|
|
Конкуренция
— фактор экономического роста
А.В. Кондрашов,
начальник Челябинского территориального управления
государственного антимонопольного комитета РФ
Развитие конкуренции в настоящее время играет ключевую
роль в становлении рыночной экономики в нашей стране. Конкуренция является
основным фактором, который заставляет предприятия улучшать качество
товара, искать новые технологии, тем самым стимулируя технологический
прогресс в обществе, удешевляющий производство и снижающий стоимость
товара. Конкуренция также стимулирует производство тех товаров и услуг,
которые требуются потребителю.
Монополистическая деятельность, напротив, направлена на ограничение
и устранение конкуренции и повышение цен. Во всех развитых странах проводится
государственная политика, направленная на развитие конкуренции и ограничение
монополистической деятельности.
В России защиту конкуренции на товарных рынках осуществляет антимонопольный
комитет на основании Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках».
Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики,
направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими
субъектами доминирующим поло-жением на соответствующих товарных рынках,
а также формы недобросовестной конкуренции.
Нормы закона,запрещающие монополистиче-скую деятельность, адресованы
хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном
рынке. Субъект признается занимающим доминирующее положение на рынке,
если его доля на соответствующем товарном рынке превышает 35 % и его
действия нарушают антимонопольное законодательство. Антимонопольные
органы ведут реестр таких предприятий. Значение Реестра состоит в том,
что включение в него освобождает от необходимости в каждом случае устанавливать
признаки доминирующего положения.
Злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением на рынке
является одним из наиболее типичных видов нарушения антимонопольного
законодательства (статья 5 Закона). Монополистические действия хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение, направлены в первую очередь
на создание ограничений для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам,
вытеснение конкурентов, получение сверхприбыли и т. п.
К запрещаемым антимонопольным законодательством действиям хозяйствующего
субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, относятся:
— изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является
создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
— навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или
не относящихся к предмету договора (необоснованное требование финансовых
средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента
и др.);
— включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента
в неравное по-ложение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
— согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений,
касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;
— создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;
— нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
— установление монопольно высоких (низких) цен;
— необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями
(заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего
товара.
Приведенный в статье 5 Закона «О конкуренции...» перечень возможных
запрещаемых действий не носит исчерпывающего характера. Антимонопольный
орган вправе применить к хозяйствующему субъекту меры воздействия и
в случаях, прямо не указанных в Законе, если действия этого субъекта
ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов
и граждан, то есть отвечают общему определению понятия «злоупотребление
доминирующим положением». Указанный в статье 5 перечень составов неправомерных
действий содержит наиболее типичные нарушения и может помочь правильно
квалифицировать поведение доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта.
Вместе с тем, например, предметом рассмотрения антимонопольного органа
могут быть отказ доминирующего хозяйствующего субъекта от выполнения
уже заключенного договора, или навязывание заключения договора, хотя
данные составы нарушений прямо не указаны в перечне ст. 5 Закона.
Положения статьи 5 Закона не следует рассматривать только как запретительные
нормы, которые должны использовать в своей работе антимонопольные органы.
Сами хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать нормы антимонопольного
законодательства и не допускать включения в договоры по-ложений, запрещенных
Законом о конкуренции.
Для возбуждения дела по факту нарушения данной статьи Закона необходимо
наличие двух обязательных условий:
1. Хозяйствующий субъект должен занимать доминирующее положение на рынке,
то есть исключительное положение, дающее ему возможность оказывать решающее
влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном
рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Необходимо отметить, что не требуется обязательного включения хозяйствующего
субъекта в Реестр в качестве условия признания его положения доминирующим.
Антимонопольный орган вправе применять к хозяйствующему субъекту меры,
предусмотренные статьей 12 Закона о конкуренции, при наличии доказательств
доминирования субъекта на рынке, представление которых является обязанностью
антимонопольного органа.
2. Хозяйствующий субъект должен злоупотреблять своим доминирующим положением,
то есть осуществлять такие действия, которые приводят или могут привести
к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других хозяйствующих
субъектов или физических лиц (не обязательно тех, которые являются реальными
или потенциальными конкурентами доминирующего на рынке хозяйствующего
субъекта).
Помимо предприятий, занимающих доминирующее положение, долю которых
на рынке необходимо уточнять, существуют так называемые естественные
монополии. Субъекты естественных монополий занимают исключительное положение
на рынке в силу технологических причин и, следовательно, неустранимых
с помощью обычных конкурентных механизмов. Деятельность субъектов естественных
монополий находится под контролем органов государственного регулирования
естественных монополий. Однако субъекты естественных монополий по сути
своего положения на рынке, обладают рыночной властью, поэтому запреты,
установленные антимонопольным законодательством, касаются и этих субъектов.
Следовательно, их деятельность является объектом наблюдения и контроля
как антимонопольных органов, так и органов регулирования естественных
монополий. Исключения составляют лишь нарушения субъектами естественных
монополий установленного порядка ценообразования, контроль за которыми
осуществляют только органы регулирования естественных монополий.
Наиболее сложными для выявления и доказывания являются нарушения, связанные
с антиконкурентными соглашениями. Существуют два вида соглашений: горизонтальные
и вертикальные.
Горизонтальные соглашения заключаются между конкурентами:
поставщиками или покупателями, действующими на одном товарном рынке.
Примерами таких соглашений являются: сговор о ценах или о методах их
установления, раздел рынка, ограничение доступа для посторонних организаций.
Отдельная часть статьи (п. 2 ст. 6 Закона) трактует вертикальные соглашения,
то есть соглашения между поставщиками и покупателями, находящимися на
разных уровнях производства или распределения. Нормы контроля за вертикальными
соглашениями являются менее жесткими. Распространенными случаями вертикальных
соглашений является предоставление одной из сторон эксклюзивных прав
в коммерческих сделках.
Закон о конкуренции в части статей 7 и 8 устанавливает перечень жестких
запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных
на ограничение конкуренции на товарных рынках.
Акты указанных органов подлежат антимонопольному контролю только в случае,
если они ущемляют права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции
на товарных рынках. В том числе нарушениями антимонопольного законодательства
признаются такие действия, как: необоснованное предоставление отдельным
хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение
по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того
же товара;
необоснованное препятствие созданию новых хозяствующих субъектов; указания
о приоритетном заключении договоров; необоснованное препятствие осуществлению
деятельности хозяйствующего субъекта.
В этой же статье запрещается совмещение функ-ций органов исполнительной
власти с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих
субъектов функциями и правами указанных органов. Так, недопустимо совмещение
исполнительно-распорядительных функций учреждения с осуществлением каких-либо
работ на коммерческой основе. По данным основаниям антимонопольный орган
вправе оспорить в арбитражном суде реги-страцию юридического лица. В
частности, был признан недействительным акт о регистрации арендного
предприятия, уставом которого предусматривалось, что предприятие осуществляет
функции санэпидемстанции и хозяйственную деятельность на основе аренды
государственного имущества, а также выполняет обязанности государственного
санитарного надзора. Закон о конкуренции не распространяется на некоммерческие
организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, хотя
такие организации также могут быть наделены функциями органов исполнительной
власти.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона запрещаются достигнутые в
любой форме соглашения органов исполнительной власти и органов мест-ного
самоуправления между собой либо с хозяйствующими субъектами, направленные
на ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих
субъектов и граждан, в том числе направленные на:
— повышение или поддержание цен (тарифов);
— раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж, по ассортименту,
по кругу продавцов и покупателей;
— ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.
Предметом рассмотрения антимонопольных органов могут быть не только
действия, но и бездействие органов исполнительной власти, например,
неисполнение определенных процедур в сроки, установленные правовыми
актами.
Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 9 Закона о конкуренции,
должностным лицам органов государственой власти и государственного управления
запрещается принимать участие в предпринимательской деятельности, а
именно:
— заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
— иметь в собственности предприятия;
— занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта;
— самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих
им акций, вкладов, долей при принятии решения общим собранием хозяйственного
товарищества и общества.
За совершение монополистических действий и ограничение конкуренции наряду
с гражданско-правовой и административной также предусмотрена уголовная
ответственность. Уголовно наказуемыми являются не любые проявления монополистических
действий и ограничения конкуренции, а лишь совершенные указанными в
уголовном законе способами. К ним относятся: установление монопольно
высоких (низких) цен, раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение
с него других субъектов экономической деятельности, установление единых
цен, поддержание цен.
Указанные в ч. 1 ст. 178 УК РФ методы монополистической деятельности
являются коллективными способами действий реальных или потенциальных
конкурентов на рынке. Законом о конкуренции такие действия признаются
соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
Под ограничение конкуренции подпадают также деяния должностных лиц органов
власти и местного самоуправления, посягающие на добросовестную конкуренцию.
В частности, распространенное сейчас в некоторых субъектах РФ издание
актов, ограничивающих доступ на рынок товаров из других регионов или
препятствующих вывозу товаров с местного рынка, может быть пресечено
применением к виновным должностным лицам ст. 178 УК РФ.
В заключение хочется отметить, что законодательство, регулирующее вопросы
развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополи-стической
деятельности, сложилось в комплексную отрасль публичного права — конкурентное
право. Антимонопольное законодательство продолжает развиваться и совершенствоваться.
Знание и соблюдение конкурентных законов способствует созданию и эффективному
функционированию цивилизованного российского рынка.
|
|
|