое время удивляться нашему бизнесмену. А после минуты удивления рвать на себе волосы или каким-либо другим способом изливать свои чувства. Дело в том, что банкнота, которую достал продавец, абсолютно не походила на имеющиеся в столь обильном количестве у нашего бизнесмена. Ну, разве что цифрой. Искать «друга» Збигнева, разумеется, было бесполезно. Хоть Варшава и не Нью-Йорк, но город, слава Богу, тоже не маленький.
А ларчик открывался просто. Реквизит денежного достоинства одной банкноты был заменен на реквизит денежного билета большего достоинства, самым примитивным путем: добавлением на банкноту в 100 злотых еще одного приклеенного нуля. Выгода — налицо. Из трех купюр по 100 злотых можно изготовить две по 1000 злотых. Прибыль способен подсчитать даже первоклассник. Изменять денежное достоинство банкноты можно и более трудоемкими способами — либо ноль рисуется вручную, либо надпечатывается способом трафаретной печати. Этот вид подделки легко распознать, даже не прибегая к услугам специальной аппаратуры.
Этот вариант возможен только в том случае, когда человек первый раз имеет дело с денежными знаками данной страны. Повторно эта шутка не проходит. Уж больно примитивна. Но кто подсчитал, сколько было случаев, когда людям продавали фальшивые доллары?
И продают до сих пор. Но это чужая валюта, мы к ней еще не пригляделись. А к своей, кровной, российской? За последние десять лет наши деньги неоднократно изменяли свой внешний вид. Попробуй тут приглядись. Еще один ноль нам на пятидесятирублевку никто не приклеит. Дураков нет. Но есть и другие методы.
Другой тип подделки — это изготовление полностью поддельных денежных билетов. И тут уж фальшивомонетчику приходится потрудиться.
Ему необходимо имитировать водяные знаки, защитные волокна и нити. Да еще чтобы по тактильным свойствам эта фальшивая банкнота была похожа на настоящую. Иначе сбыть ее можно будет только в ночное время в каком-нибудь коммерче-ском киоске, растолкав заснувшего продавца. Самые примитивные подделки этого типа — рисованные. Достаточно провести пару раз влажной рукой по такой фальшивке, и можно мыть ладонь, на которой остались следы краски. Более изощренный способ подделки — типографский. Но и он не выдерживает критики с точки зрения проверки поддельной банкноты в лабораторных условиях.
Предположим, создал «умелец-фальшивомонетчик» типографию, разместил ее в чулане собственной квартиры и не покладая рук трудится день-деньской. Но все его усилия тщетны. Если он изготавливает купюры способом высокой печати, никуда ему не уйти от тех признаков, которые, что называется, «в полный голос» кричат, что купюра поддельная. Дело в том, что при данном виде печати все печатающие элементы расположены в одной плоскости и в процессе печатания они покрываются равномерным по толщине слоем краски и приводятся в контакт с запечатываемой поверхностью (вдавливаются в бумагу), в результате чего остаются характерные следы. Если присмотреться к такой купюре, то сразу бросится в глаза деформация бумаги в местах красочных изображений. Если посмотреть купюру на просвет, то только при самой буйной фантазии Вы сможете увидеть водяные знаки (которых там нет). Если этих признаков мало, вот еще один — бортик по краям красочных изображений, возникший в результате растискивания краски. Разумеется, последний признак «на глаз» определить трудно, но в криминалистической лаборатории это не составляет какой-либо существенной проблемы.
Способ печатания фальшивых купюр методом плоской печати вряд ли по плечу «умельцу-одиночке». Тут уже чуланом не обойдешься. Он требует промышленного оборудования. А, следовательно, позволяет получить достаточно большое количе-ство «продукции». Придется ли ею воспользоваться — вопрос весьма сомнительный. Хотя, распознать эту поддельную «продукцию» можно зачастую только в лабораторных условиях.
Вспомните, уважаемый читатель, наверняка Вы видели какой-либо из множества американских боевиков, в котором банда гангстеров гоняется по всей стране за человеком, укравшим у них трафареты для подделки долларовых купюр. Возможно, в Соединенных Штатах этот способ печатания фальшивых денег считается самым надежным, но в пре-делах Российской Федерации он применяется достаточно редко. Распознать его в условиях лаборатории не представляется сложным. Данный способ имеет следующие отличительные признаки: всё изображение состоит из красочных бугорков, красочный слой достаточно большой толщины, в силу толщины красочного слоя изображение выглядит объемным, мелкие тексты и изображения воспроизводятся с большими искажениями, зачастую практически не читаются или вообще отсутствуют.
В неблагое дело печатания фальшивок конец двадцатого века внес свои коррективы. Появилось большое количество струйных принтеров. И стали появляться на рынках и всевозможных «толкучках» фальшивые рубли и доллары, очень похожие на настоящие. По крайней мере на первый взгляд. Принцип работы струйных принтеров прост — красочное изображение формируется непосредственно на запечатываемой поверхности каплями краски из системы сопел. Краски могут быть самыми различными — водо- и спирторастворимыми, на воскоподобной основе. Этот способ печатания денег достаточно прост и быстр. Но и он не является совершенством. Достаточно посмотреть такую купюру под микроскопом — и станет ясно, что все изображения состоят из хаотично расположенных точек трех или четырех цветов. Для того чтобы изображение не перешло на ладонь человека, сжимающего в руке фальшивую купюру, фальшивомонетчику приходится изощряться в выборе покрытия бумаги. Существует достаточно большое количе-ство рецептов таких покрытий, но еще ни одно из них не дало полного тактильного ощущения настоящей купюры. В пальцах оказывается не банкнота, а что-то не совсем понятное, похожее одновременно на кусок бумаги и стеарина.
Существует еще несколько способов подделки денежных купюр. Но рассматривать все не позволяет объем этого материала, иначе описание всех этих способов выльется в весьма внушительный том.
Даже из более чем скромного описания некоторых способов подделки банкнот становится понятным, что большинство банкнот изготавливается по упрощенным технологиям, которые в лучшем случае лишь имитируют те или иные признаки подлинности. Согласитесь, что воспроизвести хотя бы по-ловину из семнадцати элементов защиты практически невозможно. Считаю нелишним привести некоторые из них: водяные знаки бумаг, композиционный состав бумаг, защитные нити, тип подложки, композиционный состав красок, кинеграммы, ассортимент графических элементов, фоновые сетки, микропечать и графические «ловушки», совмещенные изображения, оптические эффекты, бесцветное тиснение, люминофоры, магнитные материалы, метамерные краски и пр. Половина этих терминов, если не больше, кажется «грамотой за семью печатями». Попробую рассказать о части из них.
Все знают, что такое водяные знаки. Они создаются при изготовлении бумажного полотна, в месте их расположения бумага бумага имеет различную толщину при равномерной плотности по всей площади листа. На современных купюрах водяные знаки многотоновые (с полутоновыми фрагментами изображений).
Как правило, у человека, которому сдают где-либо крупную купюру, нет времени рассматривать все отличительные ее особенности. Что делает человек? Обычно смотрит на просвет, ища водяные знаки. Если их не оказывается, то у фальшивомонетчика появляется возможность (и весьма определенная) быть битым. (Помните: «...и Паниковский почувствовал, что его сейчас будут бить...»?) По-этому всякий мало-мальски умный фальшивомонетчик пытается имитировать водяные знаки. Суще-ствует несколько наиболее распространенных способов. Самый простой из них — это рисовка разбавленными красителями. Но, увы! Стоит просмотреть такую купюру в скользящем свете — и подделка установлена. Можно пропитать бумагу масляными или смолистыми веществами. Но и это не выход. В результате применения этого способа можно получить однотоновые водяные знаки, которые в наших купюрах давно уже не применяются. Если Вы увидели водяные знаки с достаточно четкими контурами — почти наверняка в ваших руках фальшивка.
Бумага для банкнот изготавливается по специальной технологии. Ее состав является достаточно надежным элементом защиты. В состав бумаги вводятся волокна различной природы и окраски, в том числе окрашенные специальными люминесцирующими веществами. Стоит такую банкноту положить под ультрафиолетовую лампу — и волокна начинают светиться. Подделать цветные волокна, входящие в состав бумаги, возможно только наклеив или нарисовав их фломастерами.
Что касается изображений на банкноте, то тут дело еще более усложняется. Все изображения на банкнотах выполняются только штрихами различной толщины. Если в гильошированной рамке Вы видите сплошную заливку, можете спокойно возвращать такую банкноту ее владельцу. В данном случае Вы ничего не теряете, а приобрести можете примитивную подделку. В определенных местах банкноты имеется микропечать — мелкие повторяющиеся тексты, которые достаточно сложно подделать: как правило, даже при увеличении такие тексты либо прочитываются с трудом, либо вообще не читаются.
Изощренный ум создателей защиты банкнот не знает границ. На многих банкнотах имеются рисунки для совмещения. Одна часть изображения находится на лицевой стороне, вторая — на оборотной. При рассмотрении на просвет они должны совпадать и складываться в какое-либо общее изображение. Как правило, если фальшивомонетчик и пытается подделать такой элемент защиты, то достаточно точно совместить элементы изображения выше его сил.
Что же касается «латентного» изображения (скрытого), которое видно только в косо падающем свете, то воспроизвести его крайне сложно.
В последнее время на банкнотах стали появляться кинеграммы, представляющие красочные переливающиеся изображения, которые можно рассмотреть только частями, поворачивая банкноту под определенными углами. Данные изображения практически не поддаются подделке.
Видите, уважаемый читатель, из элементов защиты банкнот мы рассмотрели (и то не подробно) только шесть, а сколько уже хлопот, забот и головной боли прибавилось нашему предполагаемому фальшивомонетчику!
Неблагодарное дело — подделывать банкноты. А главное, не долговременное. Только отработал технологию, поставил на поток, глядь... — уже «сидишь».
Думается, на этой ноте наш первый урок стоит закончить. Ждите второго.

УРОК ВТОРОЙ
УЗНАЕТЕ ВАШУ «ЗЕЛЕНЬ»?

Еще десятилетие назад по просторам нашей страны бродили поддельные червонцы и бумажные деньги достоинством двадцать пять и пятьдесят рублей. Подделывать «зеленые» не имело практического смысла, хождения внутри «железного занавеса» они не имели. Да и занималось такими «умельцами» ведомство, из московских окон которого была видна вся Колыма.
Но... Занавес рухнул. Рубль, как старый баркас, дал течь, да еще какую. И бросилось население огромной страны скупать валюту, пытаясь хоть как-то сохранить нажитое. Да и, что греха таить, не только сохранить, но и слегка приумножить. Спрос на стабильные денежные знаки стал опережать предложения. В одночасье доллары и немецкие марки понадобились если не всему населению огромной страны, то по крайней мере ее части. Вы, уважаемый читатель, еще не забыли очереди в пунктах обмена валюты? Думаю, что нет. Появились очереди, а с их приходом появились и «умельцы» определенного рода, о которых немало было сказано в предыдущей статье. Не буду повторяться. Лишь приведу один пример из большинства ему подоб-ных.
Случилось эта история тогда, когда на наши головы рухнул очередной «черный понедельник». Или «вторник»? Точно не помню. Да и не суть важно.
У дверей пункта обмена валюты на одной из улочек стояла очередь. Не длинная, как хвост удава, но и не короткая. Длина ее вполне соответствовала ситуации. Вела себя эта очередь весьма пристойно. Никто не шумел, не ерепенился. Народ судорожно сжимал в карманах пачки пятидесятирублевок, надеясь поменять их на длинные долларовые бумажки с большим портретом незнакомого бородача — президента Гранта.
Вот в этой очереди и стояли два наших героя. Худо-бедно, очередь двигалась, с каждой минутой приближая наших героев к желанной цели. И тут... (в каждой такой истории обязательно происходит это «вдруг». Таков уж закон жанра...) Что за напасть? На электронном табло зажглась надпись «Продажи валюты нет». Всё. Что называется — приехали. Везенье не может длиться вечно. Как всему хорошему, ему обязательно приходит конец. И, заметьте, в самый нежелательный момент. Но... Не успели наши герои с поникшим видом отойти и пяти метров от двери обменного пункта, как наткнулись на прекрасно одетого молодого человека, который с обворожительной улыбкой предложил им валюту по достаточно низкому курсу. В подтверждение своих слов он извлек из роскошного кожаного бумажника пачку новеньких хрустящих «баксов». Поразмыслив пару минут, наши герои согласились на сделку, но при одном условии — не менять пачку на пачку. Детективы они читали и, естественно, имели некоторое (пусть и книжное) представление о мошенничествах с так называемыми «куклами» (ко-гда между двумя долларами вставляются листы нарезанной бумаги). Воробьи они, что называется, стреляные, и на мякине их не проведешь. Знай наших! Пачка синеватых пятидесятирублевок перекочевала в карман молодого человека, взамен наши герои получили тощую стопочку долларов. Каждая банкнота ими была просмотрена, исследована на цвет, запах, чуть ли не на вкус. Ко взаимному удовлетворению покупатели и продавец расстались. Ну, а что произошло дальше, Вы, конечно же, догадались, уважаемый читатель. Правильно. Произошло именно то, что на языке уголовного кодекса зовется «сбыт или изготовление поддельных денег». Не стоит дальше растягивать нашу историю и описывать, как наши герои в одном из валютных магазинов предъявили к оплате парочку заморских бумажек. Что из этого получилось, и так ясно. В конечном итоге им пришлось не только расстаться с заработанными российскими рублями, но и доказывать в одном из райотделов милиции, что в данном случае они являются потерпевшей стороной. Смешно? В принципе, да. Но не для наших героев.
Вы можете улыбнуться, уважаемый читатель, и сказать, что на такую детскую уловку могли попасться только полные дураки. Но дураки ли?
А Вы сами можете отличить поддельную долларовую бумажку от настоящей? Конечно же «да», если она изготовлена таким кустарным способом, что это сразу бросается в глаза. А если нет? Бывают случаи, когда даже опытные эксперты-криминалисты порой заходят в тупик.
О разнообразии способов подделки денежных знаков мы говорили в предыдущей статье. Сейчас речь хотелось бы повести о другом.
За все время своего существования доллары США подвергались многим серьезным изменениям. 1990 год преподнес нововведение — вертикальную защитную полоску на левой стороне банкноты. В 1996 году банкноты изменились более кардинально. Хотя цветовой фон долларовой бумажки остался по-прежнему скромным. Всего два цвета. Это отличает доллар не только от наших многоцветных рублей, но и от, скажем, французских франков, австралийских долларов и множества других валют. Два цвета. Не мало ли? Объяснение этому довольно простое. Американцы — народ сугубо практичный, и решили не тратиться на обилие красок. Тем более, что недавние исследования Национальной академии наук США показали, что использование многоцветья отнюдь не является помехой для фальшивомонетчиков. Современные копировальные машины вполне успешно воспроизводят все цвета на банкноте. Так что цвет, оказывается, не является существенной защитой. Появилось и еще одно нововведение. Различные номиналы банкнот имеют разные степени защиты.
Итак, цвет долларовой купюры любого номинала остался прежним — черный на лицевой стороне и зеленый — на оборотной. Не изменился и размер самой банкноты. (То ли дело у нас. Вспомните размеры старого червонца и сравните их с нынешним. Вот это размах!).
Остался прежним и девиз «С нами Бог». Не изменились и портреты исторических личностей и рисунок на обратной стороне банкноты.
Получается, что почти ничего не изменилось?
Изменилось. И вот что:
— портрет на банкноте стал больше и смещен в сторону от ее центра;
— введен водяной знак, повторяющий портрет;
— типографская краска стала менять цвет;
— нанесены печатным способом тонкие концентрические линии;
— на 50-долларовой купюре появилась неброская отличительная особенность.
Теперь более подробно обо всем этом. Начнем с банкноты достоинством в 50 долларов.
Портрет Гранта увеличился и благодаря новому обилию деталей его стало труднее подделать. Портрет сместили от центра и появилось место для размещения водяных знаков.
Как фон к портрету и к зданию на обратной стороне банкноты появились тонкие концентрические линии, которые подделать достаточно проблематично.
Защитная полимерная полоса, проходящая внутри банкноты в вертикальном направлении справа от портрета, указывает номинал банкноты. Имеющаяяся на полосе надпись «USA 50» и флаг просматриваются с обеих сторон. Кроме того, в ультрафиолетовом освещении полоса становится желтой.
Поместите банкноту против света — и Вы увидите водяные знаки, идентичные портрету (до 1996 года этих знаков на банкнотах США не было).
Посмотрите на банкноту под прямым углом:номер в нижней правой части ее лицевой стороны имеет зеленый цвет. Если взглянуть на банкноту под косым углом, то цвет номера меняется на черный.
На обратной стороне банкноты легко читается цифра «50» большого размера.
Обратите внимание на рамку банкноты с лицевой ее стороны. Вы достаточно легко сможете прочитать по всей длине рамки надпись «Fifty», ходя и написана она крайне мелким шрифтом. Еще один элемент микропечати Вы сможете увидеть на портрете Гранта. Вернее, на его сюртуке. Это мелкая надпись «United States of America».
Вид печати Федеральной резервной системы тоже изменился.
И не забудьте, что на новых банкнотах на лицевой их стороне номера серий повторяются дважды.
Это то, что касается банкнот достоинством в 50 долларов. Теперь о банкноте с номиналом в сто долларов.
На ней имеются все признаки, описанные выше. Но имеются и дополнительные виды защиты.
Если Вы посмотрите на портрет Бенджамина Франклина, то на его сюртуке по воротнику сможете прочитать слова «United States of America». Справа от портрета в нижней трети должна обязательно быть контрольная буква и номер в виде одной цифры. Такая же буква и номер ставятся в области левого нижнего угла купюры над рамкой.
Следующая отличительная особенность. Всмотритесь в цифру «100» в левом нижнем углу лицевой стороны купюры. Различили надпись «US 100»?
Отлично. Только учтите, что надпись не должна выходить за пределы номера.
Переверните купюру. Посмотрите в правый ниж-ний ее угол. Здесь над последним нулем цифры «100» должен стоять номер.
Еще одна отличительная особенность — защитная полоска на купюре в сто долларов при ультрафиолетовом освещении должна светиться красным цветом.
Все признаки просмотрены? Они совпали? Теперь можно надеяться, что Вы получили настоящие доллары. Правда, если Вам не пришлось иметь дело с гениальным фальшивомонетчиком.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY