О журнале
Архив журналов
Обзоры
Законы
Постановления
Детектив
 

Уклонение от уплаты таможенных платежей

А.А. Максимов,
начальник Челябинской таможни, советник таможенной службы 1-го ранга

В связи с принятием в 1993 г. Таможенного кодекса Российской Федерации впервые установлена уголовная ответственность за уклонение от
уплаты таможенных платежей. Федеральным Законом РФ от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в главу УК РСФСР о хозяйственных преступлениях включена ст. 162-6 «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Уголовный кодекс РСФСР установил уголовную ответственность за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах. При этом крупный размер определялся суммой неуплаченных таможенных платежей, превышающей двести минимальных размеров оплаты труда, а особо крупный — суммой неуплаченных таможенных платежей, превышающей тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 110 ТК РФ таможенными платежами являются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации и в иных предусмотренных законом случаях: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензии, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста, таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, принятие предварительного решения и участие в таможенных аукционах. Конкретные размеры (ставки) каждого из указанных платежей установлены законодательством Российской Федерации или постановлениями Правительства России. Так, товары, перемещаемые через таможенную границу страны, облагаются таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г.»О таможенном тарифе». Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов (за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе»). Ставки таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, установлены Постановлением Правительства РФ № 454 от 6 мая 1995 г. При перемещении товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, физические лица уплачивают таможенные платежи, ставки которых установлены постановлением Правительства РФ № 808 от 18 июля 1996 г. Налог на добавленную стоимость как вид таможенных платежей взимается в соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость». В законе установлены плательщики налога, объекты налогообложения, ставки налога, порядок его исчисления и сроки уплаты, а также перечень товаров, освобожденных от этого налога. Ставки акцизов, объекты налогообложения, порядок исчисления акциза установлены Законом РСФСР «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г.
Уплата таможенных платежей таможенному органу РФ производится до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации (ст. 119 Таможенного кодекса РФ). В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, которая не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
В связи с тем, что состав преступного уклонения от уплаты таможенных платежей излагался в диспозиции ст. 162-6 УК РСФСР без раскрытия его признаков, в правоприменительной практике возникали сложности при квалификации таких преступлений.
Вместе с тем, из анализа таможенного законодательства следует, что умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей — это совершение действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо направленных на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей.
Таким образом, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 162-6 УК РСФСР, выражалась:
— в совершении действий, направленных на необоснованное освобождение от таможенных платежей или их занижение путем заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров или заявление таможенным органам иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;
— в совершении действий, направленных на возврат уже уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение либо возвращение не в полном объеме без надлежащих оснований путем представления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения;
— в неуплате таможенных платежей таможенному органу Российской Федерации в порядке, размерах и в сроки, определяемые законодательством РФ или таможенными органами России в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, если такая неуплата произошла без уважительной причины, т. е. при реальной возможности их уплаты. Неуплата таможенных платежей по независящим от воли плательщика обстоятельствам, лишившим его возможности внести таможенные платежи в установленный срок, объективной стороны данного преступления не образует.
В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться:
— в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;
— в предоставлении таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты, либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
— в отзыве плательщиком платежных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;
— в нарушении сроков уплаты таможенных платежей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, при реальной возможности их уплаты и т. д.
Субъектом данного преступления являются плательщики таможенных платежей, т.е. лица, обязанные уплачивать их. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с Таможенным кодексом РФ
(ст. 118 ТК). Декларантом признается лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени (п. 10 ст. 18, ст. 172 ТК РФ). К иным лицам, ответственным за уплату таможенных платежей, относятся владельцы таможенного склада (ст. 50 ТК РФ), магазина беспошлинной торговли (ст. 56 ТК РФ), склада временного хранения (ст. 154 ТК РФ) перевозчик товара (ст. 144 ТК РФ).
Таким образом, плательщиками таможенных платежей являются преимущественно юридические лица. Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо. Юридические лица уголовной ответственности не несут. Такое решение формально вытекало из известного юридического постулата, выраженного в латинской формуле: «Societas delinguere non potest» (коллективный субъект не может быть ответственным за преступление) который, в свою очередь, базировался на более известном постулате: «nulla polnasine culpa» (нет преступления без вины). Понятно, что традиционно понимаемую вину как психическое отношение субъекта правонарушения к совершенному им деянию у юридического лица обнаружить вряд ли можно. Однако многие европейские страны, встав перед проблемой резкого роста правонарушений и преступлений, совершаемых корпорациями и иными юридическими лицами, давно пошли по пути введения института ответственности за совершение уголовных правонарушений. В настоящее время такая ответственность установлена во Франции, Финляндии, Бельгии, Дании, Японии, Канаде, США, Корее, Голландии, Норвегии, Австрии и некоторых других странах. Очевидно, в решении вопросов ответственности юридических лиц Россия будет идти по пути большинства стран Европы, которые, закрепив этот институт сначала в отдельных законодательных актах, затем распространили его на гораздо более широкий круг публично-правовых отношений, а далее, или даже одновременно с этим, ввели уголовную ответственность юридических лиц.
В период действия УК РСФСР и в настоящее время в случае неуплаты таможенных платежей юридическим лицом уголовной ответственности подлежат должностные лица и иные работники российских и иностранных юридических лиц. Однако вынесение только индивидуального наказания в отношении должностного лица либо иного работника предприятия, учреждения, организации оказывает на само юридическое лицо недостаточно превентивное воздействие. Причиняемый правонарушениями юридических лиц значительный ущерб и получаемая хозяйственная выгода несопоставимы с размером индивидуального наказания, который, как правило, незначителен. При этом из поля зрения как бы выпадает то, что юридическое лицо, извлекающее всю выгоду из этого, остается вне досягаемости закона.
Кроме того, нередко цель наказания или взыскания не достигает результата еще и потому, что юридическое лицо выдвигает подставных лиц. Тот же, кто действительно должен был бы нести ответственность, не видит резона предотвращать аналогичные нарушения и впредь.
По общему же правилу субъектом данного преступления являются как граждане РФ, так и иностранцы, либо лица без гражданства, достигшие
16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо сознает, что в результате его действий (бездействия) оно, либо юридическое лицо, чьи интересы оно представляет по должности, доверенности, договору, уклоняется от уплаты таможенных платежей и желает действовать таким образом. Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием правонарушителям в уклонении от уплаты таможенных платежей, несут ответственность за соучастие в совершении этого преступления.
С принятием нового Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 194, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, включена в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В первоначальной редакции данная статья имела некоторые отличия от текста ст. 162-6 УК РСФСР, сохраняя в целом ее содержание и структуру. Отличия состояли в следующем: снималось определение уклонения как умышленного; повышался размер уклонения от уплаты таможенных платежей, признаваемый крупным; исключался такой квалифицирующий признак, как совершение деяния в особо крупном размере.
Сам состав ст. 194 УК РФ был сформулирован таким образом, что в ряде случаев возникали сложности в определении субъекта ответственности, поскольку таможенные правила не конкретизируют участника таможенного правоотношения, который должен отвечать за их нарушение. Субъектом данного преступления признавалось лицо, обязанное уплатить таможенные платежи. Как уже говорилось выше, плательщиками таможенных платежей являются преимущественно юридические лица. Возникал вопрос: возможно ли привлечение к уголовной ответственности должностного лица или иного работника организации в случае уклонения данной организацией от уплаты таможенных платежей?
Федеральный Закон РФ от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» изложил ч. 1 ст. 194 УК в новой редакции: «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере». Согласно примечанию к ст. 194 УК РФ крупным размером признается сумма неоплаченных таможенных платежей, превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Однако и данная редакция статьи не является совершенной, поскольку сама диспозиция статьи дается без раскрытия признаков объективной стороны, в связи с чем опять будут возникать сложности в определении субъекта преступления.
Новая редакция ст. 194 УК РФ помимо неодно-кратности содержит еще три квалифицирующих признака:
а) совершение деяния группой по предварительному сговору, т. е. если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления;
б) рецидив преступления, т. е. совершение преступления лицом, имеющим судимость за совершение преступлений , предусмотренных ст. 94, 198 или 199 УК РФ;
в) неоднократно;
г) совершение преступления в особо крупном размере, под которым понимается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая три тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Физические лица привлекаются к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей в случае перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств и постановки их по поддельным документам на учет в ГИБДД.
Примером может служить уголовное дело, возбужденное начальником Челябинской таможни в отношении Серскова Н. В.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о возбуждении уголовного дела № 13/137
16.02.1998 года г.Челябинск

Начальник Челябинской таможни, советник таможенной службы 1 ранга Максимов Андрей Алексеевич, рассмотрев материалы дела о нарушении таможенных правил № 09700-295/98, —
УСТАНОВИЛ:
Гражданин С. в апреле месяце 1997 года приобрел в Объединенных Арабских Эмиратах автомобиль «Тойота Ланд Краузер» 1997 года выпуска и переместил его на таможенную территорию Российской Федерации. Имея прямой умысел на уклонение от уплаты таможенных платежей, гр. С. по договоренности с гр. М. поставили указанный автомобиль на учет в органы ГАИ по поддельным документам Республики Беларусь на друга гр. М. гр. Н-ва. В день постановки автомобиля на учет в органы ГАИ она в тот же день была переоформлена на жену гр. С.
Согласно расчета ОТОиТК № 2 Челябинской таможни сумма таможенных платежей, необходимых для таможенного оформления автомобиля «Тойота Ланд Краузер», составляет 147.780 рублей 81 ко-пейку, что значительно превышает 1000-кратный минимальный установленный законом размер месячной оплаты труда.
Таким образом в действиях гр. С. усматривается состав уголовно наказуемого деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 ч. 1 УК РФ.
ПОСТАНОВИЛ:
— возбудить по факту нарушения таможенного законодательства в отношении гр. С. уголовное дело по признакам ст. 194 ч. 1 УК РФ;
— копию настоящего постановления направить Челябинскому транспортному прокурору;
— производство дознания по настоящему делу поручить отделу дознания Челябинской таможни.

А.А. Максимов,
начальник Челябинской таможни,
советник таможенной службы 1 ранга

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о передаче уголовного дела по подследственности
г.Челябинск 15 апреля 1998 г.

Дознаватель Челябинской таможни, инспектор таможенной службы 2 ранга Ермаков А.А., рассмотрев материалы уголовного дела № 13/137 по обвинению гр. С. в преступлении, предусмотренном ч.1 ст. 194 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Гр. С., 1960 года рождения, уроженец г. Челябинска, обвиняется в том, что в апреле 1997 года приобрел в Объединенных Арабских Эмиратах автомобиль «Тойота Ланд Краузер» и через таможенный пост в Оренбургской области переместил его на таможенную территорию РФ.
Имея прямой умысел на уклонение от уплаты таможенных платежей, гр. С. по договоренности с гр. М. поставил указанный автомобиль на учет в органы ГАИ по поддельным документам Республики Беларусь на друга гр. М. гр. Н-ва. В день постановки автомобиля на учет в органы ГАИ 21.08.97 года автомобиль в этот же день был переоформлен на жену гр. С.
В ходе дознания установлено, что перемещение автомобиля «Тойота Ланд Краузер» через таможенную границу РФ таможенными органами РФ, а именно: Курганской, Магнитогорской, Орской, Оренбургской таможнями — не зафиксировано.
Таким образом, имеет место факт перемещения автомобиля через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля. Уголовная ответственность за вышеуказанное деяние установлена ч. 1 ст. 188 УК РФ.
На основании изложенного и учитывая, что по уголовным делам данной категории предварительное следствие проводят следователи органов прокуратуры, ФСБ и ОВД, согласно указанию заместителя Южно-Уральского транспортного прокурора Колчеданцева А.Г., руководствуясь ст. 126, 132 ч. 1 УПК РСФСР,
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело № 13/137, возбужденное начальником Челябинской таможни в отношении гр. С. направить в Южно-Уральскую транспортную прокуратуру по подследственности.

А.А. Ермаков,
дознаватель ОД Челябинской таможни

Предыдущая страницаВверхНа главную Copyright © MaZaY