О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Криминальное насилие:
современная ситуация и превентивные меры

Р.А. Базаров,
доктор юридических наук, профессор,
академик РАЕН, полковник милиции

1998 год — год полувекового юбилея со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. Международное сообщество провозгласило в ней право каждого человека на неприкосновенность жизни, здоровья, запрет на насилие, а во многих последующих документах развивало эти основополагающие положения.
Данная проблема имеет особую значимость в нашей стране. Не случайно, что в Конституции России, принятой в 1993 году, законодательно закреплено, во-первых, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации; во-вторых, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Однако фактическое состояние дел по защите граждан от криминального насилия вызывает серьезную тревогу у населения, правоохранительных органов. Современная криминогенная ситуация представляет реальную угрозу основным правам и свободам граждан, социально-экономическому развитию, стабильности, национальной безопасно-сти государства. Об этом весьма убедительно свидетельствуют данные официальной статистики. Так, если в 1997 г. в России было учтено около 820 тыс. преступлений, в 1987 г. — немногим менее 1 млн 200 тыс. преступлений, то уже в 1997 г. — почти 2 млн 400 тыс. преступлений. Что же касается некоторых ежегодных колебаний в уровне преступно-сти, в том числе и в сторону снижения, то они не являются значимыми с точки зрения определения тенденции. За девять месяцев текущего года зарегистрировано 1 млн 884 тыс. преступлений. Такие масштабы преступных проявлений усугубляются негативными качественными показателями. В структуре преступности доминирующую долю составляют тяжкие и особо тяжкие виды криминальных посягательств — 58,6 процента. В более чем 45 регионах их удельный вес составил от 57 до 68 процентов. В 8 регионах темпы прироста убийств выше 30 процентов.
Если несколько лет назад основная часть убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, других насильственных преступлений совершались на бытовой почве, из хулиганских побуждений, под воздействием внезапно возникшего умысла, то в последнее время такие посягательства все чаще носят характер заранее спланированных и подготовленных акций. В 1997 г. в России совершено 370 заказных убийств, 1140 похищений людей, 114 захватов заложников. Более 39 тысяч криминальных посягательств совершено с применением оружия. При этом следует иметь в виду, что эти официальные статистические данные далеко не в полной мере отражают реалии криминального насилия. Так, например, вопреки бытующему мнению о низкой латентности убийств, следует отметить, что особенно в крупных городах, мегаполисах определенное их количество маскируется под самоубийства, несчастные случаи, безвестное исчезновение (десятки тысяч без вести пропавших остаются неразысканными, значительное количество обнаруживается с признаками насильственной смерти).
Кроме этого, сотрудниками правоохранительных органов дается порой неправильная уголовно-правовая квалификация насильственного посягательства, когда, например, судя по объективным обстоятельствам дела, умысел виновного был направлен на лишение жизни другого человека, а уголовное дело возбуждается по менее тяжкому преступлению в зависимости от фактически причиненного физического вреда, который может оказаться и незначительным по не зависящим от виновного причинам.
Высокой латентностью характеризуются такие преступления, как изнасилования. Легко регулируемым в статистическом плане считается хулиганство. Еще нередкими являются случаи заведомо необоснованной оценки уголовно-наказуемого хулиганства как административного правонарушения — мелкого хулиганства.
Высокий уровень тяжкой насильственной преступности, с одной стороны, связан с неблагоприятными условиями во всех сферах социальной действительности, которые сложились в последнее время. С другой стороны, насилие занимает проч-ное место на всем протяжении развития человеческого общества. Поэтому вряд ли обоснованно предполагать, что после решения современных материальных проблем в нашей стране наступит нравственное и криминологическое благополучие. В любом реальном мире всегда были, есть и будут люди, не удовлетворенные своим существованием, материальной обеспеченностью, имеющие проблемы в сфере сексуальных отношений, с психопатическими отклонениями, в том числе не исключающими вменяемость, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства, а также люди, биологические и генетические особенности которых предрасполагают к решению проблем насильственным путем. Поэтому определенный уровень насилия будет сохраняться всегда. Это достаточно убедительно подтверждает криминальная ситуация даже в таких высокоразвитых странах, как США, Япония, Италия, Германия.
Однако это вовсе не означает, что нельзя изменить характер криминального насилия, локализовать его, сдерживать в определенных рамках. По справедливому утверждению известного в стране и за рубежом ученого-криминолога Миньковского Генриха Михайловича, уровень преступности весьма чувствителен к интенсивности, структуре целенаправленных мер борьбы с ней. Важнейшими такими мерами является предупреждение тяжких насильственных преступлений на общесоциальном, специально-криминологическом, уголовно-правовом уровнях.
Общесоциальный уровень предупреждения преступлений относится к ведению органов государственной власти и местного самоуправления. Главное в этом направлении деятельности — создание условий и обеспечение быстрейшего экономиче-ского и нравственного оздоровления общества.
Криминологическое предупреждение тяжких насильственных преступлений осуществляется сотрудниками милиции и включает в себя: 1) своевременное выявление лиц с агрессивной направленностью поведения, от которых можно ожидать с определенной долей вероятности совершения насильственных преступлений против личности;
2) своевременное выявление лиц, от которых можно ожидать совершения корыстно-насильственных преступлений; 3) осуществление предупредительно-разъяснительной работы с вышеназванными лицами, с их близкими; 4) устранение или нейтрализация криминогенных факторов, оказывающих негативное влияние и способствующих совершению тяжких насильственных преступлений. Под воздействием различного рода криминогенных факторов насильственные посягательства совершают, как известно, конкретные люди. Поэтому не представляется возможным достичь желаемых позитивных результатов при условии оставления без профилактического внимания конкретных лиц, от которых зависит, будет совершено криминальное насилие или нет. Из всех должностных категорий сотрудников органов внутренних дел наиболее тесно связан с населением участковый инспектор милиции. Однако выборочные опросы граждан свидетельствуют, что большинство респондентов весьма низко оценивают качество работы участковых инспекторов милиции по индивидуальной профилактике правонарушений и преступлений, отмечают отсутствие контакта участковых с населением. В основу служебной деятельности участковых инспекторов милиции должна быть заложена концепция недопущения совершения криминальных посягательств на основе выявления лиц, которые, судя по их асоциальному, антиобщественному поведению, дают основание полагать, что они склонны к совершению насильственных преступлений, которые еще только их замышляют, а также на основе осуществления индивидуальной профилактической работы с такими лицами в целях воспрепятствования их становлению на преступный путь. Руководители милиции общественной безопасности, органов местного самоуправления должны оценивать работу уча-стковых, исходя из вышеназванного подхода.
Уголовно-правовая профилактика тяжких насильственных преступлений осуществляется правоохранительными органами, судебной системой и включает в себя, прежде всего, обеспечение неотвратимости ответственности и наказания за совершенное криминальное насилие.
Около 67% насильственных преступлений отнесены по действующему уголовному законодательству к категориям тяжких и особо тяжких преступлений. Эти преступные посягательства представляют повышенную общественную опасность, причиняют нередко ничем не восполнимый вред здоровью, жизни граждан. Поэтому вполне обоснованными представляются строгие санкции норм об ответственности за их совершение.
При задержании лица, подозреваемого в криминальном насилии, применении меры пресечения в виде заключения под стражу, при вынесении судом обвинительного приговора с назначением наказания в виде лишения свободы, во-первых, исключается либо ограничивается возможность совершения нового преступления этим лицом. Во-вторых, на такое лицо оказывается и существенное психологическое воздействие посредством кары за содеянное и угрозы еще более строгого наказания в случае совершения повторного преступления. Данные факторы представляют собой частную превенцию. Наряду с этим они также оказывают определенное психологическое воздействие угрозой наказания, убеждением в невыгодности совершать преступление на неопределенно широкий круг граждан. Речь идет об общей превенции. Она состоит в устрашении уголовным наказанием лиц с агрессивной направленностью поведения на примерах привлечения к уголовной ответственности других лиц и применения к ним уголовного наказания. Общая превенция имеет целевую направленность на удержание от вовлечения в сферу насильственной преступности все новых и новых граждан, тем самым — на постепенное сокращение воспроизводства этого вида преступности. Даже если эффективность частной превенции будет невысокой, если комплекс уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных мер не будет обеспечивать предупреждение повторных преступлений со стороны лиц, уже совершивших криминальное насилие, то есть преступные деяния будут совершать одни и те же лица, то рецидивисты раньше или позже вновь изолируются от общества, да на еще больший срок, чем в первый раз. А высокая эффективность общего предупреждения способна обеспечить нравственное оздоровление общества, поскольку все меньше новых людей будет вовлекаться в криминально-насильственную сферу.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY