|
|
Уголовная
ответственность за деятельность,
связанную с проституцией
Е.Н. Сережкина,
аспирант кафедры уголовного права и уголовного процесса ЧелГУ
В наше время проституция стала обыденным явлением наряду
с безработицей и ростом цен. «Ночные бабочки» печатают свои объявления
в разделах «Красивая жизнь» газет, предлагают свои услуги через охранников
и обслуживающий персонал гостиниц, просто стоят вдоль проезжей части
дорог на оживленных улицах города. О них знают и сотрудники уголовного
розыска, и персонал вендиспансеров.
А между тем, за занятие проституцией предусмотрена административная
ответственность и уголовная ответственность за действия, связанные с
проституцией, вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних лиц
и достигших 18 лет, организацию и содержание притонов для занятия проституцией.
Как же обстоят дела с привлечением к ответственности за названные действия
на Южном Урале?
В соответствии с законодательством вопрос о привлечении проституток
к административной ответственности решается административными комиссиями
при районных (городских) администрациях после поступления к ним соответствующих
материалов из милиции. По результатам проведенного нами исследования
по Оренбургской, Челябинской и Курганской областям имеется лишь один
факт привлечения к ответственности по ст. 1642 КоАП за занятие проституцией.
Девушка привлекалась к административной ответственности в виде предупреждения.
Анкетирование проституток показало, что из них 10 процентов задерживались
сотрудниками милиции за занятие проституцией, но протоколы при этом
не составлялись, а лишь проводились профилактические беседы о недопустимости
продолжения такого занятия.
Говоря же о привлечении к уголовной ответственности за действия, связанные
с проституцией, нужно отметить, что в целом по России уголовных дел,
возбужденных по этим фактам, — единицы. Ситуация такова, что органы
внутренних дел, имея оперативную информацию о том, что лицо занимается
вовлечением в занятие проституцией, сводничеством, содержит притон,
не используют ее для привлечения этого лица к ответственности в силу
ряда причин. В их числе можно назвать отсутствие четкого законодательного
определения понятия «проституция», сложность доказывания фактов вступления
в половую связь за плату, нехватку кадров. Криминогенная обстановка
такова, что органы правопорядка в первую очередь занимаются расследованием
тяжких насильственых преступлений и не имеют возможности должным образом
реагировать на все факты нарушения уголовного закона. Нужно отметить
и то обстоятельство, что общественное мнение ориентировано на признание
занятия проституцией безобидной и даже приносящей пользу деятельностью.
Опросы общественного мнения показывают, что значительная часть населения
выступает за легализацию проституции, считая, что при этом:
снизится уровень венерических заболеваний, так как девушки обязаны будут
регулярно проходить медосмотр;
государство получит источник дохода в виде сбора с лиц, занимающихся
проституцией;
появится больше возможностей для пресечения преступности несовершеннолетних;
уменьшится число преступлений, совершаемых на сексуальной почве.
Доводы весьма спорные, но нельзя не признать, что общественное настроение
оказывает воздей-свие на качество работы правоохранительных органов
в этом направлении.
Обобщение практики применения ст. 210, 226 УК РСФСР и ст. 151, 240,
241 УК РФ по южноуральскому региону за период с 1994 года показало следующее:
по Оренбургской области не было фактов привлечения к ответственности
по этим статьям;
в Челябинской области в 1995 году по двум уголовным делам были привлечены
к ответственности 8 человек за сводничество с корыстной целью и вовлечение
несовершеннолетних в занятие проституцией. По одному из уголовных дел
судом было вынесено частное определение в адрес главного редактора газеты
частных объявлений, в которой печатались объявления об оказании интимных
услуг, а также о наборе на работу «массажисток», водителей, диспетчеров.
Судом было отмечено, что реклама и объявления подобного содержания граничат
с уголовно наказуемым деянием, поскольку являются необходимым звеном
для достижения цели сводничества. Однако аналогичные объявления продолжают
публиковаться с завидным постоянством;
по Курганской области имеется лишь одно уголовное дело по сводничеству.
По нему к ответственности были привлечены 9 человек.
Таким образом, за период с 1994 г. по Южному Уралу было возбуждено три
уголовных дела по фактам сводничества и вовлечения в занятия проституцией.
По ним расследовалась деятельность четырех «фирм», занимавшихся предоставлением
интимных услуг за плату, тогда как любой из выпусков газеты бесплатных
объявлений содержит таких объявлений около четырех десятков.
С принятием в 1996 году УК РФ ситуация в деле борьбы с проституцией
и связанными с ней действиями еще более более осложнилась. Исключена
уголовная ответственность за сводничество. Привлечение же к уголовной
ответственности за вовлечение в занятие проституцией путем опубликования
подобных объявлений невозможно, так как необходимо установить вовлечение
конкретного лица в совершение конкретного преступления, а не просто
обращение к неопределенному кругу лиц с предложением предоставлять интимные
услуги за вознаграждение.
Учитывая результаты проведенных нами обобщений практики предлагается:
исключить административную ответственность, как не оправдавшую себя;
дополнить Уголовный кодекс нормой, предусматривающей ответственность
за сводничество, то есть корыстное посредничество между мужчиной и женщиной
для содействия вступлению их в половую связь.
|
|
|