О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Уголовная ответственность за деятельность,
связанную с проституцией

Е.Н. Сережкина,
аспирант кафедры уголовного права и уголовного процесса ЧелГУ

В наше время проституция стала обыденным явлением наряду с безработицей и ростом цен. «Ночные бабочки» печатают свои объявления в разделах «Красивая жизнь» газет, предлагают свои услуги через охранников и обслуживающий персонал гостиниц, просто стоят вдоль проезжей части дорог на оживленных улицах города. О них знают и сотрудники уголовного розыска, и персонал вендиспансеров.
А между тем, за занятие проституцией предусмотрена административная ответственность и уголовная ответственность за действия, связанные с проституцией, вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних лиц и достигших 18 лет, организацию и содержание притонов для занятия проституцией. Как же обстоят дела с привлечением к ответственности за названные действия на Южном Урале?
В соответствии с законодательством вопрос о привлечении проституток к административной ответственности решается административными комиссиями при районных (городских) администрациях после поступления к ним соответствующих материалов из милиции. По результатам проведенного нами исследования по Оренбургской, Челябинской и Курганской областям имеется лишь один факт привлечения к ответственности по ст. 1642 КоАП за занятие проституцией. Девушка привлекалась к административной ответственности в виде предупреждения. Анкетирование проституток показало, что из них 10 процентов задерживались сотрудниками милиции за занятие проституцией, но протоколы при этом не составлялись, а лишь проводились профилактические беседы о недопустимости продолжения такого занятия.
Говоря же о привлечении к уголовной ответственности за действия, связанные с проституцией, нужно отметить, что в целом по России уголовных дел, возбужденных по этим фактам, — единицы. Ситуация такова, что органы внутренних дел, имея оперативную информацию о том, что лицо занимается вовлечением в занятие проституцией, сводничеством, содержит притон, не используют ее для привлечения этого лица к ответственности в силу ряда причин. В их числе можно назвать отсутствие четкого законодательного определения понятия «проституция», сложность доказывания фактов вступления в половую связь за плату, нехватку кадров. Криминогенная обстановка такова, что органы правопорядка в первую очередь занимаются расследованием тяжких насильственых преступлений и не имеют возможности должным образом реагировать на все факты нарушения уголовного закона. Нужно отметить и то обстоятельство, что общественное мнение ориентировано на признание занятия проституцией безобидной и даже приносящей пользу деятельностью. Опросы общественного мнения показывают, что значительная часть населения выступает за легализацию проституции, считая, что при этом:
снизится уровень венерических заболеваний, так как девушки обязаны будут регулярно проходить медосмотр;
государство получит источник дохода в виде сбора с лиц, занимающихся проституцией;
появится больше возможностей для пресечения преступности несовершеннолетних;
уменьшится число преступлений, совершаемых на сексуальной почве.
Доводы весьма спорные, но нельзя не признать, что общественное настроение оказывает воздей-свие на качество работы правоохранительных органов в этом направлении.
Обобщение практики применения ст. 210, 226 УК РСФСР и ст. 151, 240, 241 УК РФ по южноуральскому региону за период с 1994 года показало следующее:
по Оренбургской области не было фактов привлечения к ответственности по этим статьям;
в Челябинской области в 1995 году по двум уголовным делам были привлечены к ответственности 8 человек за сводничество с корыстной целью и вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией. По одному из уголовных дел судом было вынесено частное определение в адрес главного редактора газеты частных объявлений, в которой печатались объявления об оказании интимных услуг, а также о наборе на работу «массажисток», водителей, диспетчеров. Судом было отмечено, что реклама и объявления подобного содержания граничат с уголовно наказуемым деянием, поскольку являются необходимым звеном для достижения цели сводничества. Однако аналогичные объявления продолжают публиковаться с завидным постоянством;
по Курганской области имеется лишь одно уголовное дело по сводничеству. По нему к ответственности были привлечены 9 человек.
Таким образом, за период с 1994 г. по Южному Уралу было возбуждено три уголовных дела по фактам сводничества и вовлечения в занятия проституцией. По ним расследовалась деятельность четырех «фирм», занимавшихся предоставлением интимных услуг за плату, тогда как любой из выпусков газеты бесплатных объявлений содержит таких объявлений около четырех десятков.
С принятием в 1996 году УК РФ ситуация в деле борьбы с проституцией и связанными с ней действиями еще более более осложнилась. Исключена уголовная ответственность за сводничество. Привлечение же к уголовной ответственности за вовлечение в занятие проституцией путем опубликования подобных объявлений невозможно, так как необходимо установить вовлечение конкретного лица в совершение конкретного преступления, а не просто обращение к неопределенному кругу лиц с предложением предоставлять интимные услуги за вознаграждение.
Учитывая результаты проведенных нами обобщений практики предлагается:
исключить административную ответственность, как не оправдавшую себя;
дополнить Уголовный кодекс нормой, предусматривающей ответственность за сводничество, то есть корыстное посредничество между мужчиной и женщиной для содействия вступлению их в половую связь.

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY